Есть версия, что именно эта история и вдохновила испанского художника Хосе де Риберу на создание картины «Женская дуэль». Сейчас это полотно находится в музее Прадо в Мадриде.
Та неаполитанская дуэль стала лишь началом. Ещё одна схватка, имевшая большой общественный резонанс, произошла в Милане в 1571 году. Две знатные женщины прибыли в монастырь святого Бенедикта и попросили выделить им комнату для совместной молитвы. Естественно, ничего не подозревавшие монахи выполнили просьбу. Спустя короткое время они услышали женские крики. Когда дверь в комнату была открыта, священнослужители увидели ужасную картину: дуэлянтки умирали от многочисленных колющих ран, которые они нанесли друг другу кинжалами.
В начале XVII века о женских дуэлях заговорили в Англии. Причиной послужил поединок между леди Рокфорд и леди Эстер Рейли. На бал у графа Сассенского женщины явились в одинаковых нарядах, что само по себе накалило обстановку. А когда Рейли пригласила графа на танец, Рокфорд не выдержала и вызвала соперницу на поединок. Поскольку ни одна из женщин не умела обращаться ни с холодным, ни с огнестрельным оружием, решено было остановиться на бокале с вином, в который подмешали яд. Дамы прибыли в условленное место, где их ждали секунданты с бокалами. В одном находилось обычное вино, в другом – отравленный напиток. Жребий определил, кто первым берёт бокал. Проигравшей оказалась леди Эстер. На её счастье, яд был давнишним, поэтому она отделалась лёгким испугом в виде несерьёзного пищевого отравления.
В середине XVII столетия в битве сошлись две парижанки – мадам Бопрэ и мадам Арли. Из-за чего женщины поссорились – неизвестно, но сражались они по-настоящему, то есть на шпагах. Причём обе старались не просто заколоть соперницу – нет, Бопрэ и Арли пытались как можно сильнее изувечить лица друг другу. Дуэль закончилась лишь многочисленными ранениями, которые позже превратились в жуткие шрамы. Примерно в то же время в Булонском лесу не на жизнь, а на смерть сражались маркиза де Несль и графиня де Полиньяк. Женщины бились за статус фаворитки будущего кардинала Ришелье.
Вообще в XVII столетии дуэли стали наиболее популярными во Франции. А главной воительницей того времени являлась некая Жюли де Обиньи, которая была более известна как мадмуазель Мопен. Девушка прекрасно фехтовала и отличалась вспыльчивым характером. Она чаще всего ходила в мужских нарядах, сражалась на дуэлях как с женщинами, так и с мужчинами, и выступала на сцене парижской Гранд-опера. Многочисленные приключения Жюли вдохновили писателя Теофиля Готье на создание романа «Мадмуазель де Мопен».
Довелось принять участие в дуэли и писательнице Жорж Санд. Она сошлась в поединке с графиней Марией де Агу из-за композитора Ференца Листа. Причём оружие женщинам заменили их собственные ногти. В итоге получилась боевая ничья, подкреплённая многочисленными царапинами. Лист же выбрал де Агу, а Санд, в свою очередь, высмеяла соперницу в романе «Орас», представив её в образе виконтессы де Шайи.
Иногда женские поединки и вовсе становились пикантными. Известно, что время от времени дамы сражались без одежды. Естественно, такая деталь не могла остаться тайной. Многочисленные художники начали изображать своё видение таких дуэлей на открытках и картинах. Ну а классическим поединком топлесс считается бой принцессы Паулины Меттерних и графини Кильмансегг, который произошёл в Вадуце в 1892 году. Любопытно вот что: раздеться дуэлянток заставила баронесса Любиньская, являвшаяся секундантом. Она, будучи медиком по образованию, заявила, что даже малейшие ранения могут привести к опасным последствиям из-за контакта с одеждой. Вот только женщины разошлись быстро, ранив друг друга в ухо и нос. А победительницей стала Меттерних. Кстати, дуэль состоялась из-за того, что женщины не смогли договориться, какими цветами украсить зал для музыкального вечера.
Пример императрицы
Не обошли дуэли и Россию. Известно, что сражения проходили даже в конце XIV столетия, правда, они являлись крайне редкими. Однако в Псковской грамоте была сделана запись на этот счёт: «Если две женщины приговором суда обязаны сойтись в поединке, то ни одна из них не может выставить вместо себя наёмного бойца».
Но массовый характер женские дуэли приобрели во время правления Екатерины II. Императрица хотя и не поддерживала поединки, но и не запрещала, ведь когда-то ей самой пришлось таким образом выяснять отношения со своей троюродной сестрой. Ещё будучи немецкой принцессой Софьей Фредерикой Августой Анхальт-Цербстской, она получила вызов на дуэль от принцессы Анны Людвиги Анхальт. Тот бой носил скорее формальный характер, поэтому пятнадцатилетние дуэлянтки не пострадали. Единственное правило, которое ввела Екатерина, гласило, что бой должен был продолжаться «до первой крови».
В 1770 году произошла дуэль между княгиней Екатериной Дашковой и английской герцогиней Фоксон. Женщины встретились в Лондоне, в доме российского посла графа Пушкина. Конструктивный диалог не получился. Очень быстро женщины начали спорить. В конце концов представительницы голубых кровей скатились до взаимных оскорблений. Первой сорвалась Дашкова. Она влепила англичанке пощёчину, та ответила. Итог — дуэль на шпагах. Конфликт был исчерпан после того, как Дашкова признала поражение, получив ранение в плечо.
Известно, что в 1765 году в Санкт-Петербурге прошло порядка двадцати женских дуэлей, причём почти в половине из них сама государыня выступала в роли секунданта. После смерти императрицы это правило быстро забылось. Маркиза де Мортене писала: «Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы». Сама же маркиза жила в Петербурге и сообщила о том, что только в 1823 году в салоне госпожи Востроухой состоялось семнадцать поединков.
Но не только графини и маркизы выясняли отношения при помощи оружия. В 1829 году в Орловской губернии на дуэли сошлись помещицы Ольга Заварова и Екатерина Полесова. Причём женщины в качестве оружия выбрали не яд и уж тем более не ногти, они вооружились саблями своих мужей. Поскольку обе умели неплохо фехтовать, бой закончился трагически. Ольга получила ранение в голову, от которого умерла на месте. Её оппонентка скончалась на следующий день. Несмотря на усилия врачей, спасти женщину не удалось, рана в живот оказалась смертельной. Но история противостояния Заваровых и Полесовых на этом не закончилась. Спустя несколько лет в битве не на жизнь, а на смерть сошлись дочери дуэлянток. Поединок закончился победой Александры Заваровой и гибелью Анны Полесовой.
Но постепенно дуэли среди женщин стали терять статус «модных». И к концу XIX столетия о поединках как о мере разрешения конфликтов практически забыли. И на сегодняшний день дуэли официально находятся вне закона почти во всех странах мира. Правда, есть всё же одно государство, где поединки вполне легальны. Это Парагвай. Но схлестнуться в битве и не попасть за решётку там можно только в одном случае — дуэлянты должны являться зарегистрированными донорами крови. Так что бои — это явление достаточно редкое, которые сохранились в качестве «наследия» предков.