«Я думал, думал и наконец всё понял. Это неправильные пчёлы! Совсем неправильные. И они, наверное, делают неправильный мёд!» – сказал Пух Пятачку. В этой избитой фразе сосредоточен смысл исторической пропаганды и контрпропаганды во всех без исключения странах мира. Её главная цель – задать гражданам правильную координатную сетку, состоящую из набора простых бинарных оппозиций: свой – чужой, друг – враг, правильный – неправильный, моральный – аморальный, патриот – предатель. История – бесспорное оружие пропаганды. И действует она через ключевые события и героические образы. Использовать исторические теории не имеет смысла, потому что они сложны для обывательского восприятия, умозрительны и оторваны от «почвы». К тому же теории порождают главного врага любой пропаганды – дискуссию. Марксисты попробовали объяснить пролетариату систему «свой – чужой» через формационный подход и классовую теорию, но простому народу плохо зашло: «Конгресс, немцы какие-то… Голова пухнет». В итоге даже советская пропаганда оставила марксизм-ленинизм для студентов вузов, а в школе сконцентрировалась на событиях и героях, реальных и вымышленных.
Правильно выбрать героя – задача непростая. Серьёзная ошибка может привести к дипломатическому скандалу, политическому кризису, даже кровопролитию. Свежий пример – появление в парламенте Канады ветерана дивизии СС «Галичина» Ярослава Хунки. Приглашали его как якобы героя украинского освободительного движения. Но не учли, что «Галичина» участвовала в геноциде польского и еврейского населения на Западной Украине, в подавлении антифашистского повстанческого движения в Чехословакии и Югославии. Дошло до вмешательства МИД Польши и ООН.
Это приглашение могло стать результатом путаницы и невнимания к историческим нюансам. Ведь у данного подразделения было два наименования: с апреля 1943-го по апрель 1945 года оно называлась «14-я добровольческая пехотная дивизия СС “Галиция”», а с апреля по май 1945-го «1-я украинская дивизия Украинской национальной армии». Если представить Хунку по первому наименованию дивизии, то заинтересоваться старичком может лишь филиал Центра Симона Везенталя в Торонто, как раз занимающийся поиском нацистских преступников. А если представить Хунку по второму названию подразделения, то в глазах проукраинской части западного общества он вполне сойдёт за героя освободительного движения.
Немало спорных героев и в русской истории. Власовцев в России, конечно, героями никто не считает, возможно, за исключением совсем отмороженной публики. А вот герои Гражданской войны – для одних герои, а для других – враги и изверги, в зависимости от политических пристрастий. Белые вспоминают красный террор в Европейской России и в Крыму, Розалию Землячку и подобных ей садистов, а красные ехидно напоминают о белом терроре в Сибири, об атамане Анненкове, бароне Унгерне и его душевнобольном контрразведчике-каннибале полковнике Сипайлове.
Официальная государственная политика примирения по отношению к событиям Гражданской войны не дала ожидаемых результатов. Стороны остались при своём мнении. Самое яркое проявление бессилия этой политики – памятник Колчаку в Иркутске, на постаменте которого изображены войны Красной и Русской армий. Современных белых принципиально не устраивает наличие большевика на памятнике, учитывая нулевую толерантность Верховного правителя России к красноармейцам. Красных же оскорбляет даже не столько память о самом Колчаке, сколько установка памятника ему в Сибири, где по его приказу проводились карательные экспедиции против крестьянства, якобы сочувствовавшего советской власти (на деле часто по облыжным обвинениям). Всё же памятники – это государственная пропаганда. Разрубить узел красно-белых противоречий можно, лишь на государственном уровне восстановив преемственность с дореволюционной Россией и осудив советскую власть как таковую, или наоборот, жёстко вернувшись к чисто советской идеологии.
Ошибки героизации могут привести к острым, далеко выходящим за пределы дискуссий в СМИ конфликтам. Не вздумайте восстанавливать в городе Грозном памятник герою русских патриотов славному генералу Ермолову, стоявший там с 1881-го по 1922-й и с 1949-го по 1989 гг. Самая бурная негативная реакция не заставит себя ждать. Аналогично можно попытаться в столице терского казачества Ставрополе поставить памятник герою аварского народа имаму Шамилю. Вроде бы прошло больше 150 лет с момента смерти обоих, но исторические раны, порождённые их деятельностью, не заросли и по сей день. С такими героизациями не сложно и единство страны похоронить.
Работа с исторической памятью требует ювелирного мастерства. Задача – прямо по Анастасу Микояну – пройти между струек дождя без зонта и выйти сухим. Всего лишь месяц прошёл после поступления в школы нового нашумевшего единого учебника по истории России за авторством Владимира Мединского и Анатолия Торкунова, как он сразу породил два крупных конфликта – внутрироссийский и международный. Первыми возмутились венгры, узнавшие из текста учебника, что восстание 1956 года против коммунистической диктатуры было, по мнению авторов, организовано радикалами и венгерскими фашистами. Правительство Венгрии заняло непримиримо критическую позицию, а российскому послу в Будапеште пришлось блёкло оправдываться, что, мол, россияне венгров очень уважают и ничего обидного в виду не имели. Не стоит забывать, что Венгрия в современной сложной внешнеполитической ситуации остаётся одной из немногих стран Европы, проводящих в целом дружественную по отношению к РФ политику.
Через несколько недель – новый скандал. Руководство Чечни и Российский конгресс народов Кавказа резко осудили тот раздел учебника, который касается сталинской депортации народов. Шутка ли: авторы учебника огульно обвинили шесть народов, населяющих современную Россию (карачаевцев, калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев и крымских татар), в сотрудничестве с нацистами в годы Великой Отечественной. Не только обвинили, но и ненавязчиво дали понять, что во время войны переселения народов – дело обыкновенное: американские власти тоже выселяли своих граждан японской национальности. Естественно, слово «геноцид» в этом контексте не прозвучало. В итоге получился прямо-таки булгаковский «позор» и учебник, который должен был стать квинтэссенцией официозной трактовки отечественной истории XX века, уходит на переработку. Как преподаватель истории могу сказать, что если авторы основательно его не переделают, то новые скандалы не за горами. Просто не все в мире ещё успели его прочитать.
Вообще историческая политика, как и любая сфера политической деятельности, связанная с идеологией и пропагандой, требует системности и планомерности действий. Сначала надо ревизовать имеющийся «пантеон» героев, удалить из него откровенных тиранов, террористов и просто злодеев разных мастей, а также людей, совершивших вымышленные или спорные подвиги. Естественно, этот процесс должен сопровождаться ликвидацией памятников этим людям и запретом на их монументальное увековечивание. Извлечём опыт из исторической политики Российской империи. На знаменитом памятнике «Тысячелетие России» 1862 года среди более сотни фигур разных исторических деятелей отсутствуют такие спорные личности, как царь-тиран Иван Грозный, коррупционер князь Александр Меншиков, интриган герцог Бирон, хотя они были выдающимися государственными деятелями, плодами трудов которых Россия пользуется отчасти до сих пор. Но тёмные стороны их личностей перевешивали даже бесспорные заслуги и не позволяли включить в пантеон героев.
После санации героев необходимо в каждом направлении (правители, политики, военные, деятели культуры и искусства, мыслители и учёные, гражданские герои) выбрать наиболее бесспорных персонажей, чей вклад в формирование российской государственности и русской национальной идентичности является вневременным, не связанным с политической конъюнктурой сегодняшнего дня. А потом попробовать поговорить о них честно, без прикрас, не преуменьшая заслуг, но стараясь показать их как живых личностей. Герои ни в коем случае не должны превращаться в металлических истуканов, чьё имя помнит каждый, но мало кто может о них сказать хотя бы два слова. Классический пример бронзовения – Александр Пушкин. Вскоре после того, как он превратился в «наше всё», он потерял субъектность в культуре, став мёртвым истуканом, объектом бездумного поклонения людей, которые наизусть вряд ли смогут вспомнить хотя бы три его стихотворения. Он «наше всё», и больше о нём ничего знать не стоит. В итоге и за пределами России великий русский поэт, писатель, драматург, сказочник Александр Сергеевич начал восприниматься как агент российского влияния.
Важно помнить, что настоящие герои прошлого имеют весьма косвенное отношение к современным людям. Они являют собой высокий идеал патриотизма, нравственности, культуры, здравомыслия. Глупо, неэффективно и безнравственно их использовать в качестве прикрытия, фигового листочка для сегодняшнего срама, ошибок и несовершенства людей и государств. Они лишь камертон, на который мы должны равняться. А такие псевдогерои, как Хунка или Сталин, против которого он якобы боролся... Лучшая плата за их «подвиги» – это проклятие и забвение.