Впрочем, среди множества разрозненных фактов и мифов, неизбежных при составлении житий, всё же можно различить сведения, похожие на биографию «настоящего» Патрика. Тем более что до нас дошёл ценный документ той эпохи – «Исповедь», принадлежащая перу некоего Патрика, которого и принято считать тем самым легендарным святым, крестившим Ирландию. И хотя биографических сведений в этом источнике не так много, расставить основные вехи в жизнеописании миссионера он позволяет.
Родился будущий святой в Британии в богатой и знатной семье дьякона Кальпурния, который, в свою очередь, был сыном священника Потита. Сведения о дате рождения Патрика сильно разнятся, но, вероятнее всего, это последняя четверть IV века. Есть свидетельства, что Патрик – имя, приобретённое им уже взрослым, а в детстве у него было два других имени: Суккат – кельтское, данное при рождении, и Магон – латинское, наречённое при крещении.
В юности Магон, по его собственным словам, не отличался набожностью и благочестием и был непослушен священникам. «Я не познал ещё истинного Бога», – пишет он. И то, что с ним случилось в 16 лет, святой считает справедливым воздаянием за свои грехи и неверие. Произошло событие, перевернувшее всю его жизнь: на загородную усадьбу семьи Магона напали разбойники, похитили хозяйского сына и «со многими тысячами» отвезли в Ирландию.
В рабстве, которое продолжалось шесть лет, Магон был поставлен пасти овец. Именно к этому времени относят появление его третьего имени – Патрик. Хозяин Магона как бы в насмешку над аристократическим происхождением своего пастуха дает ему прозвище Cothrige, что означало на местном наречии «знатный человек». Со временем это прозвище было переведено на латинский и получилось Патриций, или Патрикий, а коротко – Патрик.
По словам Патрика, только в плену он наконец смог узреть свои грехи и обратиться всем сердцем к Богу. Об этом периоде своей жизни, связанном с покаянием, святой подробно пишет в «Исповеди». «Дух мой побуждал меня к тому, что за день я произносил до ста молитв и почти столько же ночью, – и так даже тогда, когда находился в лесу или в горах, и я просыпался до восхода, чтобы молиться», – говорит он. Патрик вспоминает, что молился «в снегу, на ледяном холоде, под дождем», ни разу не поленился – и ни разу не заболел. «Ибо, как я вижу теперь, дух полыхал во мне в те дни», – пишет он.
Уже в старости святой вспоминает годы плена как самое светлое и благодатное время в своей жизни. Возможно, поэтому прозвище Патрик, данное пастуху, чтобы его унизить, юноша полюбил как свое новое имя, знаменовавшее начало новой жизни, в «Исповеди» упоминает уже только его, с ним же и прославлен в лике святых.
Из плена Патрику удалось бежать через шесть лет. Пройдя около двухсот миль, беглец достиг побережья, где попросился на отбывавший корабль. Неясно, как долго плавал он с моряками вдоль необитаемых берегов Британии и Галлии (современной Франции), но в итоге Патрик оказывается дома.
Не успели, однако, родные до конца осознать свою радость – ведь никто уже и не надеялся увидеть Магона живым, – как вернувшийся из плена молодой человек получает во сне откровение вернуться в Ирландию к своим мучителям и проповедовать там Христа распятого и воскресшего.
Дальнейшая жизнь Патрика, связанная с принятием епископского сана и возвращением в Ирландию в качестве миссионера, в «Исповеди» отражена очень скудно – в виде косвенных упоминаний и намёков. О ней принято судить, опираясь на другие источники, которые, во всяком случае, не противоречат отрывочным сведениям, изложенным в этом документе.
Известно, что в Ирландию Патрик отправился не тотчас после полученного откровения. Первым делом он едет в Галлию к Герману, епископу Осерскому, где проходит обучение и становится служителем церкви. Есть упоминания о рукоположении его Германом в дьяконы, а затем (вероятно, им же) в епископы. Святой Герман Осерский, кстати, тоже вошёл в месяцеслов РПЦ наряду с Патриком и ещё 13 западными святыми.
Сам Патрик до конца жизни был невысокого мнения о своей учёности, так как в «Исповеди» то и дело называет себя «невеждой», «грешным неучем» и т.п. И действительно, текст «Исповеди» написан на довольно плохой латыни. Это, однако, не помешало успеху его миссии в Ирландии.
Туда Патрик едет уже в епископском сане в 432 году. Миссионерское путешествие святого по этой стране настолько мифологизировано, что вычитать реальные факты биографии в череде стандартных чудес довольно сложно. Можно судить о том, что племена друидов встретили христиан довольно враждебно. Слух о скором появлении миссионеров, видимо, прошёл здесь заблаговременно, и первая попытка высадиться в Ирландии окончилась неудачей: местные жители стали забрасывать прибывших камнями. Британцы не стали вступать с ними в бой и вернулись на корабль.
Вторая высадка в устье реки Бойн оказалась более успешной. Жители тех мест с интересом слушали проповедь. Успех миссии был обусловлен, в частности, тем, что проповедь звучала на ирландском языке, а не на латыни, непонятной большинству.
В своей «Исповеди» святой упоминает о крещении тысяч людей в ирландских землях. Большинство из них, судя по описаниям, были рабами, женщинами и молодыми людьми. В других источниках говорится, что удавалось обращать и богатых землевладельцев, и местных вождей. Один из таких обращённых вождей, по преданию, пожертвовал просторный амбар для устройства в нём первого храма.
После первых успехов своей миссии в Ирландии Патрик со своими спутниками направляется во владения бывшего своего хозяина. Однако обратить ко Христу своего обидчика святому не удалось. Решив, что бывший раб вернулся, чтобы отомстить ему, вождь заперся в доме, собрав всё своё добро и поджёг его.
В «Анналах четырёх мастеров» (исторических хрониках средневековой Ирландии) говорится об основании Патриком на острове 600 церквей и крещении лично им более 120 000 ирландцев.
Учитывая, что большинство местных вождей поддерживали жрецов-друидов и были ярыми противниками Патрика, насаждать христианство «сверху», опираясь на авторитет правителя, не получалось. В «Исповеди» Патрик признаётся, что в целях миссии подкупал иногда королей и судей подарками. Не исключено также, что святому действительно (как о том рассказывают легенды) приходилось состязаться с языческими жрецами, доказывая преимущество и «эффективность» веры во Христа по сравнению с местными верованиями. Отсюда и предание о пасхальном огне, который Патрик демонстративно разжёг в ночь, когда по всей стране было строго запрещено зажигать огни, – до того, как запылал первый факел во дворце короля. Так отмечался языческий праздник Тара.
Знаменитый трилистник, ставший символом святого Патрика, также, скорее всего, свидетельствует о попытке вдохнуть христианский дух и смысл в языческие традиции и священные знаки. Считается, что миссионер использовал его для объяснения друидам догмата о Троице.
В ирландских анналах сохранилось несколько дат смерти святого Патрика. Места захоронения также разнятся. Поэтому и существует гипотеза о двух или трёх миссионерах Патриках, чьи жизнеописания на каком-то этапе слились воедино. Как бы то ни было, днём смерти святого (а следовательно, и днём его памяти) считается 17 марта по современному календарю. Православная церковь будет вспоминать его 30 марта (17 марта по юлианскому календарю).