Разнообразные женские костюмы исследователи разделили на две большие группы: южнорусская и северорусская. Первая считается наиболее старинной. Её главная особенность — понёва — прародительница современной юбки. У северорусской группы первое место отдано сарафану.
Ну и, конечно, важнейшим элементом женского национального костюма являлся кокошник. Он приобрёл известность не только в нашей стране, но и далеко за её пределами и стал своего рода «визитной карточкой» России. Как праздничный головной убор кокошник был в ходу вплоть до самого конца 19 века. Он представлял собой опахало, округлый щит или же гребень. Их изготовляли из простёганного или проклеенного холста (толстой бумаги), металлической ленты или же венца, которые приделывались к специальной шапочке. Её, к слову, шили из атласа, бархата, шёлка, парчи и других тканей. Сверху головной убор украшали. Причём украшения могли быть самыми разнообразными: от живых цветов до драгоценных камней (на что хватало средств). Здесь можно вспомнить картины Константина Маковского «Русская красавица в золотом кокошнике», «Портрет молодой женщины в кокошнике» Василия Сурикова. К слову о Маковском. Он, пожалуй, являлся одним из главных художников России, который испытывал особую любовь к боярству 17-го столетия. Поэтому на своих картинах он изображал женщин в традиционной одежде и украшениях, стараясь быть максимально точным.
В различных губерниях в моде были кокошники нескольких видов и форм. Например, двурогие, однорогие, цилиндрические, конусообразные и другие. Интересно вот ещё что: когда и где появился кокошник – точно неизвестно. В документах этот головной убор впервые зафиксирован только в XVI веке. Но археологические раскопки в новгородских захоронениях, датированные X-XI веком, показали, что уже в то время некие прообразы кокошников были в ходу.
Ветры модных перемен
Всё изменилось с приходом Петра I. Государь, вернувшийся из путешествия по Европе, решил, что пришла пора перемен. И в 1700 году он запретил горожанам знатных сословий и дворянам надевать традиционный русский костюм. Теперь мужчинам надлежало носить кафтан и камзол, кюлоты (штаны-бриджи до колена), длинные чулки, башмаки с пряжками, белый парик (или же напудренные волосы). Также им запрещалось носить бороды (правда, можно было откупиться, заплатив определённую сумму в казну). Затронули изменения и женский наряд. Указом Петра от представительниц прекрасного пола требовалось ношение широкой каркасной юбки, плотного облегающего корсажа с глубоким декольте, парика и туфель на высоких каблуках. И естественно, не обошлось без румян и белил. Все эти изменения были отражены в книге «Юности честное зерцало».
Вот так одним росчерком пера традиционный костюм уступил место европейскому. Изменения в России произошли в тот момент, когда на Западе в моду вошли французские костюмы. Правда, Пётр за основу взял голландские и немецкие наряды. Вот только в России реформу одежды изначально восприняли в штыки. Особенно это относилось к старшему поколению. Молодёжь, в частности военные, к изменениям адаптировались быстро.
Спустя несколько лет европейский костюм прочно вошёл в обиход. А традиционный русский наряд остался уделом крестьянства и представителей низших сословий.
Елизавета, сменившая Петра I на троне, продолжила линию отца. Во время её правления в моде были пышные и богато украшенные наряды. Поэтому дамы носили приталенные платья на каркасной основе с низким декольте. А к середине 18-го столетия в моду вошёл стиль рококо. Это веяние требовало от одежды изящества и лёгкости, предпочтение отдавалось светлым тонам. Причём у мужчин модными стали светло-розовые и ярко-красные костюмы.
Следующая веха — правление Екатерины II. В это время в России в моду вошли именно французские платья и костюмы. Одежда стала ещё более пышной и богатой. И этому способствовали указы государыни. Она внимательно следила за модой, поэтому высший свет Санкт-Петербурга шагал в ногу с европейскими тенденциями. В столицу постоянно приходили корабли, которые доставляли из Франции «последний писк» - ткани, обувь, украшения. Вообще, при Екатерине значимость и важность костюма играла огромную роль. На полотнах художников Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского, Фёдора Рокотова и других как раз запечатлена мода второй половины 18-го века.
Итак, мужской костюм того времени состоял из французского жюстокора с прямыми полами (но книзу они расширялись), камзола, кюлот, чулок (самыми модными считались белые шёлковые) и чёрных туфель. Что же касается женского, мода также диктовала жёсткие условия. Приталенный силуэт, сильно расширявшийся к бёдрам, являлся определяющим.
При Екатерине его дополнили высокие причёски и головные уборы, которые в обязательном порядке украшались перьями или лентами. Особым шиком считалось платье, сшитое из дорогих европейских тканей с вышивкой золотыми или серебряными нитями, тончайшим кружевом и, конечно, драгоценными камнями. Сколько денег дворяне тратили на наряды, подсчитать сложно. Но известны случаи, когда некоторые семьи буквально оказывались в долговой яме, растратив всё состояние на одежды. В дело даже пришлось вмешаться Екатерине, которая своими указами от 1782 года попыталась остудить пыл своих придворных, увлёкшихся погоней за модой. Так в одном из них, например, говорилось о том, что шитьё золотом или серебром, а также кружева не должны быть шире 9 сантиметров (2 вершка). Такое же ограничение существовало и для украшений на головных уборах.
Ветер новой моды подул и в последнее десятилетие 18-го века. И опять влияние на российскую одежду оказали французы. Из Парижа пришло увлечение тонкими платьями-рубашками с высокой талией, мягкими туфлями без каблуков. Яркий пример такой моды - «Портрет М.Лопухиной» кисти Боровиковского.
Интересно вот ещё что: после смерти Петра, когда запрет на традиционный русский костюм исчез, о нём вспомнили представители низших сословий. Особенно это относилось к купцам. Правда, исконный наряд они, конечно, модернизировали европейскими элементами. Яркий пример — купеческий кафтан с застёжкой налево. Он, по сути, являлся «клоном» жюстокора с боковыми веерами складок. А вот в чём купцы остались верны традиции, так это в длине одежды. Они вместе с горожанами низших сословий считали, что лишь длинная одежда являлась олицетворением достоинства и достатка. Так что мода на короткие кафтаны прошла мимо них.
Что же касается женщин, то они были не столь консервативны. Им, конечно, импонировала дворянская мода. Поэтому рубахи и сарафаны обзавелись декольте, а душегреи стали приталенными.
А вот пришедший к власти Павел I в своих предпочтениях был старомоден. Он, несмотря на европейские тенденции, запретил дворянам носить фраки, круглые шляпы и длинные санкюлоты. Не переносил он и короткие стрижки. Поэтому представители высших сословий на протяжении пяти лет царствования Павла носили вышедшие из моды костюмы. Но как только трон занял Александр I, дворяне вновь устремили взгляды на Запад и стали нагонять упущенную моду. И с тех пор практически ничего не изменилось. Европейские государства как были, так и остаются для России главным ориентиром в плане моды. Так что указ Петра оказал долгоиграющий эффект, растянувшийся на три с лишним столетия.