Иноки и погром

20 декабря – день памяти великомучеников Сергия и Андроника, погибших на Тамбовщине в ходе погрома филиала Валаамского монастыря

Тамбов Гимназическая улица

Тамбов Гимназическая улица

«Колония» Валаамского Преображенского монастыря появилась на тамбовской земле благодаря капиталам Андрея Михайловича Носова, человека очень богатого и известного далеко за пределами родной губернии своей благотворительностью. Ещё в 1864 году Андрей Михайлович открыл богадельню для призрения бедных стариков, потом он организовал  приют для мальчиков и девочек, принял на себя содержание ремесленного училища.

Он не был женат, а поэтому большую часть своего состояния завещал городу Тамбову с условием, что город возьмёт заботу о его богадельне и приюте. А вот своё родовое поместье близ села Тугуловка Борисоглебского уезда он завещал местной епархии для учреждения  мужского монастыря. Причём и тут Андрей Михайлович поставил условие: это должен быт не просто монастырь, но филиал Спасо-Преображенского монастыря, что на далёком острове Валаам.

Так началась огромная работа по делу устроения монастыря.

И вот специальным указом Святого Синода был учреждён Спасо-Преображенский Носовский мужской монастырь. К 1908 году первый корпус монашеского общежития был готов, и в нём освящена Преображенская домовая церковь.

В том же году в монастыре появились и первые насельники, а вскоре – в 1916 году – в Носовский Спасо-Преображенский монастырь прибыло и двое  посланников из самого далёкого Валаама: совсем ещё молодые иеромонах Сергий и иеродьякон Андроник. 

Носовский Спасо-Преображенский монастырь

Иеродиакон Андроник – в миру Андроник Барсуков – также был родом из северных краёв, из Олонецкой губернии. Ещё в 1895 году он поступил в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, проходил различные послушания.

Иеромонах Сергий – в миру Иван Гальковский – родился в Витебской губернии. В 1908 году он был зачислен в послушники Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, через два года был пострижен в монахи с именем Сергий.

Но не успели они обжиться на новом месте, как в стране грянула революция.

* * *

В Борисоглебском уезде власть сначала захватили эсеры – партия социалистов-революционеров, которой и принадлежало авторство печально известного лозунга «Грабь награбленное!». И вскоре грабежи пошли по всей губернии – вернее, на языке эсеров это называлось «чёрным переделом», то есть принудительным перераспределением всего земельного фонда.

Затем крестьяне приступили к погромам имений. Как писал замечательный писатель Иван Бунин, грабители просто куражились над свергнутым классом господ: «Отовсюду слухи о погромах имений, всё Анненское разгромили. Жгут хлеб, скотину, свиней жарят и пьют самогонку. (Опять!) У Ростовцева всем павлинам голову свернули. (Опять!)». 

Иван Владимиров. Разгром помещичьей усадьбы

В декабре 1917 года волна погромов достигла и Борисоглебска: утром 3 декабря толпа пролетариев взяла штурмом винные склады в городе, причём во время гомерической общегородской попойки вспыхнул пожар. Цистерны со спиртом стали взрываться, огонь бушевал...

Счёт погибших шёл на десятки, сотни людей получили серьёзные ожоги.

Князь Сергей Волконский оставил яркое описание происходившего безумия: «О, что такое погром винных складов, что такое это алкогольное большевистское крещение! Цистерны и бочки пылали, и толпа, несмотря на это, черпала, пила и упивалась. Мужчины, женщины, дети, старухи – все хотели своей доли праздника. Выказывали такое презрение к опасности, что оно граничило с храбростью; только не храбрость то была, это было опьянение; они были пьяны раньше, чем пили, они были пьяны от желания. Влезали на край цистерн, припав грудью, пили. Были случаи, что падали в горящий алкоголь; на поверхности плавал жир человеческий, а они всё пили. В вёдрах уносили горящую жидкость, на землю ложились, мокрую землю сосали...». 

Иван Владимиров. Погром винного магазина

Погромом винных складов ловко воспользовались большевики, которые и подзуживали толпу на насилие. Обвинив эсеров в неспособности руководить уездом, большевики потребовали переизбрания Советов. Перевыборы прошли 17 декабря, а уже через день погромы вновь покатились по району. Одной из новых жертв революционного террора и стал Носовский монастырь.

* * *

В ночь на 20 декабря, когда все в обители спали, к монастырю подъехали вооружённые люди. Выбив дверь, направились к келии настоятеля монастыря. Неожиданно путь им преградил иеромонах Сергий:

– Уходите отсюда!

В ту же секунду революционеры расстреляли его из нескольких револьверов. Также они убили и иеродиакона Андроника, подхватившего тело погибшего брата. Посадив оставшихся монахов под замок, злодеи направились к монастырскому сейфу, из которого они выгребли несколько десятков тысяч рублей. После этого грабители исчезли в неизвестном направлении.

Через несколько месяцев монастырь был закрыт, а на его территории разместился концентрационный лагерь для заложников, который затем был переделан в обычную тюрьму. В 1950-х годах исправительно-трудовое учреждение было закрыто, а бывший братский корпус был переоборудован в сельский клуб и спортзал местной школы. 

Носовский монастырь в наши дня. Фото: носовскиймонастырь.рф
Носовский монастырь в наши дня. Фото: носовскиймонастырь.рф

* * *

Также в этот день церковь почитает память и других новомучеников Российских:

священномученика Антония (Попова), настоятеля храма Вознесения Господня  в поселке Суксунский Завод (в декабре 1918 года красные ворвались в храм, где служил отец Антоний, и во время богослужения схватили священника,  сорвали с него облачение, сняли обувь и босиком по снегу повели к месту расстрела);

священномученика Сергия (Голощапова), настоятеля храма Святой Троицы в Никитниках  в Москве (19 декабря 1937 года он был расстрелян и погребён в неизвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой);

священномученика Михаила (Успенского), священника церкви Спаса Преображения на Песках (расстрелян на полигоне Бутово под Москвой);

священномученика Сергия (Успенского) (так же, как и дядя Михаил Успенский, он служил в церкви Спаса Преображения на Песках, неоднократно арестовывался и ссылался, в 1937 году был расстрелян на Бутовском полигоне);

священномученика Никифора Литвинова, псаломщика церкви в селе Серетино Тамарского района Курской области (в 1937 года он был расстрелян на Бутовском полигоне);

преподобномученика Галактиона (в миру Григорий Станиславович Урбанович-Новиков), монаха Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря (расстрелян в неизвестном месте);

мученика Иоанна Демидова, члена волостного правления Новинской волости Богородского уезда (в ноябре 1937 года Особой тройкой при УНКВД по Московской области приговорён к 8 годам заключения в лагере, отбывал наказание в Тайшетском ИТЛ, где и скончался 20 декабря 1937 года);

священномученика протоиерея Петра (Крестова), настоятеля храма Великомученицы Параскевы Пятницы Спасского округа Рязанской области  (в 1941 году скончался в лагере от голода и болезней);

священномученика Василия Мирожина, священника Благовещенской церкви в городе Зарайске Московской области  (скончался 20 декабря 1941 года в Мариинском пересыльном пункте в Кемеровской области). 

Разгром церкви большевиками
Разгром церкви большевиками

 

Читайте также