Март 1936 года жители Ярославля встречали в приподнятом настроении: их город, почти дотла сожжённый в ходе подавления «эсеровского мятежа», вернул себе губернский статус. Дело в том, что Ярославская губерния была упразднена в 1929 году, а её территорию включили в состав Ивановской промышленной области (ИПО). Ярославль же стал обычным райцентром – как Кострома и Владимир, земли которых тоже вошли в ИПО. Но в 1936 году управление таким гигантом было признано неэффективным, и ИПО распался на составляющие губернии.
Новое начальство города и области взялось за наведение порядка во всех сферах – и прежде всего в деле выявления «врагов народа», наличие которых было объявлено самой главной причиной отставания страны всюду. Причём самыми главными «врагами народа» были объявлены «церковники». Так, в соответствии с приказом наркома внутренних дел СССР Н.И. Ежова от 30 июля 1937 года, знаменовавшего собой начало самой массовой операции НКВД по уничтожению последних «несоциалистических элементов», «церковники» и «сектанты» должны были быть уничтожены в первую очередь как одни из «главных зачинщиков всякого рода антисоветских и диверсионных преступлений». Репрессии распространялись и на «сектантских активистов» и «церковников», которые к моменту начала операции уже содержались в тюрьмах, концлагерях, трудовых посёлках и колониях.
Особенно акцентировал внимание И.В. Сталина на «религиозной проблеме» руководитель Союза воинствующих безбожников (СВБ) Емельян Ярославский, который призывал усилить борьбу с религиозными организациями: по данным СВБ, на тот момент в стране существовало около 39 тысяч зарегистрированных религиозных общин и групп, объединявших около миллиона человек.
Вскоре новые веяния докатились и до тихого провинциального Переславля, где решили сфабриковать своё громкое дело о разоблачении «религиозно-контрреволюционной подпольной организации». На роль же главаря «подполья» чекисты назначили местного протоиерея Василия Малинина.
* * *
Будущий священномученик Василий родился 30 декабря 1877 года в селе Патакино Владимирского уезда Владимирской губернии в семье псаломщика Ксенофонта Малинина. По окончании Владимирской духовной семинарии он был рукоположен во священника и служил в храме во имя преподобного Корнилия в городе Переславле.
В 1930 году он был уже митрофорным протоиереем.
Основанием же для громкого дела стал анонимный донос, написанный, судя по всему, кем-то из педагогов соседней школы.
«В Корнильевскую церковь города Переславля ежедневно ходят дети-ученики, проживающие в поселке Новый Быт, в том числе ходят и пионеры, с которыми проводит беседы поп данной церкви Малинин и бывшие монашины (монахини – авт.), – писал автор доноса. – На беседы в церковь Малинин учеников заманивает разными предлогами – даёт им по три просфоры, их смачивает в красном вине, а когда передаёт, их благословляет. Рассказывает ученикам о религиозных праздниках – Рождестве и Пасхе, показывает икону «мучения грешников», заманивает учеников ходить на большие праздники в церковь, в особенности в Рождество и Пасху. Малинин говорит, что в эти праздники в церкви бывает очень хорошо. Учеников расспрашивает, кого как зовут, и, узнавши имя, говорит им, когда приходить в церковь на свои именины.
Кроме того, Малинин расспрашивает учеников, чему учат в школе, на Рождество устраивают ли ёлки; вместе с этим Малинин ученикам наказывает: если будет ёлка, приходили бы к нему за свечками для ёлки. Поп Малинин учеников-ребят водит в алтарь, показывая им, что находится в алтаре.
Вместе с Малининым с учениками беседует одна монашина, которая также прислуживает в церкви Корнилия. Бывшая монашина ученикам рассказывает о благоразумном разбойнике и распятии его, учеников призывает ходить в церковь и молиться Богу, а после службы и моления в церкви подходить ко кресту и целовать его.
Организатором ребят, посещающих церковь, является ученик средней школы пионер Коля Ранеткин, который проживает в квартире рядом с церковью. Мать его – член ВКП(б), к которой ездят очень часто из воинской части на автомашине; в квартире устраивают пьянство, а ученика Колю в это время из квартиры выгоняют: он в это время собирает ребят и уходит в церковь. Кроме того, церковь вместе с вышеуказанными ребятами посещают дошкольники, проживающие в поселке Новый Быт, – от 10 до 15 человек.
30 ноября 1936 года вышеуказанная группа опять собиралась пойти в церковь, но церковь оказалась закрытой – не было Малинина, которого ученики ходили встречать, но не встретили. Вышеуказанная группа учеников-пионеров в данный момент разложилась, пионерские галстуки после прихода домой из школы снимают и между собой договариваются, чтобы галстук не носить, а кто наденет, с того стаскивают. Этим больше всего отличаются пионеры Александров и Ранеткин: если на пионере увидят галстук, над пионером устраивают смех: «Зачем надел собачью радость?».
* * *
Доносу дали ход, и 18 октября 1937 года протоиерей Василий Малинин был арестован.
– Вы обвиняетесь в том, что состояли членом церковно-монархической организации города Переславля, – начал допрос капитан НКВД.
– Признаете себя в этом виновным?
– Нет, не признаю, – ответил священник.
– Следствие располагает данными, что вы вовлекали в церковь детей рабочих, пионеров, подвергали их там антисоветской обработке. Вы это подтверждаете?
– Нет, этого не было. Были случаи посещения церкви школьниками-пионерами в 1936 году, но делали они это самостоятельно.
19 октября 1937 года следствие было закончено, и 28 октября тройка НКВД приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
* * *
Вскоре протоиерей Василий Малинин, коротко стриженный, как полагается зэку, облачённый в простую арестантскую робу и сапоги, прибыл по этапу в город Свободный Амурской области: по горькой иронии судьбы, именно в городе Свободный располагались Управление Бамлага и пересыльная тюрьма, где сортировали этапные эшелоны и направляли по другим лагерным подразделениям.
Так из Бамлага Василия Ксенофонтовича перевели сначала в лечебное отделение Амурского лагеря, затем в Бушуйский отдельный лагерный пункт (ОЛП), или просто в Бушуйку, как ещё называли это место. Это было начало конца. Бушуйка была подразделением Бамлага, в ней собирали «неполноценный рабочий контингент»: слабосильных, инвалидов и хронически больных заключённых. Туда, на самом деле, отправляли умирать.
Протоиерей Василий Малинин скончался 10 апреля 1938 года «от декомпенсированного порока сердца и резкого истощения» и был погребён в неизвестной могиле.