Царь-пахарь, царь-покойник

Исследователи нашли прижизненный портрет Ивана Грозного и описали забавы его юности

Михаил Клодт «Иван Грозный и тени его жертв».

Михаил Клодт «Иван Грозный и тени его жертв».

Почему Ивану Грозному не ставили памятников

Иван Грозный – фигура, постоянно находящаяся в поле исторического сознания нашего народа. Это фигура пульсирующая: то он врывается вдруг, то опять уходит, на время оставляя нас в покое. В 2009 году на экран вышел фильм Павла Лунгина «Царь». Совсем недавно некто Игорь Подпорин стойкой разбил стекло и сильно повредил картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» с аргументацией, что там всё недостоверно (в 1913 году то же сделал старообрядец Абрам Балашов с криками: «Довольно крови!»). Что же из того, что мы знаем об Иване Грозном, достоверно, а что нет?

Ещё одна причина, заставляющая нас обратиться к фигуре Ивана Грозного, – это тот факт, что впервые в нашей стране этому персонажу стали ставиться памятники. Такого никогда не было. Никогда: ни в XIX веке, ни в XX, ни в более ранние века. Первый памятник Грозному был воздвигнут в Орле в 2016 году – в общем-то, под благовидным предлогом: Орёл был основан по указу Ивана Грозного в 1566 году и отмечал юбилей.

Памятник Ивану Грозному в Орле

Эта дата и послужила поводом для установки памятника, что вызвало страшный раскол в обществе. Были судебные иски, возникло общественное движение за то, чтобы перенести его в другое место. Но памятник был установлен – хорошо, что не перед зданием театра «Свободное пространство» (как планировалось изначально). Всё это вызвало нервную реакцию в России. Был проведён опрос, который впервые суммировал отношение россиян к фигуре Ивана Грозного. Судя по этому опросу (других нет, а социология у нас всё-таки не очень независимая), 71 % россиян положительно относятся к фигуре Ивана Грозного. От 13 до 15 % – категорически против того, чтобы ставить ему памятники.

История с памятниками продолжилась. В городе Александрове – опричной столице Ивана Грозного – произошла удивительная история. При монтаже памятника царю архитектор и скульптор вместе с командой ушли на обед, и в это время памятник похитили – увезли на задворки администрации. Потом это стало табуированной темой. Думали, где можно было бы этот памятник установить. В конце концов установили во дворе Российского военно-исторического общества в Москве на Аллее правителей. Обостренная реакция на это событие людей, особенно творческих, говорит о том, что проведённый опрос не совсем, мягко говоря, адекватно отражает действительные настроения. Ещё один пункт в России, где мог появиться монумент Ивану IV, – Чебоксары. И там инициатива вызвала раскол в обществе и в конечном итоге была «спущена на тормозах». Попытались проработать тему установки памятника в чувашском городе Алатырь и даже объявили интернет-голосование. В итоге 47 % – за, против – 53 %.

Была ещё одна интересная подмосковная история – с несостоявшимся памятником в Рузе. Городские власти в 2017 году решили там поставить памятник Ивану Грозному и его первой супруге Анастасии Романовой. Он планировался в качестве экскурсионного объекта, чтобы развивать туризм и пропагандировать семейные ценности, что совсем уж удивительно. Я в одном высоком собрании говорил, что школьники придут туда, а потом посмотрят в интернете статью под названием «Жены Ивана Грозного». А их у него было то ли 6, то ли 7, то ли 8 (всё зависит от того, как считать: законные только браки или все; включать ли в это число легендарные персонажи). История закончилась тем, что два десятка учёных, специалистов по истории Средних веков, написали обращение в адрес властей. Надо отметить и твёрдую позицию правящего архиерея Московской области, который остановил этот безумный (по-другому просто не назовёшь!) проект.

Несостоявшийся памятник Ивану Грозному в Рузе

Почему в нашей стране не было памятников Ивану Грозному? Это связано с Николаем Михайловичем Карамзиным, который когда-то «постригся в историки», как говаривали его современники. Он бросил свой литературный труд и занял единственную, наверное, в истории нашего государства должность историографа, неплохо оплачиваемую, надо сказать. Карамзин получил эксклюзивный доступ к архивам, библиотекам и создал «Историю государства Российского», которая и поныне не устарела. Мы помним, что Пушкин назвал Карамзина Колумбом, который открыл нашу древнюю историю. Карамзин вложил в этот труд жар своей души, свой талант литератора. Историю со времён Карамзина стало модно изучать, стало просто стыдно не знать этой истории. Первоначальный тираж «Истории» – примерно 3 000 экземпляров – разошелся как горячие пирожки за месяц. Об этом говорили везде: дамы в салонах обсуждали князей, царей, разные события.

Действительно, это был какой-то ментальный прорыв, вспышка национального самосознания. Но ещё и, как сказал Пушкин, это был подвиг честного человека, что очень важно. У Карамзина, конечно, были внутренние ограничения – в частности, на критику монархов. Он должен быть сделать выбор относительно того, что писать об Иване Грозном. И Карамзин сделал этот выбор. Он назвал зло злом, а добро – добром. И так живописал опричные казни, как никакой другой историк. Когда я на лекциях зачитывал студентам описание опричных казней, впечатлительным филологам просто плохо становилось.

Труд Карамзина привёл к тому, что в дореволюционной России сложился консенсус относительно фигуры Ивана Грозного. Считалось, что этот человек памятников не достоин, совсем не достоин.

Николай Карамзин – историк и писатель, создатель «Истории государства Российского»

Сейчас вы можете встретить критику карамзинской концепции. Его упрекают в пристрастном подходе, в том, что он нашёл антигероя. Ему, мол, как литератору, надо было найти отрицательного персонажа в российской истории, и вот он его сотворил. Но я не очень верю в эти соображения. Иван Грозный был первым венчаным царём, кроме того, он был родственником Романовых – через Анастасию Романову династия была породнена с династией Рюриковичей. Михаил Фёдорович Романов приходился внучатым племянником царю Ивану Васильевичу и через это обрёл свою легитимность.

Есть замечательный памятник «Тысячелетие России» в Новгороде 1862 года, который по замыслу должен был суммировать всё позитивное, что Россия к тому времени дала. Там нет фигуры Ивана Грозного. Ходят слухи, что император Александр II собственноручно вычеркнул эту персону, несмотря на то что он приходился родственником династии Романовых и был первым царём, первым венчаным монархом. Там было множество современников Ивана Грозного: и Анастасия Романова, его первая супруга, и Алексей Адашев, член Избранной рады, и духовник царя протопоп Сильвестр, и Максим Грек, и митрополит Макарий, и святитель Гурий Казанский, и полководец Иван Воротынский, и Ермак, покоритель Сибири, но места для Ивана Грозного не нашлось. Это был очень важный факт общественного сознания, тем самым выражалось отношение образованной части общества к этой фигуре.

Иваном Грозным всегда интересовались и будут интересоваться, существует огромная литературы об этом противоречивом персонаже и его времени. Я хотел бы рассказать о двух интересных сюжетах, которые совсем недавно были презентованы научной общественности.

Как выглядел Иван Грозный?

Самый банальный и тем не менее очень интересный вопрос. [Результаты излагаемых ниже исследований были недавно опубликованы в журнале «Древняя Русь. Вопросы медиевистики» коллективом авторов Е.В.Ухановой, М.Н. Жижиной, А.В. Андреевой, А.А. Пойда, В.А. Ильиной, представляющих Государственный исторический музей, Институт космических исследований и Кучратовский институт РАН, МФТИ.]

Сохранился единственный прижизненный портрет Ивана Грозного. Надо сказать, что вся эпоха Средневековья безлика. Мы почти не имеем портретов исторических деятелей. В лучшем случае у нас есть исторические реконструкции.

Царь Иван IV Грозный. Слева: Немецкая гравюра на дереве, XVI век. Справа: Из латинской книги Одеборна «Жизнь Иоанна Грозного», издание 1698 года

Существуют западноевропейские гравюры, издание которых по времени совпадает с правлением Ивана Грозного. Одна из них (левая) издана в Нюрнберге в 1563 году, а другая – в 1585 году в Виттенберге в Германии. Видно, что это условные изображения. В лучшем случае они составлены со слов русских послов или иностранных резидентов, которые могли видеть, а могли и не видеть Ивана Грозного. Ни о какой документальности изображения речь здесь, конечно, не идёт.

Есть ещё одно замечательное изображение, так называемый «Копенгагенский портрет», или парсуна. Он хранится в Копенгагенском национальном музее и является предметом больших споров. Одно время его считали чуть ли не портретом, который Иван Грозный послал английской королеве Елизавете, сватаясь к ней. А она, так сказать, замуж не хотела. Потом шли переговоры о Марии Гастингс, но и этот брак не сложился. Считалось, что это тот портрет, который  был послан, но, думаю, он бы произвёл не очень благоприятное впечатление. Между тем относить изображение к XVI веку невозможно. Оказалось, что на обороте этого портрета (точнее, парсуны, она небольшая – 36 х 34 см) была и есть сейчас записка по-латыни, что он привезён одним из послов Нидерландов из Москвы в 1677 году. Выходит, это парсуна XVII столетия? Но и тут много вопросов: в частности, почему у неё отпилен нижний ковчег, а лоб, который составляет треть от портрета, заползает на верхнюю лузгу. Это очень странно. Кроме того, искусствоведы обнаружили, что пигменты на этой парсуне соотносятся скорее с традициями старообрядческих мастерских конца XIX – начала XX вв., но никак не с эпохой Средневековья.

Парсуна Ивана Грозного. Неизвестный художник.

Был найден даже прототип этой парсуны – икона «Иоанн Богослов в молчании». Возможно, она стала основой для создания этого псевдопортрета. Предполагают также, что это продукция старообрядческих мастерских, выполненная на основе словесного портрета. В Летописной книге князя Ивана Катырёва-Ростовского 1626 года есть словесный портрет Ивана Грозного (Катырёв-Ростовский мог видеть его в ранней юности): «Иван Васильевич образом нелепым (то есть некрасивым), очи имея серы, нос протягновен (большой) и покляп (изогнутый), возрастом велик бяше, сухо тело имея, плещи имея высоки, груди широки, мышцы толсты». Видимо, на основе этого описания и была создана эта парсуна, теперь считающаяся поздней подделкой конца XIX – начала XX века.

Есть ещё один портрет, исторический, плод реконструкции археолога и антрополога Михаила Герасимова. Он автор целой серии портретов исторических деятелей, которые украшают сейчас учебники. В 1963 году шли реставрационные работы в Архангельском соборе Московского кремля, и в связи с этим было решено вскрыть гробницу Ивана Грозного и его сыновей – Ивана и Фёдора, которые находятся в дьяконнике. Иван Грозный всегда ощущал себя фигурой особой и потому решил, что не будет покоиться в одном пространстве с другими великими московскими князьями: он приготовил себе место более сакральное – в дьяконнике. Гробницы эти были вскрыты, царь лежал в белокаменном саркофаге, покрытом плитой, над ним была возведена надгробница. В целом останки Ивана Грозного неплохо сохранились. Герасимов был создателем методики реконструкции внешнего облика человека по черепу, по антропологическим данным. Этот портрет показывает нам 54-летнего Ивана Грозного на момент смерти. Заметны достаточно яркие индивидуальные черты: асимметрия лица (один глаз побольше, другой поменьше); хищный орлиный нос и такое брезгливое выражение лица (что, конечно, является авторской трактовкой).

Вот, в принципе, и всё, что мы знали до недавних пор об облике Ивана Грозного. Отметим лишь, что и бюст М. Герасимова – тоже не прижизненный портрет.

Учёные все же сумели обнаружить прижизненное изображение Ивана Грозного. Оно связано с первой датированной печатной книгой – Апостолом Ивана Фёдорова 1564 года. Было выпущено примерно 2 000 экземпляров этой книги – очень большой тираж по тем временам. Сохранилось и дошло до наших дней около 60 экземпляров. В их числе уникальный подносной экземпляр Апостола, предназначенный для торжественного вручения высокопоставленным особам, прежде всего самому Ивану Васильевичу, поскольку он был инициатором и финансировал устройство печатни. Этот экземпляр хранится в Государственном историческом музее, он туда попал из коллекции Алексея Сергеевича Уварова, одного из основателей Московского археологического общества и Исторического музея в Москве. Экземпляр имеет кожаный переплёт с золотым тиснением. Мы видим там двуглавого орла. Сверху и снизу здесь читается надпись: «Иоанн, Божьей милостью Государь, Царь и Великий Князь Всея Руси». Это официальная титулатура и официальный герб Московского государства. Тем самым царь через первопечатника Ивана Фёдорова представлял, репрезентовал свою собственную царскую власть на этом экземпляре.

«Апостол» – первая датированная напечатанная книга в России. Напечатана в 1563—1564 годах Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем.

Как этот экземпляр связан с портретом Ивана Грозного? Ещё в XIX веке заметили, что на груди этого орла имеется картуш с изображением человеческого лица, но изображение это было очень неясным и в XX веке уже не просматривалось. Однако теперь при помощи мультиспектральной фотосъёмки удалось воссоздать это утраченное изображение.

В центре мы видим изображение царя в короне, явно имеющее портретное сходство. Предполагают, что его на меди выполнил гравёр из московской Оружейной палаты, очень талантливый человек. В XV–XVI веках в западноевропейской практике было принято размещать на переплётах книг высокохудожественные портреты с пояснительными надписями. Иван Фёдоров, очевидно, использовал эту традицию, помещая изображение Ивана Грозного на переплёте Апостола. Фигура в трёхчетвертном повороте, что вполне соответствует известным нам печатным  экземплярам в Западной Европе. Там было принято, например, размещать портреты деятелей Реформации (Лютера, Кальвина), представителей католической церкви, даже издателей.

Прижизненное изображение Ивана Грозного

Можно констатировать удивительные совпадения и явную перекличку с портретом, восстановленным антропологом М. Герасимовым. Та же самая асимметрия лица, разные глаза, левый глаз чуть-чуть прикрыт, хищный горбатый нос, пронзительный взгляд. Геральдистов очень заинтересовала корона интересной и своеобразной формы. Всё это ещё раз подтверждает нам, что портреты обладают высокой степенью достоверности. Таковы научные исследования последних лет касательно прижизненного облика Ивана Грозного. Их результаты совсем недавно были опубликованы в ведущих научных изданиях. Коллектив, работавший над этой темой, получил престижную премию на выставке «Интермузей».

Зачем Иван Грозный пахал землю?

Перехожу к другой теме. Хочу познакомить вас с результатами своего исследования, связанного с годами юности Ивана Грозного. Этот сюжет я бы назвал «Потехи Ивана Грозного 1546 года в Коломне». Мы не знаем, как выглядел Иван Грозный в юные годы. Кинорежиссёр Сергей Эйзенштейн изобразил его в виде юноши, очень утончённого. Но вряд ли он был таким, хочу сказать как историк.

Загадка связана с так называемым Пискарёвским летописцем начала XVII века, в котором содержатся уникальные сведения о правлении Ивана Грозного. Процитирую одну из записей: «В сем летописце прописано в летех пятьдесят четвертых: поход на Коломну Великого князя Ивана по крымским вестем, и князь великий стоял на Коломне в Голутвине монастыре. И тут была у него потеха: пашню пахал вешнюю и з бояры (т.е. с боярами вместе) и сеял гречиху. И иные потехи: на ходулех ходил и в саван наряжался».

Историков всегда брала оторопь от этих слов, потому что чем дальше читаешь, тем чудеснее и невероятнее становится. В самом деле, тешились цари разными способами: медвежьими травлями, царской охотой, слушали калик перехожих, гусляры им играли. А тут потеха какая-то очень странная: «пашню пахал вешнюю». Очень трудно представить себе Ивана Грозного, стоящего за сохой.

Причём делал он это не один, а с боярами, членами тогдашнего правительства. Ладно, он пахал – но потом и сеять почему-то начал. И это тоже удивительно. А после всего на ходули ещё встал и в саван нарядился, в одеяние покойников.

Кадр из фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный»

Это загадка, над которой билось очень много историков, разные трактовки предлагали. Одни считали, что это озорство чистой воды, так сказать, девиации юного царя (ему в то время 16-й год шёл). Это очень странный подход, потому что этот выход в Коломну 1546 года очень хорошо документирован, он описан в летописях и разрядных книгах.

Вообще надо сказать, что об Иване Грозном мы знаем потрясающе много по сравнению со всеми предшествующими правителями – Александром Невским, Дмитрием Донским, Иваном III. Про Ивана Грозного очень много источников. Это записки иностранцев и летописи, разрядные книги и его послания – старцам Кирилло-Белозёрского монастыря, князю Андрею Курбскому, другим адресатам. В них чувствуется живая речь монарха и образ его мысли. Царь написал «Канон Ангелу Грозному воеводе», подписываясь «Парфений Уродивый». «Парфений» в переводе, как мы знаем, «девственник». Юмор у Ивана Грозного был такой своеобразный.

Немало известно и о юношеских годах Ивана Грозного. Формально он стал править государством в 1533 году: несмотря на то что правительницей была его мать, регентша Елена Глинская, все указы, всё делопроизводство велось от имени Ивана Грозного. Он пробыл на троне небывало долго – 51 год, хотя, конечно, в юности своей делами не занимался. Елена Глинская вершила всё. Потом настало время боярского правления. Время непростое. Историки очень любили живописать тяжёлое детство Ивана Грозного и этим объяснять его отклонения: за ним недоглядели, его недоласкали, безобразные сцены на его глазах разворачивались. Уже в детстве Иван Грозный с башен Московского кремля кошек начал бросать. Некоторые серьёзные вещи стали происходить чуть позже. В период взросления, в 12 лет, Иван Грозный издал свой первый смертный приказ, по которому боярина Шуйского затравили псари. Сам он тогда не занимался делами правления, его больше интересовали всякого рода утехи, интересная молодёжная жизнь (в средневековом, конечно, смысле), если можно так выразиться.

Чем же он занимался? В период примерно с 1542-го по 1546 год, предшествовавший описанным в Пискарёвском летописце событиям, молодой царь со своими наперсниками «по стогнам и торжищам (площадям) начал на конех ездити и всенародных человеков, мужей и жен бити и грабити». То есть просто наезжал на лошадях на толпу людей.

Иван Грозный в Новгороде

Исследователи отмечают, что молодой государь был человеком неравнодушным к женской красоте и склонным проводить время в весёлой компании скоморохов. Для него уже тогда были характерны приступы гнева и склонность к злой насмешке. Мы знаем, что где-то в середине 1540-х годов Грозный приказал убить своего сверстника, 15-летнего князя Михаила Богдановича Трубецкого, а через некоторое время за невежливое слово по личному приказу царя урезали язык молодому приближённому Афанасию Бутурлину. Это штрихи к жизни молодого Ивана Васильевича.

Что касается событий 1546 года, то здесь история была такая. Поступили вести с южных окраин, что крымский хан идёт на Москву. Московское государство тогда представляло собой большой военный лагерь. Согласно полученным вестям, на окский рубеж выдвигалась большая армия: пять полков и отдельные боевые контингенты. И вот в 1546 году, видимо, по настоянию бояр Иван Грозный в 16-летнем возрасте (15 лет были возрастом совершеннолетия) впервые вышел в качестве главнокомандующего с армией в Коломну. У него было отдельное боевое подразделение, «государев полк», который бы сейчас мы назвали гвардией. Расположился он под стенам Голутвина монастыря и формально совместил свой поход с паломничеством. Старо-Голутвин монастырь был основан Сергием Радонежским, и там хранились святыни: его риза, аналойный крест, его посох. До него Иван Грозный посетил Николо-Угрешский монастырь (по случаю престольного праздника Николы 9 мая).

Упомянутое выше известие Пискарёвского летописца историки поначалу просто отвергали: может, это фантастика, кто-то придумал всё это злонамеренно? Но событие это поддаётся некоторым проверкам: мы можем установить дату путешествия Ивана Васильевича из Москвы через Николо-Угрешский монастырь в Коломну, и это в целом соответствуют тому, что описано.

Как же в таком случае объяснить пахоту Ивана Грозного? Ведь была непроходимая пропасть между политической элитой и крестьянами. Царь и бояре не могли себе позволить снизойти до труда смердов. Со времён Ивана III придворный церемониал, касающийся особы монарха, очень усложнился. Тяжёлый труд земледельцев для элиты был совершенно табуирован. Государя редко видели даже, он был особой предельно сакральной. Как объяснить, что он вдруг стал пахать? Позднее в письмах Ивана Грозного мы видим, как он издевается над своими адресатам, называя их «страдниками», то есть людьми, которые работают, занимаются сельскохозяйственным трудом.

Скорее всего (это моя гипотеза), Иван Грозный получил предложение от крестьян села Бачманово, принадлежавших Голутвину монастырю, принять участие в аграрно-магических ритуалах, связанных с окончанием всех посевных работ. По русским представлениям, вообще посевная должна быть закончена до праздника Николы Вешнего, по старому стилю 9 мая, теперь 22-го, после которого сев становился невозможным. Но в том-то всё и дело, что как раз гречиху сеяли после этого, и был специальный нормативный промежуток, примерно месяц от дня памяти Святой Лукерьи 13 мая (здесь и далее все даты по старому стилю) до дня Святой Акилины, которая так и называлась – Гречишница, 13 июня, когда сеяли гречиху. Скорее всего, царь получил предложение от бачмановской крестьянской общины принять участие в церемонии завершения всей посевной кампании – пахоте и севе гречихи.

Крестьяне работают при монастыре. Лицевое Житие Сергия Радонежского, XVI век

Из исследований этнографов известно, что и окончание, и начало сева было публичной, общественной церемонией. Считалось, что начинающий пахоту должен быть уважаемым, достойным человеком, поскольку его качества переносились на все сельские угодья. У русских община проводила обряд наречения или избрания пахаря и первого засевальщика и благословения его на начало пахоты и сева. Это должен быть обязательно мужчина, сев могли поручить всем – старику, мальчику, божьему человеку, даже священнику. Желательно, чтобы это был человек молодой, здоровый, обладающий социальной полноценностью и высоким личным статусом, удачливый, счастливый, с лёгкой рукой. Должность первого засевальщика была очень почётной. Я думаю, что Иоанн Васильевич «клюнул» на это предложение, а он был в молодости человеком очень красивым. Об этом, в частности, писал венецианский посол Марк Фабрициус. А посол Священной Римской империи Данила Принц о 45–47-летнем царе писал так: «Он очень высокого роста, тело имеет полное силы и довольно крепкое». Антропологические исследования показали, что Иван Грозный был очень высоким человеком –  примерно на 10–15 см выше большинства современников (средние показатели роста в то время лежали в интервале 160–165 см). В момент смерти царь имел рост 178–179 см. Вот идеальная, что называется, кандидатура для засевальщика. Иван Васильевич, судя по всему, отнёсся к предложению крестьянской общины с энтузиазмом и решил не просто сам сеять, но ещё и бояр привлечь. Можно по разрядным книгам установить и численный состав, и имена названных там восьми бояр. Это высшая политическая элита государства. Интересно, конечно, что «насеяли» и «напахали» эти пахари. Если бы нас с вами попросили без подготовки за сохой постоять и тем более посеять, это у нас бы не получилось. Речь, скорее всего, идёт о ритуальном начале сева и пахоты.

Таким образом, это таинственное место в летописи объясняется, скорее всего, тем, что царь принял участие в освящённом старином ритуале начала пахоты и сева гречихи. А что же потом с ходулями? Как это может быть связано?

Этому факту тоже есть объяснение. Ходули – это принадлежность праздника. У нас в обыденной жизни никто на ходули не встает, ведь правда? С ними выступали, например, скоморохи. И указание на хождение на ходулях Иоанна Грозного – это, конечно, намёк на праздник.

Хождение на ходулях

О чём может идти речь? Праздник был по окончании сева гречихи. Это мы можем найти в этнографических описаниях русской деревни. Назывался он специальным термином  – «гречишница»  – и начинался с молебного пения Акилине Гречишнице, покровительнице гречихи. Продолжался праздник коллективной трапезой, куда приглашали нищих, странников, путешественников (в районе лагеря Ивана Грозного мимо Голутвина монастыря как раз шла торная дорога). И, скорее всего, Иван Грозный веселился там от души и ходил на ходулях. Некоторые толкуют ещё это так, что царь магические ритуалы проводил: на высоких ходулях ходил, чтобы выше гречиха росла. Выстраивается внутренняя непротиворечивая цепочка обрядово-магических действий, в которых царь принял личное участие со своими боярами. Это начало ритуальной пахоты и сева гречихи и последующее участие в общинном празднике Гречишницы. Всё становится на свои места.

Зачем Иван Грозный наряжался мертвецом?

Ещё одна загадка –  обряжение в саван. Откуда он? Ведь это покойницкое одеяние. Ивану Грозному предстояло прожить долгую жизнь, поэтому явно, что это была какая-то игра. И снова подобные параллели мы находим в русской этнографии. Например, в советской колхозной деревне до 1930–1950-х годов этнографами фиксировалась игра в «умруна», смерть, мертвеца и покойника. В это время и в XIX веке она проходила только на Святочной неделе, когда были допустимы всякого рода аномалии поведения. Но в XVI веке она имела место в весенне-летнее время. Значит, за 400 лет произошли какие-то важные изменения, которые этнографами не фиксируются.

Это очень интересная и кощунственная игра. Она имитировала погребальный обряд. Роль покойника исполнял молодой человек, находящийся предпочтительно в брачном возрасте,  – Иван Грозный как раз соответствовал. Участники посиделок обряжали «покойника» в белый саван, натирали лицо мукой, подбеливали, чтобы придать бледность, делали искусственные зубы из брюквы, картошки, тыквы или из чего-нибудь другого и клали в гроб.

В чём состоял обряд игры в покойника? На него насильно сгоняли девушек на выданье. Кроме того, обязательными участниками действа были переодетый в женщину парень, изображавший жену покойника, ряженый священник и дьякон с косицей. Да, такое было! Гроб в сопровождении толпы родственников и священников вносили в избу. Действо начиналось с отпевания. «Жена» причитала, при этом ругала «покойника» самыми отборными бранными словами. Реальные элементы чина отпевания чередовались с разного рода не очень хорошими вещами (нецензурной лексикой). На втором этапе игры в прощании участвовали девушки, которые должны были поцеловать страшный рот этого белолицего «покойника». Заканчивалось это тем, что «покойник» оживал и всех пугал. В некоторых вариантах игры его носили по домам деревни и спрашивали: «Не ваш ли это родственник?». Затем следовала пародия на поминки. Вот такие кощунственные игры проходили неподалеку от Старо-Голутвинского монастыря, основанного Сергием Радонежским.

Обряд погребения на Руси

Таким образом, «потехи», описанные в Пискарёвском летописце, достаточно убедительно расшифровываются исходя из этнографических великорусских аналогий: великий князь принял участие в ритуале начала пахоты и сева гречихи, веселился, ходя на ходулях на общинном празднике – Гречишнице – и под завершение сыграл главную роль в игре в покойника.

В целом это очень неожиданная и сложная картина: как оценить полученные новые данные в контексте личной биографии Ивана Грозного? С одной стороны, для монарха это был первый опыт соприкосновения с народной массой, он проявил удивительное единение с народом, погрузившись в стихию низовых христианских традиций. Нет сомнений, что это произвело большое впечатление на местное сообщество. Впоследствии апелляцией к народу он очень ловко манипулировал. При учреждении опричнины, например, в Москву было послано две грамоты: одна к боярам, а другая к московскому люду, где он говорил, что не держит на них зла, что виновники его ухода «с государства» бояре.

С другой стороны, для Ивана Васильевича это был первый опыта лицедейства и перевоплощения, на которые он был мастером и которые очень ярко проявились в политике и литературном творчестве на следующих этапах его биографии. В пахоте и севе великий князь явился крестьянином, в хождении на ходулях уподобился скоморохам, а обряженный в саван стал мертвецом. Существенно важно, что в этой игре в покойника Иван Васильевич впервые столкнулся с инфернальными сторонами бытия. Мы до этого нигде в источниках не видим его соприкосновения с тёмной стороной жизни. И, наконец, нельзя не признать, что эти новые факты довольно органично вписываются в картину жизни юного монарха, которую мы знаем по другим источникам. А она была таковой до знакомства с протопопом Благовещенского собора Московского кремля Сильвестром, оказавшим на него очень благотворное влияние.

Иван IV и протопоп Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года. Павел Плешанов, 1856 год

Желающих познакомится с полной версией моей работы отсылаю к журналу «Российская история» за 2018 год (№ 1), где она опубликована.

Итак, история таит очень много загадок, и большое удовлетворение испытываешь, когда какие-то потаённые вещи удаётся расшифровать и снять. Два сюжета, о которых я рассказал, в буквальном смысле восстали из небытия. На основе определённых фактов и аргументаций были реконструированы реальные стороны той уже древней жизни, от которой нас отделяет почти полтысячелетия.

Материал подготовлен по материалам лекции, прочитанной в СФИ.

Материал подготовила Алина Гарбузняк