Мать Мария (Скобцова), в миру Елизавета Юрьевна Скобцова (1891–1945), – монахиня, русская поэтесса, активный деятель Русского студенческого христианского движения (РСХД). В 1935 году в Париже для помощи русским эмигрантам, попавшим в трудные обстоятельства, она создала благотворительное и культурно-просветительское общество «Православное дело». Некоторые члены общества во время Второй мировой войны участвовали во французском Сопротивлении. В феврале 1943 года мать Мария и другие члены «Православного дела», её сын Юрий Скобцов, духовник общества священник Дмитрий Клепинин и Илья Фондаминский были арестованы. Их обвинили в укрывательстве евреев, выдаче им ложных справок о крещении и отправили на смерть в концлагеря. Мать Мария была казнена в газовой камере Равенсбрюка 31 марта 1945 года, за неделю до освобождения лагеря Красной армией. Канонизирована Константинопольским патриархатом как преподобномученица 6 января 2004 года.
Мы, люди старшего поколения, не призванные активно участвовать в войне, всеми нашими помыслами и всем сердцем переживаем судьбу вас, нашей русской молодёжи, находящейся в армии, стоящей перед необходимостью на своей собственной судьбе испытать все военные бедствия. У нас есть опыт предыдущей войны, который многих из нас научил просто и серьёзно относиться и к современным событиям. Некоторыми мыслями по этому поводу мне хочется с вами поделиться и ещё больше хочется услышать на них ваш отклик.
Внешние бедствия, причиняемые войной, достаточно очевидны, и я могу ограничиться только их перечислением. Война неизбежно даёт большой процент смертей среди самых сильных и молодых, война даёт инвалидов, калек, контуженных, нервных и т.д. Это все знают. Но очень мало обращают внимания на одно явление, сопровождающее военные действия, которое по своим последствиям нисколько не меньше, чем физическое уничтожение молодёжи. А вместе с тем, может быть, единственное явление, против которого каждый призванный воевать может бороться силой собственного своего духа, силою своих убеждений, главным образом, силою своей христианской веры.
Я говорю о явлении, которое можно было бы назвать нравственной контузией, душевной контузией, причиняемой участием в войне. Воин не только подвергается смертельной опасности, – что для его души не так-то уж и опасно, – воин сам подвергает смертельной опасности других, и это именно то, что может оказаться самым страшным для его внутренней жизни. Мы по опыту прошлой войны знаем, как много людей вышло из неё нравственно искалеченными, потому что слишком легко отнеслись к сути воинского дела. В военном деле может быть доблесть, но не должно быть бравады; в военном деле эта доблесть должна сочетаться со смиренным сознанием своего греха и ответственности за чужие, такие же молодые жизни. Война – в первую очередь тяжкий крест, который всей своей тяжестью ложится главным образом на плечи наиболее молодых и неопытных. Силу тяжести этого греха и силу чувства ответственности за суровый воинский подвиг очень часто заглушает будничная обстановка военной жизни – скука во время боевых передышек, скудность жизни, настроения более легкомысленных и весёлых товарищей, жажда отличиться, показать себя. Всё это естественно и не плохо, если наряду с этим есть желание хоть изредка, хоть на минуту остаться одному и углубиться в себя, и проверить себя, есть желание быть готовым на жертву, а не лёгкое отношение к тому, что на войне всё позволено. О каждом из вас будет наша общая радость, если вы вернётесь невредимыми от пуль, но хочется пожелать вам сохраниться не только от пуль, не только в вашей физической жизни, а и в жизни духа избежать той нравственной контузии, о которой я говорила. Борясь с врагом, старайтесь их любить, т. е. видеть в них несчастных, обманутых и заблудившихся людей. Гордитесь не своими подвигами, а степенью своей жертвенности. Берегите в себе внутреннего человека, подвергающегося гораздо более страшным испытаниям, чем человек внешний. Сохраните себя, сохраните чистоту вашей молодости, не отнеситесь к войне как к чему-то естественному, не примите ужаса и греха жизни за самою жизнь.
В войне есть с духовной точки зрения лишь одна положительная сторона. Она учит нас непрочности всякого земного благополучия и устроения, она как бы расплавляет души, окружая их совершенно непривычной обстановкой и небывалой страшной ответственностью. В каком-то смысле война есть ставка на сильного. К этой духовной силе, духовной ответственности хочется призвать вас и об этом хочется молиться, когда молишься за вас.
Есть ещё одна особенность в вашем положении по сравнению с окружающими вас солдатами-французами: они бьются за свою родину, – вы за чужую. Они связаны кровно с интересами своей страны, – вы можете принять их по убеждению, но кровной связи у вас с ними нет. Что же? Хорошо ли это или плохо? Облегчает ли это ваше положение или затрудняет? Думаю, что, с точки зрения материальной и внешней, это тяжело. Но если посмотреть на дело с иной точки зрения, если изнутри подойти к вашему положению, то основное, что в нём бросается в глаза, – это то, что вы уже самим положением вашим поставлены так, что должны быть совершенно бескорыстны, – сама жизнь вам помогает быть бескорыстными, не искать своего, чувствовать гораздо больше свои обязанности, чем права, чувствовать силу своего служения, готовиться к жертве. И это есть то, на основе чего вам гораздо легче охранить себя от нравственной контузии, быть подлинными воинами духа, воинами Христовыми.
Вам действительно выпал тяжёлый крест, и сурово даже то, что помогает нести его, – но Тот, Кто посылает Крест, даст вам силы достойно принять его.
Источник: Мать Мария (Скобцова). Письмо к солдатам. Вестник РХД. № 204