После ссылки он оставил политику и занялся географией – он организовал пять экспедиций на северо-восток Китая и на Большой Хинган для Российского географического общества.
Между тем, идеи «сибирского сепаратизма» зажили своей жизнью, но их взяли на вооружение совсем другие люди. В конце XIX – начале XX веков главным внутриполитическим нервом Сибири стал конфликт между «старыми поселенцами» и сибирскими казаками с одной стороны и «новоселами»-переселенцами с другой. Земли в уездах не хватало, поэтому «новоселы» были вынуждены брать в аренду участки у «старожилов», втайне мечтая устроить передел всей собственности.
И автономия «новым» сибирякам была нужна только затем, чтобы каким-то обойти законы Российской империи о частном землевладении.
* * *
Центробежные настроения сибиряков весной 1918 года как нельзя лучше передали слова одного из сибирских казаков, произнесенные им на заседании Сибирской Областной Думы:
– Мы не отказываемся спасать Россию, но для того, чтобы спасти Россию, необходимо сначала спасти самих себя.
Еще стоит упомянуть о политической ситуации в городе. На выборах в Учредительное Собрание большинство горожан – 28,8% – проголосовало за список Партия народной свободы (кадетов). Но в городе выиграли выборы большевики – за счет голосов солдат военного гарнизона и 39-го Сибирского стрелкового полка, расквартированных в Томске (то есть, за счет призывников из других регионов). Однако по всей Томской губернии, как и по Сибири в целом, за счет голосов крестьян победили все же эсеры, набравшие 85,2% голосов. Эсеры выступали как раз за принудительный отъем земли у крупных землевладельцев и передел земельных участков в пользу бедных крестьян.
Якутские депутаты на заседании Сибирской областной Думы. Фото: общественное достояние
Поэтому с самого начала в Томске царило двоевластие.
Как только в городе стало известно о роспуске Учредительного собрания в Петрограде, в Томске прошла серия митингов – протестовали на собраниях служащих правительственных учреждений, учебных заведений, члены городской думы, участники общей студенческой сходки, члены профсоюза работников Министерства земледелия.
В то же время большевики, опираясь на солдат, в считанные дни созвали Совет рабочих и солдатских депутатов.
И, как это водится, тут же создали революционный трибунал - для борьбы с контрреволюцией, который возглавил беглый каторжанин и сын ссыльнопоселенцев Исай Наханович.
И свою деятельность глава трибунала начал с ревизии и конфискации содержимого сейфов Сибирского торгового банка.
* * *
И в тот же день, когда беглый рецидивист Наханович со своими подельниками грабил банк, в Томске состоялся Первый общесибирский чрезвычайный Крестьянский съезд, который и принял резолюцию протеста против роспуска Учредительного собрания, поддержал идею автономии Сибири. Но самое главное – о формировании временных органов управления «автономной Сибири» в виде Сибирской Областной Думы (СОД) и ответственного перед ней Сибирского областного совета.
На первом же заседании Сибирской Думы была принята декларация с жестким осуждением большевиков:
«Надежда всех областей и народностей, составляющих великую революционную Россию, – Всенародное Учредительное Собрание – преступно разогнано большевиками и так называемыми “левыми эсерами”.
Совет народных комиссаров, посягнувший на власть Учредительного Собрания, является врагом народа. Изменниками революции являются большевики, противопоставляющие Учредительному Собранию Советы крестьянских, рабочих и солдатских депутатов…»
И далее:
«1. Все силы и средства Дума отдает для защиты и скорейшего возобновления работ Всероссийского Учредительного Собрания, признавшего законом о федеративном устройстве Российской демократической республики автономию Сибири и других частей государства.
2. До созыва Всесибирского Учредительного Собрания вся полнота власти в пределах Сибири принадлежит временной Сибирской Областной Думе.
3. Дума примет все меры к незамедлительному созыву Сибирского Учредительного Собрания, которое явится опорой Всероссийского Учредительного Собрания и будет строителем новой жизни трудящихся классов и народов Сибири…»
Всего в состав Думы вошло 127 депутатов, включая и 17 депутатов Всероссийского Учредительного собрания. Наиболее сильными группировками в составе СОД были социалисты-революционеры и представители народностей Сибири («Фракция национальностей»), причем, в состав последних входили не только якуты и буряты, но и немцы-колонисты, новопоселенцы из русских и малороссийких областей, сыльные поляки с евреями.
Возможно, именно присутствие «Фракция национальностей» и стало причиной неудачи проекта – СОД не нашло поддержки у «старопоселенцев», а ведь именно они составляли купеческую и промышленную элиту города.
Член партии кадетов профессор законоведения Георгий Константинович Гинс вспоминал:
Георгий Гинс. Фото: общественное достояние
– Искусственность подбора представителей в Сибирской Областной Думе вооружила против нее значительную часть интеллигенции, особенно из партии «народной свободы». Вызывала сомнения и самая идея сибирской автономии, которая казалась проявлением сепаратизма. Вооружились против Думы и большевики.
* * *
На самом деле большевики обратили внимание на работу Областной думы лишь неделю спустя после открытия – видимо, когда подсчитали все захваченное золото и серебро и даже успели отпраздновать успехи революции в самом шикарном кабаке города «Славянский базар».
И в ночь на 8 февраля 1918 года Томский совет рабочих и солдатских депутатов распустил СОД, а также все образованные ею областнические организации, арестовав часть ее членов.
Оставшиеся на свободе депутаты СОД на конспиративном совещании в Томске создали Временное Сибирское правительство, под руководством одесского эсера Петра Дербера.
Петр Яковлевич родился в семье мелкого служащего в Одессе. Учился на юридическом факультете Томского университета. Профессиональный революционер; член партии социалистов-революционеров с 1902 года.
В 1905 году арестован и сослан в Березовский уезд Тобольской губернии. С тех пор жил и вел партийную работу в основном в городах Сибири. После Февральской революции – член Омского коалиционного комитета, председатель Акмолинского областного земельного комитета, лидер омских эсеров, председатель трёх Западно-Сибирских съездов крестьянских депутатов. В мае-июне 1917 года участвовал в работе первого Всероссийского съезда крестьянских депутатов (советов), на котором выступил в качестве главного оппонента Владимира Ленина по аграрному вопросу.
Однако, правительство Дербера было скорее виртуальным – в Томске большевики запретили всякую политическую деятельность, собрания, митинги и шествия под открытым небом, произнесение речей с призывами против советской власти. Также губернский крестьянский съезд принял постановление о роспуске всех органов земского самоуправления. В итоге Петр Дербер, спасаясь от ареста, уехал во Владивосток – дескать, издалека удобнее дожидаться удобного момента.
* * *
И такой момент наступил после восстания Чехословацкого легиона. Пленные чехи двигались в сторону Владивостока, чтобы таким образом попасть на Западный фронт, но по стечению обстоятельств неожиданно стали важным элементом революционных событий в России. Двигаясь на восток, они занимали один город за другим. В начале июня чехословаки заняли и Томск, оставленный большевиками без боя.
Вскоре было создано новое Временное Сибирское правительство во главе с бывшим областником и гласным Томской городской думы Вологодским, который занимал в прежнем правительстве Дербера пост министра иностранных дел.
Дербер власть нового правительства не признал, и некоторое время существовало сразу два Временных Сибирских правительства – в Омске и Владивостоке.
Пробудилась и Областная дума, которая 17 июля 1918 года приняла декларацию о государственной самостоятельности Сибири. Дескать, в связи с полным крушением российской государственности всю полноту власти на территории Сибири берут на себя Временное правительство и Областная дума.
Правда, было отдельно оговорено, что Сибирская республика не отрывается навечно от России и после воссоздания российской государственности будет готова вернуться. Областники, конечно, подразумевали, что это произойдёт только на условиях широчайшей автономии. Но формально вопрос был отложен до созыва Учредительного собрания, новой «точкой сборки» которого стала Самара, где к власти пришел КомУЧ – Комитет членов Учредительного собрания.
Продолжение следует.