«По плану Гитлера все волжские немцы переселяются в Белоруссию»

В Российской медиасфере грянула историческая сенсация: Служба внешней разведки России рассекретила документы, свидетельствующие, что ещё в 1933 году Адольф Гитлер вынашивал планы переворота в СССР, желая сделать Белоруссию колонией Германии. «Стол» решил выяснить, почему эти документы были рассекречены только сейчас. И о чём в действительности говорят эти документы

Мартин Борман личный секретарь фюрера (слева) и Адольф Гитлер (в центре). Фото: РИА Новости

Мартин Борман личный секретарь фюрера (слева) и Адольф Гитлер (в центре). Фото: РИА Новости

Первое впечатление: какая-то чушь и ерунда. Ну не мог Гитлер, который в 1933 году только пришёл к власти в Веймарской Германии, планировать никаких переворотов в Советском Союзе. У канцлера и других дел было невпроворот. Нужно было бороться с забастовками и профсоюзами, с коммунистами и с конкурентами-националистами. Какой ещё «переворот» в России, которая к тому же в те годы была союзницей Германии?! 

Скорее всего, просто в Берлинской резидентуре Иностранного отдела (ИНО) ОГПУ писали любую дичь, которую им диктовали из центра, чтобы потом было удобнее сажать людей по сфабрикованным приговорам. Хотите секретные планы Гитлера? Да пожалуйста, сколько угодно.

Но на самом деле не всё так просто. Есть один нюанс, мешающий полностью принять эту версию. 

Судя по всему, это действительно очень секретный документ. СВР рассекретила и опубликовала на сайте Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина только одну-единственную страницу из документа.  

Фото: Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина
Фото: Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина

 

То есть неизвестно, кто его написал и кому. И по какому вообще ведомству проходила данная бумага, датированная очень расплывчато: «не ранее 19 сентября 1933 года» (потому что на странице кто-то поставил химическим карандашом именно эту дату). 

Хотя, казалось бы, какая может быть секретность спустя 90 лет?! 

Тем более что имена всех резидентов ИНО ОГПУ давно всем известны в том числе и «благодаря» коллегам из НКВД, которые в конце 30-х методично расстреляли всех сотрудников Берлинской резидентуры.

Но, видимо, есть причины хранить этот документ втайне и сегодня. 

Как есть и причины предать гласности только эту страницу. 

* * *

Первое, что обращает на себя внимание, это дореволюционный русский язык.  

«По плану Гитлера все волжские немцы переселяются в Белоруссию. Вопрос о превращении Белоруссии в германскую колонию, насколько здесь удалось узнать, мыслится таким образом, что Белоруссия, хотя и будет подчиняться сначала новому правительственному режиму в России, но будет полностью индустриализирована Германией, заключит с ней собственный таможенный союз и т.д., а  всякого рода правами будет пользоваться в качестве свободного государства подобно Данцигу. Постепенно будто бы произойдёт затем аншлусс с Германией».

Так советские агенты в 30-е годы уже не изъяснялись.

И это словечко «аншлусс» после большевистской реформы русского языка  во всех советских газетах писали «аншлюс». 

Так что, судя по всему, источник информации не имел никакого отношения ни к берлинской резидентуре, ни к советским спецслужбам вообще.

Можно предположить, что и с программными документами немецких нацистов автор данного сообщения был знаком весьма поверхностно. Потому что именно «вольный город» Данциг, находившийся фактически под управлением поляков, для Гитлера был символом унизительного поражения Германии. И на всех митингах Гитлер обещал вырвать немецкий Данциг из окружения Польши.

Открытка с изображением базилики Святой Марии в вольном городе Данциге. Фото: общественное достояние
Открытка с изображением базилики Святой Марии в вольном городе Данциге. Фото: общественное достояние

* * *

В марте 1933 года, когда Гитлер только стал канцлером, Польша направила войска на полуостров Вестерплятте, расположенный при входе в Данцигский порт и населённый в основном немцами. 

Войскам была поставлена задача очистить город от подозрительных «прогерманских элементов».

Очевидно, что на самом деле поляки хотели спровоцировать Германию на силовые действия в ответ, которые стали бы формальным поводом для Варшавы начать войну, чтобы втянуть в боевые действия своих покровителей Англию и Францию.  

Вот цитата из рассекреченного донесения Иностранного отдела (ИНО) ОГПУ о польских планах войны с Германией: «В польских руководящих политических кругах всё больше крепнет убеждение о необходимости скорейшего радикального разрешения польско-германского вопроса. Пилсудский и его военное окружение считают, что столкновение с Германией рано или поздно неизбежно, и чем позднее оно будет, тем опаснее и труднее может оно оказаться для Польши. Руководители польского государства отдают себе отчёт в том, что такая великая держава, как Германия, не может навсегда примириться с разделением на две части. И надо радикальным образом раз и навсегда ликвидировать этот вопрос…» 

Полиция Данцига арестовывает протестующего после парламентских выборов 1933 года. Фото: Bundesarchiv / Wikipedia
Полиция Данцига арестовывает протестующего после парламентских выборов 1933 года. Фото: Bundesarchiv / Wikipedia

То есть раз немцы не могут смириться с польской оккупацией Верхней Силезии, то нужно устроить «превентивную войну» и выгнать всех немцев ещё и из Пруссии чем раньше, тем лучше.

Но немецкий президент Гинденбург переиграл Пилсудского, поставив вопрос о польском десанте на Вестерплятте в Совете Лиги Наций. И под нажимом Англии и Франции Польша вынуждена была вывести своих военных.

* * *

У Лондона были свои планы на немцев и поляков. 

Сейчас уже мало кто помнит, но в 2030-е годы именно Великобритания считалась главным врагом Советского Союза.

Началось всё ещё в 1923 году с «ультиматума Керзона». Шеф британского МИДа лорд Джордж Керзон, выражаясь современным языком, объявил Москве самую настоящую гибридную войну прежде всего за помощь революционерам в Китае, а также в Иране и Афганистане, осуществляемую из советских представительств в этих странах. 

С 1927 года после обыска в советско-английском торговом обществе «АРКОС» отношения между СССР и Соединённым Королевством обострились до полного разрыва дипломатических отношений. Британия стала готовить санкции, но о реальной войне с Россией не могло быть и речи: после Первой мировой желающих снова отправиться в окопы на фронт не было. 

И британцы стали искать возможность воевать чужими руками. 

Поначалу были планы использовать Малую Антанту альянс Чехословакии, Румынии и Югославии, но и там была ещё свежа память о недавней войне.

Тогда и появилась мысль использовать тех, кто сам рвался в бой за новый передел мира, называя Россию «раковой опухолью Европы», а будущий завоевательный поход на Восток «естественным правом германского народа на расширение жизненного пространства». 

Правда, в начале 30-х у нацистов были совсем другие приоритеты во внешней политике: прежде всего пересмотр унизительного Версальского мира, возврат утраченных территорий, освобождение от внешнего управления экономикой и армией.

Да и вообще о каком «дранг нах» может идти речь, если Германии вообще было запрещено иметь современную армию?!

* * *

Но за Гитлера договаривались другие. 

В начале мая 1933 года мировые газеты сообщили о прибытии в Лондон самого Альфреда Розенберга создателя и идеолога нацистской партии НСДАП, будущего руководителя Управления внешней политики рейха. 

Альфред Розенберг. Фото: Генрих Гофман / Bundesarchiv / Wikipedia
Альфред Розенберг. Фото: Генрих Гофман / Bundesarchiv / Wikipedia

Одним из организаторов визита был Рендольф Черчилль, сын будущего премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, тогда занимавшего посты лидера консерваторов и Канцлера казначейства. 

Детали этих переговоров никогда не раскрывались, но об итогах догадаться можно. 

Вскоре Гитлер получил от президента Гинденбурга новые расширенные полномочия канцлера. 

В июле 1933 года в Риме был подписан Пакт согласия и сотрудничества договор о политическом союзе, заключённый лидерами Британии, Италии, Франции и Германии. И хотя инициатором пакта выступил Бенито Муссолини, поддержанный британским премьером Джеймсом Макдональдом, все газеты писали, что «союз четырёх» стал дипломатической победой Гитлера. Ведь с того момента у Германии больше не было запретов на воссоздание армии. Более того, державы обязались помогать друг другу и в решении территориальных споров.

Публицист Михаил Кольцов писал: «Великобритания несомненно постарается сделать из этого союза орган для собирания европейских держав в новые Соединённые Штаты Европы под английской гегемонией против Соединённых Штатов Америки. Германский же империализм предлагает создание союза против СССР».

* * *

Осенью 1933 года с подачи Англии начались переговоры немцев с Польшей с участием всё того же Альфреда Розенберга, который изложил в Варшаве план «большой сделки», заключающейся в урегулировании германо-польского вопроса путём удовлетворения аппетитов обеих стран за счет «восточных территорий», то есть за счёт завоеваний СССР и Литвы.

Розенберг предложил банальный бандитский сговор: Польша и Германия объединяются, и Варшава предоставляет вермахту экстерриториальный коридор для движения немецких войск к границе СССР. Далее в Советском Союзе вспыхивает народное восстание, инспирированное силами русской эмиграции, местное население хлебом-солью встречает немецких «освободителей». 

* * *

Кстати, прогноз насчёт народного восстания в СССР был не лишён оснований.  

В результате преступной политики насильственной коллективизации в ряде регионов РСФСР (Поволжье, Центрально-Черноземная область, Северный Кавказ, Урал, Крым, часть Западной Сибири), а также в Казахстане, на Украине и в Белоруссии вспыхнул масштабный голод, от которого в 19321933 годах погибло не менее  7 млн человек. Но крестьяне вовсе не собирались безропотно умирать от голода. Согласно рассекреченным сводкам ОГПУ и НКВД, по российским и украинским регионам прошла серия стихийных восстаний, подавленных большевиками с особой жестокостью. 

Вот такие самодельные листовки тогда распространялись среди 

рабочих Москвы: «Последний час пробил. Царствующая самодержавная коммунистическая партия всеми средствами пытается удержать ускользающую власть… Встаньте, подымите головы. В отношении коммунистов всё дозволено. Вредите, жгите, уничтожайте, ибо чем хуже, тем лучше. Социалистическое отечество не наше отечество, а убийц и мошенников. 

Коммунисты и комсомольцы, сдавайте свои партбилеты и выходите из партии, иначе гнев народный настигнет вас везде и всюду в первую очередь.

Красноармейцы, поверните ваши штыки против насильников…»

Пик сопротивления пришёлся на 1930 год: согласно секретным сводкам ОГПУ, в стране было зафиксировано более 13 тысяч массовых крестьянских выступлений, в том числе 176 мятежей с оружием в руках. В совокупности в мятежах участвовали почти 2,5 млн человек, то есть больше, чем воевало на стороне Белой армии в годы Гражданской войны. 

В 1931 году по СССР чекисты учли 2102 массовых и 32 вооружённых выступления, 9 тысяч убийств и покушений на партийных деятелей, которые тогда квалифицировались как теракты. 

Реакция властей была максимально жёсткой. В ходе борьбы за коллективизацию органы госбезопасности арестовали 2,2 млн человек (статистика расстрелов за данный период неизвестна). Но можно отметить, что в этот период общая численность заключённых в лагерях, колониях и тюрьмах выросла с 200 тысяч до 700–800 тысяч человек.

Уже зимой 1934 года в Москве состоялся XVII Съезд ВКП(б), получивший пафосное название «съезда победителей». В смысле «победителей» собственного народа, 

Колхозы победили окончательно и бесповоротно! радостно сообщил Сталин в отчётном докладе под бурные и продолжительные аплодисменты. 

В. М. Молотов, И. В. Сталин и А. Н. Поскрёбышев во время XVII Съезда ВКП(б). Фото: Известия ЦК КПСС / Wikipedia
В. М. Молотов, И. В. Сталин и А. Н. Поскрёбышев во время XVII Съезда ВКП(б). Фото: Известия ЦК КПСС / Wikipedia

* * *

Но проблема в том, что и Польшу, и Германию проблемы местного населения нисколько не волновали.

Они шли за новыми землями, а русские пусть проваливают с «освобожденных» территорий куда угодно да хоть за Урал. А на их место можно привести немецких колонистов. 

Польшу же интересовали новые земли для польских крестьян. В частности, взамен «польского коридора» и Данцига Польша получает часть Украины с выходом к Чёрному морю. 

Но что рассчитывали получить сами немцы? 

Из опубликованного документа нам известен ответ: Германии её британские покровители отдавали территорию нынешней Белоруссии. 

Конечно, с точки зрения Гитлера, это было плохое предложение: он сам хотел получить всю Украину вместе с Крымом. 

Но он с радостью согласился с предложением англосаксов для него важнее было получить «добро» британской администрации, чтобы закрепиться во власти.

15 ноября 1933 года в немецкой прессе было опубликовано официальное коммюнике по итогам встречи рейхсканцлера Гитлера с польским послом в Германии Юзефом Липским. В документе отмечалось, что обмен мнениями выявил «единодушное намерение обоих правительств разрешить вопросы, касающиеся обеих стран, путём непосредственных переговоров и в целях укрепления мира в Европе отказаться от применения всякого насилия в отношении друг друга».

По неофициальным же каналам в Лондон утекли заверения Германии в своей абсолютной незаинтересованности в повторении европейской бойни: дескать, Гитлер «целиком разделяет точку зрения Пилсудского в русском вопросе, т.е. политику дробления России».

И уже 26 января 1934 года польский посланник в Берлине Юзеф Липский и министр иностранных дел Германии Константин фон Нейрат подписали «пакт ПилсудскогоГитлера» Декларацию о мирном разрешении споров и неприменении силы между Польшей и Германией, известную в историографии как Германо-польский пакт о ненападении.

Но англичане не оценили характера Гитлера, который вместо того,  чтобы немедленно идти на Восток, принялся перевооружать армию, строить новый флот, а потом и вовсе потребовал себе Австрию, Чехословакию и кое-что ещё.

* * *

Так кто же был автором этого донесения? 

Вряд ли мы это когда-либо узнаем. Можно лишь предположить, что автор русский эмигрант, оказавшийся в курсе переговоров британского кабинета с Розенбергом. И решивший предупредить Москву.

Что ж, в этом случае причина секретности этого документа имеет смысл: полагаю, Лондон приложил немало усилий, чтобы скрыть свою роль в приходе Гитлера к власти и становлении Третьего рейха. 

Но сейчас, когда история повторяется и группировки радикалов и неонацистов вновь стали использоваться в качестве инструмента внешней политики коллективного Запада, пришло время напомнить, чем именно закончились заигрывания с нацистами в прошлый раз.

Конечно, открывая все двери Гитлеру, никто в британском правительстве не мог и предположить, что всего через шесть лет этот бывший фельдфебель рейхсвера и уличный горлопан, выйдет из-под контроля и повернет оружие против самой Британии.

И кто знает, как в контексте этой истории повернётся ситуация на Украине.

Читайте также