«Сахарный ребёнок», Ольга Громова (изд. «КомпасГид», 2020), 12+
«Сахарный ребёнок», наверное, самая известная детская книга о репрессиях. История детства Стеллы Нудольской, несгибаемой пожилой женщины, с которой знакомится автор, предстаёт перед нами, как будто произошла только вчера.
Как гром среди ясного неба счастливую жизнь маленькой Стеллы и её семьи раз и навсегда разрушает известие: её любимый отец – изменник родины, а они с мамой – члены семьи врага народа, высланы из Москвы куда-то очень далеко. Но даже когда за гордый ответ в НКВД женщину с ребёнком отправляют не на поселение, а в голую степь строить лагерь, мама не перестает заниматься воспитанием дочери. Годы непростой жизни в Киргизии и общение с очень разными людьми становятся для «сахарного ребёнка» той школой жизни, которая делает из неё настоящего Человека. Человека, который умеет думать и замечать, принимает и жалеет других, любит учиться и несёт ответственность, но не приемлет неправды.
После прочтения этой удивительным образом исцеляющей дух книги люди и мир видятся уже немного иными.
За 5 лет книга уже не раз переиздавалась и стала классикой не просто детской, но и вообще современной русской литературы.
«Полынная ёлка», Ольга Колпакова (изд. «КомпасГид», 2018), 12+
Небольшая книга о судьбе поволжских немцев, высланных в Сибирь в начале войны. Девочкам предстоит понять, что они «хорошие немцы», а не фашисты, напавшие на их родину, а ещё объяснить это новым знакомым. Выжить в тяжёлых условиях войны, ссылки, голода и потери близких помогают простые русские люди. Ведь везде и всегда есть хорошие люди, если в них верить.
«Полынная елка» написана удивительно простым и лёгким языком, что делает возможным чтение даже с младшими школьниками. Здесь нет ненависти и ужасающих подробностей, лишь воспоминания пятилетней Марийхен. Зато много вопросов, которые героиня задаёт сама себе, Богу или читателю, которые могут стать поводом к началу разговора с ребёнком. В конце книги – словарь, где простым языком объясняются детям слова, которые могли оказаться непонятными нынешним ребятам.
В июле вокруг «Полынной ёлки» разгорелся скандал, когда после вызвавшей в литературном сообществе много вопросов экспертизы книгу начали изымать из библиотек Свердловской области как якобы «противоречащую стратегии развития воспитания в РФ». Независимая экспертиза Института русской литературы (Пушкинский дом) Российской академии наук не нашла в книге никаких искажений. Более того, специалисты сочли её продолжающей лучшие традиции русской гуманистической литературы и способствующей воспитанию в детях традиционных духовно-нравственных ценностей. Издательство уже готовится к её очередному переизданию.
«Ленинградские сказки: Дети ворона», Юлия Яковлева (изд. «Самокат», 2016), 12+
В серии «Ленинградские сказки» вышло уже 5 книг, повествующих о событиях 1938–1945 годов и объединённых общими героями. Детство Тани и Шурки неожиданно прерывается, когда однажды ночью папа вдруг «срочно уезжает в командировку», а через неделю пропадает и мама с младшим братом. Теперь брат и сестра должны стать «детьми ворона», ведь это он унёс их родителей – так говорят все взрослые вокруг. Теперь нужно забыть, кто они и как жили раньше или… Но как вырваться из тёмного царства ворона, если дорога есть только на вход, – вот в чём вопрос для ребят. Оказывается, что даже маленький человек сам может решить, кем ему быть, а не внешние обстоятельства всё решают за него.
Роман-сказка сочетает в себе реальную жизнь и фантастические элементы. По-другому нельзя, ведь это именно детский взгляд на жизнь страны 30–40-х годов в период репрессий и тотального страха. Какое бы зло ни творилось вокруг, дети всё-таки остаются детьми. Эта книга не просто о нашем общем трудном прошлом – она о взрослении, ценностях и обретении ответственности.
Последующие книги – «Краденый город», «Жуки не плачут», «Волчье небо» и «Глиняные пчелы» – повествуют о жизни ребят во время Великой Отечественной войны, блокады Ленинграда и после неё.
«Сурвило», Ольга Лаврентьева (изд. «Бумкнига», 2017), 12+
Настоящий роман, пусть и графический, написала дизайнер-график Ольга Лаврентьева об истории жизни своей бабушки Валентины Викентьевны Сурвило, прошедшей через страшные годы репрессий и войны в блокадном Ленинграде. Детство Вали заканчивается в 1937-м с арестом отца, потом ссылка в Башкирию, смерть матери, возвращение в Ленинград, постоянная бедность, голод и… война, блокада, которую Валентина чудом переживает в тюремном госпитале – единственном месте, куда согласились взять на работу дочь врага народа. Долгие годы её жизнь пронизана страхом, вечным холодом и постоянным голодом, так часто встречается ей человеческое равнодушие и предательство, но тем ценнее столь редкие моменты доброты. И, несмотря ни на что, это поколение не разучилось любить и заботиться даже среди окружающей скудности.
Эта история отражает судьбы миллионов людей, к которым стоит внимательно отнестись нам, их потомкам. Удивительные чёрно-белые иллюстрации проникнуты чувством тревоги и говорят подчас больше слов. Даже через много лет бабушка боится, что её родные могут не вернуться домой.
Появление таких автобиографических книг в нашей стране – хороший знак и большой шаг в правильном направлении в деле работы с трудным прошлым России. Хотелось бы, чтобы их становилось больше.
«Сибирские хайку», Юрга Виле (изд. «Самокат», 2021), 18+
Ещё один графический роман, написанный о реальной семейной истории. В основе повествования детство отца автора книги. Перед войной «неблагонадёжных» литовских граждан депортировали в Сибирь, и только чудом некоторые дети выжили и вернулись на родину. Папу Альгюкас уже никогда не увидит, но запомнит его наказ: замечать чудеса, помнить родную Литву и заботиться друг о друге. В душном вагоне для скота начнётся большое путешествие Альгина, но оно будет вовсе не таким, как он мечтал. Важно, что среди любого ужаса всегда находятся люди, которые несут в этот мир свет и добро, поэтому можно организовать хор «Яблоки», увлекаться хокку и японской культурой и даже влюбляться. Ведь если любишь и не теряешь веры, то даже в холодной и голодной Сибири найдутся и друзья, и пчёлы, и яблоки, и даже японцы. А значит, можно выжить.
Книга «Сибирские хайку» – почти комикс, но с очень приятными простыми рисунками, идеально дополняющими текст. Книга удивительно детская, мягкая, немного даже волшебная, совершенно без злобы или отчаяния, но в то же время очень честно показывающая происходившие события.
Книга маркирована 18+ из-за содержащейся «нецензурной брани». Если быть точным, на одной из страниц латиницей написано всем известное слово. Оно ловко замаскировано и прекрасно обыграно на 2 страницах книги, но если по-честному, как без него было описать общение с охраной в лагере? И это отличный повод задуматься, почему многим людям в России до сих пор так часто скучно с утра и до вечера.
«Твой дедушка Вася», Анна Рахманько (изд. «Бумкнига», 2021), 16+
Внучка дедушки Васи, автор книги Анна Рахманько, будучи взрослым человеком, узнаёт трагическую историю жизни родных от двоюродной бабушки, ребёнком пережившей ссылку семьи, и решает написать об этом книгу.
За десять дней до начала Великой Отечественной войны в дом обычных крестьян врываются незнакомые люди с оружием. Без объяснений Васю и его семью из Буковины (бывшей Румынии) депортируют на Крайний Север. Книга рассказывает о судьбах людей, которые против своей воли оказались на самом севере Сибири, и задаёт вопрос: почему им так долго пришлось жить с клеймом врага народа.
«Волна», Тод Штрассер (изд. «Самокат», 2015), 12+
История «Волны» основана на реальных событиях и описывает эксперимент, проведённый учителем истории в старших классах одной из американских школ в 1967 году. В ходе изучения событий Второй мировой войны дети задают вопрос о том, как рядовые немцы могли поддерживать Гитлера, верить в расовое превосходство и притворяться, что ничего не знают о творящихся в концлагерях зверствах. Ребята уверены, что с ними такого никогда бы не случилось. Всего за неделю учителю фактически удаётся создать в школе тоталитарную организацию, в которой состоят около 100 человек и сопротивление которой не оказывают даже руководство школы и родители. Подростки с лёгкостью включаются в игру: с воодушевлением хором повторяют правила «Сила в дисциплине. Сила в единстве. Сила в действии», носят одинаковую одежду и приветствуют друг друга установленным жестом волны, свысока глядя на остальных ребят, а их учитель начинает чувствовать, как приятно быть лидером. И только редактор школьной газеты отличница Лори чувствует, что здесь что-то не так… Ведь тоталитаризм – лишь подмена важных для человека ценностей, но большинству из нас так хочется быть причастными чему-то большему, силе.
По этой истории снято несколько фильмов, наиболее известный «Эксперимент 2: “Волна”» вышел в Германии в 2008 году. В нём события заостряются до крайности. В этом сезоне спектакль по книге идёт с полным аншлагом в РАМТе.
Сейчас подросткам как никогда важно читать и размышлять над «Волной».