Священник Георгий Кочетков:
– Не за то, конечно, что он рассуждал о Боге. За это его можно только возблагодарить, потому что он был великим человеком. Его отлучили, а вернее было бы сказать, осудили его взгляды за неудачи в этих рассуждениях. Там, где он был более дерзновенным, более свободным, более глубоким в своих рассуждениях о Боге, была большая доля правды. В его сомнениях было живое движение его души, и он часто находил верные ответы на вопросы. Но иногда, увы, сбивался. Он слишком поверил в себя, в свой природный разум. Он слишком недооценил силы благодати, силы откровения. Он слишком недооценил Христа, он в Нём видел лишь учителя нравственности – одного наряду со многими. А в этом есть большая неправда, недостаток подлинной правды. В этом-то вся и беда. Так что рассуждайте, но делайте это глубоко, искренне, целостно. И чтобы проверить себя, не сбились ли вы с истинного пути, отнеситесь внимательно к свидетельствам древних, к свидетельствам отцов и прежде всего к самим источникам: к слову Христа, и апостолов, и пророков.
– Что говорить о Толстом детям? Хороший он или плохой?
Искусствовед Александр Копировский:
– Что он великий русский писатель, что ещё? Я вспоминаю замечательный фильм, который был много лет назад, – «Доживём до понедельника». Там говорилось, что по нашим учебникам создаётся представление, будто в истории орудовала банда двоечников: Пушкин недоучёл, Толстой недопонял и т. д. Для того чтобы давать всесторонние оценки Толстому, надо быть в уровень предмета. Разве можно говорить: «Дорогие дети, вот хороший писатель, а вот плохой», если речь идет не о графомане, а о величайших художниках слова? Надо благоговеть перед их даром.
– «Воскресение» Толстого – еретическое произведение?
Александр Копировский:
– «Воскресение» – это литература высокого уровня. Конечно, можно говорить о том, что «Война и мир» значительно сильнее. Но и в «Воскресении» есть подлинная трагедия человека, есть трагедия самого Толстого, и это не повод для того, чтобы давать оценки – правильно или неправильно. Если речь идёт об описании там литургии, то понятно, что это просто злая пародия, карикатура, с точки зрения церкви – кощунство. Но ведь такое пишет человек, который сам себя к церкви не относит – значит, это не ересь, а его частное мнение. Мы с ним совершенно не обязаны соглашаться, даже если это мнение гениального писателя. Ведь когда он выступает в роли вселенского учителя, сразу оказывается, что здесь он не плохой и не хороший, он просто никакой. Но важно понять, что им двигала не только его собственная гордыня, а ещё и очевидность болезней церкви.