Старикам здесь место
К своим 59 годам князь Юрий Алексеевич Долгоруков добился многого. Являясь старшим сыном воеводы Алексея Григорьевича, он не потерялся в тени прославленных деда и отца. Первого – Григория Ивановича – служившего Ивану Грозному и Борису Годунову – прозвали Чёртом за успехи на ратном поприще. Отец, ставший Чертёнком, успел присягнуть на верность Лжедмитрию I, стать свояком царю Василию Шуйскому и повоевать с Лжедмитрием II. Да, Юрий Алексеевич получил мощный «стартап», но и он сам не был лыком шит. В 17 лет Долгоруков начал нести военную службу (родился ориентировочно в 1610 году), а в 33 стал воеводой в Венёве. Юрий Алексеевич выделялся «умом и сообразительностью», поэтому его пожаловали в бояре, а после пригласили поучаствовать в составлении Соборного уложения 1648 года.
Затем он, словно «кризисный менеджер», сменил пост воеводы на должность судьи приказа. Этих приказов в его жизни было много. И Сыскной, и Пушкарский, и Хлебный, и так далее. Доказал он и свой полководческий талант на деле во время войны с Речью Посполитой (1654-667 гг.). Юрий Алексеевич, будучи воеводой, нанёс противнику несколько болезненных поражений, самое важное из которых – это победа в битве под Верхами.
Но встретить спокойно старость Долгорукову было не суждено. Когда началось восстание Степана Разина, его как опытного военачальника отправили в наиболее трудный район, район Арзамаса и Нижнего Новгорода. Здесь Юрию Алексеевичу предстояло одолеть некую старицу Алёну, которая подняла на восстание местный народ. Долгоруков знал, что восхищённые крестьяне наделили свою атаманшу сверхъестественными способностями и взахлёб рассказывали о её ратных подвигах и творимых ею «чудесах». В силу возраста, опыта и занимаемой должности Долгоруков во всё это «мракобесие» не верил. Он понимал: его ждёт встреча с хитрым и умным противником, умевшим управлять толпой. Новый вызов Юрия Алексеевича не испугал. Сказки сказками, а воевать всегда приходилось с живыми и очень даже смертными людьми.
За крестьян!
История не сохранила даты рождения Алёны Темниковской. Известно, что она появилась на свет в селе Выездная Слобода, что под Арзамасом. Как говорится, с младых ногтей Алёна начала работу в поле. А вечерами любила слушать сказки о былых подвигах арзамасских крестьян. Её жизнь не отличалась от жизни миллионов других тружеников поля. День прошёл – и слава богу. Но когда Алёна подросла, она стала видеть всю тяжесть и несправедливость незавидной крестьянской доли. Теперь вечерами вместо сказок девушка осваивала льняное ремесло. Толковая и работящая Алёна была завидной невестой. Много парней хотели взять её в жёны, но… Под венец она пошла с мужчиной гораздо старше себя. Семейная жизнь оказалась скоротечной. Вскоре муж умер. То ли от болезни, то ли от возраста. Молодая Алёна осталась бездетной вдовой. Замуж во второй раз она вышла, только не за мужчину, а за Бога, уйдя в монахини Николаевского монастыря под Арзамасом.
Здесь началась новая глава жизни женщины. Она обучилась грамоте и искусству врачевания целебными травами. И свой навык Алёна направила на помощь крестьянству. Ведь рядовой деревенский житель мог не рассчитывать на врачебную помощь, у него на эту «блажь» просто не было денег. И Алёна лечила, лечила при помощи трав, отваров и «банной плесени», которая, как выяснилось, хорошо помогала против загноившихся ран.
Несправедливость, царящую в деревнях и сёлах, Алёна воспринимала как личную душевную боль. Но как могла обычная монахиня помочь нищему и угнетённому крестьянству? Здесь отваром из трав не обойдёшься…
Шёл 1669 год. И вд
руг – как гром среди ясного неба – новость о восстании Степана Разина! Монахиня смекнула: это шанс исправить ситуацию. Сколько на тот момент было Алёне лет – неизвестно. В одних источниках говорится, что она была ещё молодой женщиной, в других ей приписывают прозвище «Старица». Вообще, учитывая каторжный труд в поле и жизнь монахини, даже 40-летняя крестьянка в XVII веке явно выглядела гораздо старше своих лет.
Итак, Алёна ушла из монастыря и присоединилась к бунту. Поскольку в окрестных населённых пунктах народ её хорошо знал, подбить крестьян на восстание для монахини не составило труда. Люди ей верили, считая настоящей святой. Путешествуя по сёлам и деревням, Алёна призывала крестьян помочь «батюшке Степану Тимофеевичу». Вскоре её отряд насчитывал пару сотен человек. Сначала она повела соратников к Касимову, но потом изменила план и двинулась к Темникову. На этот шаг она решилась из-за царских войск, которые находились в районе Касимова. Сейчас воевать с ними она не могла. А там, на берегах реки Мокши, жило много крестьян, недовольных своим положением. И Алёне донесли, что местные готовы к бунту, им нужен лишь предводитель.
Её встречали как героя. Бедняки видели в ней освободителя от многочисленных удушающих оков. Сыграло на руку Алёне и то, что народ считал её официальной посланницей Разина. На самом деле это было не так. Но сей досадный факт Алёна предусмотрительно умалчивала. В её отряд вливались не только русские, но и мордовские, и татарские крестьяне. За короткое время Алёна Арзамасская собрала внушительную силу.
За царя!
Когда в арзамасские земли прибыл Юрий Алексеевич Долгоруков, восстание уже обрело массовый характер. Воевода узнал, что в здешних местах есть несколько разных по численности армий, пользовавшихся поддержкой населения. Но главным врагом была монахиня Алёна, ставшая атаманшей. Её-то и решил устранить воевода в первую очередь. Но добраться до цели было не так-то просто. Алена словно чуяла преследователей, поэтому избегала встречи с царским карателем.
Но от судьбы, как известно, не уйдёшь. Методично и хладнокровно Долгоруков громил повстанческие армии. По его приказу солдаты старались брать в плен лидеров среди мятежников. От них Юрий Алексеевич надеялся узнать информацию об Алёне. Так, один из пленённых повстанцев сообщил, что в распоряжении атаманши находится порядка 600 человек. Узнал воевода и о том, что мятежники решили взять город Темников, и к нему направляются отряды. Вскоре у Долгорукова появился и ещё один серьёзный противник – Фёдор Сидоров, которого мятежники освободили из саранской тюрьмы. А общая численность мятежников, причём хорошо вооружённых, составила от 5 до 7 тысяч человек.
Остановить Алёну Арзамасскую и Фёдора Сидорова Юрий Алексеевич то ли не смог, то ли не успел. Но в 1670 году мятежники взяли Темников. И официально Алёна стала главной. Правда, реальную власть в городе сосредоточил в своих руках Сидоров и его приближённые. Алёне было не до этого – она занималась лечением раненых людей и обучала своим умениям других женщин.
Тот факт, что оба лидера повстанцев находились в одном городе, облегчал задачу Долгорукову. Ему требовалось нанести один удар, чтобы расправиться и с Алёной, и с Фёдором. И в конце ноября 1670 года воевода отдал приказ об атаке. Бой был ожесточённым, но царские войска сумели победить. В Темникове началась паника. И, конечно, не обошлось без предательства. Некоторые мятежники, руководствуясь правилом «вовремя предать – это не предать, это предвидеть!» решили выслужиться перед Долгоруковым в надежде на помилование. И они взяли в плен наиболее влиятельных повстанцев. В их числе оказалась и Алёна. Причём им пришлось сильно попотеть, чтобы схватить её. Женщина отчаянно сопротивлялась, а затем спряталась в церкви. По легенде, она обняла алтарь и стала ждать неминуемой участи. И лишь несколько мужчин, объединив усилия, смогли разомкнуть её руки. Также в одном из народных преданий говорится, что ни один солдат Долгорукова не смог натянуть тетиву её лука. Мол, такой богатырской силой обладала Алёна.
* * *
Так или иначе, но в начале декабря Алёна Арзамасская оказалась у Юрия Алексеевича. И он приказал пытать монахиню с «особым пристрастием». По легенде, во время мучений она не произнесла ни звука. Палачи так испугались, что посчитали её колдуньей, которая не чувствует боли. Долгоруков же отнёсся к этой новости весьма буднично. Много «колдовства» довелось ему уже повидать за долгую жизнь. Но он не стал спорить, повстанцам была необходима показательная казнь для полной деморализации. И поэтому он приказал Алёну сжечь в срубе – как еретичку и бандитку, которую подозревали в колдовстве.
В 1677 году в Германии вышла в свет брошюра с витиеватым названием «Поучительные досуги Иоганна Фриша или примечательные и вдумчивые беседы, в которых речь идёт о полезных и поучительных материях, а также каждый раз сообщается о важнейших событиях нашего времени». Нашлось в ней место и для описания казни Алёны. Вот что написал немец: «Её мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооружённой по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в неё, захлопнула за собой крышку, и, когда всё было охвачено пламенем, не издала ни звука».
Долгоруков был доволен. Он одержал, пожалуй, самую важную победу в своей жизни. А спустя всего год оборвалась жизнь и Степана Разина. Восстание было подавлено.
Арзамасский народ ещё долго помнил Алёну. И, несмотря на то, что церковь была не на её стороне, люди тайком ставили свечи и заказывали поминальные службы. Не обошли стороной её жизнь и писатели. Алёне Арзамасской посвящено несколько исторических романов, рассказов, пьес, поэм и стихотворений. А первая книга об атаманше была опубликована в 1928 году Иваном Наживиным, и называлась она «Казаки».