«Маус», Арт Шпигельман (изд.: «Corpus», 2022), 12+
«Маус», пожалуй, одна из лучших книг о Холокосте. И очень необычная. Этот чёрно-белый графический роман, получивший престижную Пулитцеровскую премию, переведён на 18 языков, в некоторых странах его изучают в школах и университетах. Отличительная особенность книги в том, что все герои – антропоморфные животные, причём каждая нация представлена в своем стиле: евреи – мыши, немцы – кошки, поляки – свиньи. Однотипные персонажи различаются лишь одеждой. Таким образом автор хотел показать абсурдность восприятия людей через призму национальных и политических клише.
Роман глубоко личный, описывающий переживания и события жизни автора и воспоминания его отца, польского еврея, прошедшего Освенцим и «марш смерти». Действие происходит сразу в двух измерениях: в 30–40-х годах в Польше и в современной Америке, где Арт записывает рассказы отца и пытается разобраться с их непростыми отношениями.
Совершенно неожиданно на страницах романа читатель встречается не только с ужасными событиями уничтожения нацистами евреев, но и с последствиями пережитого ада, которые не отпускают даже в следующем поколении. Как может человек, переживший ужасы концлагеря, пренебрежительно относиться к неграм, «шварцерам», которые «вечно всё воруют»? После прочтения этой книги думающий читатель может понять, почему тема Холокоста настолько отличается от воспоминаний о Великой Отечественной, блокаде или даже репрессиях. Здесь нет героизма, бескорыстия и высоты духа. Многим евреям помогло выжить именно то, за что мир их всегда так не любил. И вот тут стоит подумать, почему холокост – действительно катастрофа для всего человечества.
«Дневник Анны Франк. Графическая версия», Ари Фольман, Анна Франк (изд.: «Манн, Иванов и Фербер», 2022), 12+
Дневник Анны Франк – один из самых известных документальных артефактов Второй мировой войны, о котором знает каждый школьник. Однако читали его даже не все взрослые. Теперь книга существует в виде графического романа. Прекрасные иллюстрации играют крайне важную роль, помогая современному ребёнку понять, как было устроено убежище в доме, что происходило на улицах, и погрузиться в мечты Анны.
Анна Франк – немецкая еврейка, не дожившая до освобождения из концлагеря полтора месяца. 2 года она вела дневник, пока её семья и ещё несколько человек прятались от нацистов в задней части дома на набережной Амстердама. Все жители убежища были арестованы 4 августа 1944 года, и с последним эшелоном из Нидерландов семья Франков была депортирована в Освенцим. Там семью разделили, а сестры Анна и Марго были позже перенаправлены в переполненный Берген-Бельзен, где заразились тифом, и уверенная в смерти всех родных Анна потеряла желание бороться за жизнь. Ещё в 1944 она задумала написать на основе своего дневника роман. Нет нужды пересказывать этот дневник, который сейчас хранится в специальном музее в том самом доме в Амстердаме. На тетрадных страницах девочка-подросток, обращаясь к воображаемой подруге, описывает не только ужасы войны, своё бегство или тяготы жизни в убежище, но и свои переживания и размышления о семье и друзьях. В личном подростковом дневнике есть и довольно интимная информация, которой бывают шокированы некоторые родители, подарившие книгу маленьким детям.
В 2021 году автор и иллюстратор книги совместно с Фондом Анны Франк выпустил мультфильм «Где Анна Франк?». В нём современная фантастика переплетается с военной реальностью, и несмотря на то что он провалился в прокате, это первое переосмысление дневника в современном обществе, всё ещё полном несправедливости. Режиссёр пытается ответить на вопрос, зачем нам дневник Анны Франк сегодня.
«Тысячи жизней Ирены Сендлер», Жан-Давид Морван, Давид Эврар и Сервин Трефуэль (изд.: «Манн, Иванов и Фербер», 2020), 16+
Многие знают имя Рауля Валленберга, фильмы «Список Шиндлера» и «Жена смотрителя зоопарка». Ещё одно лицо среди «праведников народов мира» – Ирена Сендлерова, польская активистка Сопротивления, спасшая от смерти более 2500 еврейских детей. Эта книга – художественное переосмысление подвига Ирены, яркая, захватывающая, пронзительная и вдохновляющая.
Во время войны Ирена Сендлер работала в службе социальной помощи и – как могла – осторожно помогала евреям едой, деньгами, лекарствами. Но однажды она не смогла спасти ребёнка, его застрелили у неё на глазах, и это полностью поменяло её жизнь. Ирена поняла, что в её силах делать гораздо больше, и начала вывозить из Варшавского гетто детей и устраивать их в приёмные семьи под новыми именами. Однако всё тайное когда-нибудь становится явным, и в 1943 она сама была приговорена к смерти.
96-летняя Ирена Сендлер была выдвинута на Нобелевскую премию мира, но не получила её: она досталась Альберту Гору за деятельность в области изучения глобального потепления, потому что для вручения премии учитываются только события последних двух лет. Но ведь настоящие герои – они потому и герои, что просто не могли поступить иначе.
В 2009 году вышел фильм «Храброе сердце Ирены Сендлер».
«Где-то в мире есть солнце. Свидетельство о холокосте», Майкл Грюнбаум, Хазак-Лоуи Тодд (изд.: «Самокат», 2020), 12+
Автору книги 92, и он живёт в Америке. Майкл Грюнбаум всю жизнь мечтал рассказать эту историю так, чтобы она стала понятна и интересна не только взрослым, но и детям. Передать её именно так помог писатель Тодд Хазак-Лоуи. Это превосходный пример соавторства, когда точно переданы не только отдельные события и переживания героя, но и детали времени и места, когда талант писателя сочетается с уважением к человеку и реальным событиям его жизни. Книга включает оригинальные документы и фотографии.
В 1930-х семья Миши счастливо жила в Праге, но с началом оккупации Чехословакии отца расстреляли, а мать и дети на долгих 3 года оказались в транзитном лагере Терезин. Мише тогда было 12 лет, но и теперь он удивительно ярко и точно помнит свои переживания, страхи и надежды. Книга помогает ответить на вопрос, как человеку выжить в нечеловеческих условиях. Она о надежде и свете, который светит внутри человека в любой тьме. Этой истории не было бы, если бы в концлагере не оказался двадцатилетний молодой человек Франта Майер, нашедший в себе силы и сумевший сплотить 40 совершенно разных подростков. Тем самым он помог им выжить и остаться людьми. Их дни в лагере были полны не только ужаса перед отправкой «на восток», в Аушвиц, но и дружбы, и футбольных матчей.
«Остров на Птичьей улице», Ури Орлев (изд.: «Самокат», 2020), 12+
Одиннадцатилетний Алекс много читает, его любимый роман – «Робинзон Крузо». Алекс тоже Робинзон, с той лишь разницей, что его остров – разрушенный прямым попаданием бомбы дом №8 на Птичьей улице в Варшавском гетто. Мальчик пережил разгром гетто и теперь вместе с белым мышонком Снежком живёт на своём необитаемом острове. Он ждёт своего отца, ведь тот обещал, что придёт за сыном несмотря ни на что. Долгие 5 месяцев проводит Алекс в своём убежище, наблюдая за остальным миром в бинокль через подвальное окошко. На польской стороне идёт своим чередом хоть и военная, но жизнь, а Алексу нужно вспомнить все уроки взрослых: мамы, папы, кладовщика Баруха. Обустроить свой быт, достать еду и воду, запастись керосином – непростые дела, но Алекс справляется, ведь в его сердце живёт надежда.
Эта книга о настоящей силе духа и о том, что сдаваться и терять веру нельзя никогда.
«Привыкни к свету», Маша Рольникайте (изд.: «Самокат», 2016) 12+
Маша Рольникайте сначала выпустила документальную книгу «Я должна рассказать». Эти дневники она вела в 1941–1945 годах сначала в еврейском гетто оккупированного гитлеровцами Вильнюса, а затем – в концентрационных лагерях Латвии и Польши. Повесть «Привыкни к свету» – художественное продолжение дневников Маши. Здесь другая героиня и судьба у неё другая. Норе удалось избежать гетто, но её папа на фронте, а маму и бабушку забрали немцы. Так начинаются её трёхлетние скитания, а она сама учится терпеть. Девочку прячут разные люди, но не все готовы рисковать ради неё жизнью. Но вот в деревне уже красноармейцы, Литва освобождена, и Нора может вернуться в родной город. Там она находит отца, работу и дом, начинает совсем новую жизнь, ведь ей уже 16. Но не может обрести спокойствие, забыть пережитый страх. Норе сложно привыкнуть к свету.