– Борис Борисович, как вы понимаете последние канадские события?
– Думаю, они связаны с общей политикой Канады со второй половины XX века. В 1971 году они приняли программу мультикультурализма, которая предполагает толерантное отношение ко всем народам. В Канаде были проблемы, связанные с совместным проживанием франко- и англоязычного населения. Для разрешения конфликтов пришлось проводить системную работу по воспитанию терпимости, уважения к традициям и ценностям всех народов на территории Канады. В 1988 году там приняли акт о мультикультурализме, заложивший новые ценности.
– Это произошло не только в Канаде?
– Да, в XXI веке на фоне постколониального дискурса мы видим усилия по созданию гуманистического демократического гражданского общества и в США, и в европейских странах. Начались акты покаяния, публичные извинения перед этническими или расовыми группами, которые подвергались гонениями, преследованиям. В Канаде правительство схожую политику проводит и по отношению к индейцам.
– Хорошо ли это?
– Хорошо. Это взращивает дух толерантности и уважения к другим культурам, народам.
– Нужно ли это сейчас духоборцам? Много ли их осталось?
– Думаю, нужно. Они живут сейчас в основном в западной Канаде – Британской Колумбии и в провинции Альберта. Их около 40 тысяч в настоящий момент.
– И они ведут тот образ жизни, какой хотят?
– Да, но он уже изменился по сравнению с XIX или началом XX века. Первые поселенцы появились в Канаде в 1899 году, то есть с тех пор прошло много времени, процессы ассимиляции с местным обществом неизбежны. Не все нынешние духоборцы хорошо владеют русским языком, больше разговаривают на английском. Раньше у них были разрешены браки только внутри братства, это ограничение снято давным-давно. Все они получают образование, в том числе и высшее. В рамках новой политики для них открывают специальные классы с обучением на русском языке. Те, кто ещё озабочен культурой старой идентичности, стараются полностью не растворяться, много всего делают. Выпускают два печатных СМИ, очень активно научной деятельностью занимаются – в университетах специальные программы есть по изучению духоборчества. Есть среди них и яркие лидеры (например, Кузьма Тарасов – активный пропагандист учения и образа жизни духоборцев).
– Расскажите подробнее, как духоборцы попали в Канаду, в чём состоит их конфликт с государством? Кто они и чего хотят?
– Я кратко постараюсь. Движение возникло где-то в середине XVIII века, точной даты никто не скажет. Есть несколько версий об истоках, и они во многом зависят от того, каких ценностей придерживается сам автор. В основном исследования проводились в XIX веке и в начале XX. Представители церковной науки, как правило, считали, что духоборчество – заёмное явление и пришло в Россию с Запада. Народники и либерального взгляда люди полагали, что это исконно русское явление. Есть и другие взгляды: когда в XVII веке произошёл церковный раскол и появились старообрядцы, среди них выделились беспоповцы. Наиболее крайние толкования беспоповцев породили сектантство, самое известное из которых – христовщина, или хлысты. И якобы духоборчество вышло именно из христовщины в середине XVIII века. Кто-то вообще считает духоборчество самостоятельным явлением крестьянского народного духа.
– А вам какая версия ближе?
– Я думаю, что, скорее всего, влияние христовщины было. Первоначально названия «духоборцы» не было. Было духовное христианство. Термин «духоборство» появился в 1785 году благодаря екатеринославскому епископу Амвросию и употреблялся уничижительно. Неожиданно он прижился у самих духоборцев. Единственное, они называют себя не духоборы, а духоборцы. Амвросий имел в виду, что они борцы с божественным духом, а сами они считают себя борцами за дух, за любовь, за божественную премудрость и ее воплощение в этой жизни. То есть одним очагом была Екатеринославская губерния, сейчас это территория Украины. А вторым – Тамбовский уезд Воронежской губернии. Эти два течения потом объединятся и пойдут единым направлением, известным как духоборцы.
– Почему они появились?
– Это вопрос сложный. Во-первых, из-за неудовлетворения церковной жизнью того времени. Известно, что после петровских реформ и церковного раскола авторитет российской православной церкви и её священнослужителей не был высоким. Жизнь и поведение священников в сёлах не удовлетворяли часть верующих, которые искали чего-то большего в вере, чем предлагала церковь. Второй момент – социальный. Это было время крепостничества, тотального господства государства над обществом, в том числе и над народом. И петровские реформы не прошли даром: угнетение, снижение уровня жизни, много других моментов. Народ искал утешения в вере, не находил её в церкви, которая стала слугой государства, и начинал самостоятельно искать Бога, формировать собственные религиозные и этические убеждения.
– Стихийных центров духовного притяжения было несколько?
– Скорее всего да, духовные христиане появлялись во многих местах. Это же ещё зависит от региона. На севере недовольные шли в старообрядчество, особенно в беспоповство. Духовное же христианство появилось на юге: в Воронежской, Екатеринославской, Харьковской губерниях.
– Почему на юге?
– Там вообще всегда были очень сильные антицерковные движения, постоянно народ бурлил по вопросам религии, отношения к жизни, к государству. Там позже появится штундизм. В Воронежской губернии и вообще на юге России было много хлыстовских общин. Они искали выход, как правило, или обращаясь к Священному писанию, первоисточнику, или в формировании культа праведников, пророков, которые могли повести словом, дать идеалы и ориентиры в жизни, указать путь к спасению.
– Все движения вышли из христианства?
– А от этого никуда не деться. И роль лидеров в появлении движения, как и других общин сектантских, всегда была велика. В Тамбовском уезде, например, был Илларион Побирохин, харизматичная личность. И тут ещё нельзя забывать эсхатологические ожидания, которые постоянно культивировались в народе: начиная с раскола XVII века до XIX многие ожидали конца света. Побирохин провозгласил скорое воплощение царства Божьего на Земле, которое должно произойти в Тамбове. И даже устроил шествие в Тамбове во главе с собой. Но, понятно, был отправлен в ссылку: это судьба многих руководителей – ссылки и тюрьмы.
– В чём государство видело их опасность?
– А в учении духоборцев, особенно вначале, было много антигосударственного. Они отвергали церковь, священство. Считали, священник всего один – Христос. В храмы ходить, естественно, не нужно: «Бог не в стенах, не в брёвнах, а в рёбрах». Они отвергали иконы, многие таинства, не признавали крещения, причастия, венчания. Их браки создавались по обоюдной любви невесты и жениха, разводы тоже были не редкостью, потому что считали, что если любовь или привязанность пропадает, то нет препятствия разойтись. Хотя исследователи отмечают, что, несмотря на такой подход, браки у них были крепкими. Они могли не признавать и законов человеческих: в отдельные периоды призывали прекращать платить налоги и подати. Многие из них были пацифистами. Одна из их главных заповедей – не убий живое существо.
– Чем плохо не убивать?
– Они же отказывались идти в армию. Когда проводились рекрутские наборы, духоборцы нередко находились в бегах. После введения всеобщей воинской повинности всеми способами старались с себя снять её. Кроме того, они отказывались присягать новому императору, отказывались отдавать детей в государственные школы. И процент грамотности духоборцев был не слишком высок.
– Как же они читали Библию?
– А Библия в их братствах имела второстепенное значение. Главный источник их вероучения – так называемая Животная книга, книга жизни. Она передавалась устно, состояла из псалмов Давида из Библии и отрывков Евангелия, духовных стихов собственного сочинения, молитв, их вероучительных установлении. Псалмов было очень много, поэтому один человек заучивал наизусть одну часть, другой – другую, и по очереди исполняли. Духоборцы верили, что источником вероучения должно быть живое слово Бога, воплощённое в их псалмах и в людях. А многие места Ветхого и Нового заветов следует понимать аллегорически (конечно, это не относилось к заповедям: заповеди они понимали радикально и старались воплощать в жизни).
– Эти взгляды устраивали канадское правительство?
– Когда они в Канаду приехали, то просили, чтобы их землеведение не попадало под местные законы: в то время у канадцев не было понятия общественной собственности, признавалась только частная. А духоборцы-то приехали жить коммуной. Они просили разрешить им не регистрировать браки, рождение и смерть, не обучать детей в школах, что противоречило канадским законам. Это стало потом источником их конфликта с канадским государством.
– То есть они приехали в чужой монастырь со своим уставом?
– Ну как чужой монастырь? Предысторию же надо знать. Они зарекомендовали себя отщепенцами и религиозными оппозиционерами. Их на родине преследовали и при Екатерине II, и при Павле I. При Александре I произошла оттепель. Александр I проводил либеральную политику и старался за религиозные взгляды не преследовать. Правда, длилось это недолго. Духоборцам разрешили поселиться в Таврической губернии Мелитопольского уезда на реке Молочные Воды, где они устроились очень хорошо. Были очень трудолюбивы, спиртное не пили и не пьют. Довольно быстро земледелие, садоводство, скотоводство и особенно разведение овец стали приносить им хорошие доходы. Жили коммуной, хотя их поселение не было традиционной христианской общиной.
– А в чём их отличие от традиционной христианской общины?
– Их коммуна содержала в себе тоталитарные черты. Их лидер Савелий Капустин объявлял себя воплотившимся Иисусом Христосом. У духоборцев Христос – это человек, в котором воплощается Бог. Воплощается его душа среди духоборцев, а точнее – в конкретном семействе.
– У всех лидеров духоборства была одна фамилия?
– Фамилии-то разные, но если разобраться, то станет понятно, что фамилия у них передавалась по матери. И получалось, что Савелий Капустин – это сын Иллариона Побирохина, внук Силуана Колесникова. Савелий Капустин прямо так и говорил, что отражено в Животной книге: «Я живой Христос, вы должны поклоняться мне, падайте ниц и обожайте меня». И вот Капустин сконцентрировал в своих руках все богатства, общую кассу, распоряжался всеми девятью колониями Таврической губернии и их капиталом. И, судя по всему, власть развратила его: начались преследования своих же братьев. Он назначил 12 апостолов, завёл особую стражу из молодых духоборцев, которые исполняли его решения и решения Совета апостолов. Наказывали духоборцев, очень много людей пропало без вести. Изначальные идеалы девальвировались.
– Как это происходило?
– По-разному. Первое серьёзное искажение учения произошло на Молочных Водах. В итоге при Николае I их оттуда выселили и заставили отправиться на Кавказ – в Тифлисскую губернию, в угол, недавно отвоёванный у турков.
– Сколько духоборцев переселили?
– Около четырёх тысяч. Говоря об их численности, надо понимать, что, в отличие от многих, они прозелитическую политику не вели. Браки допускались только среди своих, поэтому увеличение их численности было незначительным и только за счёт естественного прироста. На первых порах в Закавказье их преследовали. Край неудобный: горы, постоянные набеги, недружественное окружение, конфликты с местным населением. Здесь духоборцы начали отказываться от принципа пацифизма – без оружия было не выжить. Из молодых появились защитные дружины, ведь набеги были серьёзными: с насилием женщин, уводом имущества. Сначала духоборцы защищались, потом начали богатеть. Земледелие там не очень хорошо шло, зато скотоводство – замечательно: сыры варили, в Петербург и Москву отсылали, занимались извозом, коневодством.
– И началось социальное расслоение?
– Да, при том что равенство – один из столпов вероучения духоборцев. Появились очень богатые и большая масса бедных, но и это не всё. Ранее у них был категорически запрещён наёмный труд. Теперь же богатые стали эксплуатировать бедных. Правила долгое время в Закавказье Лукерья Калмыкова, супруга последнего из рода Капустиных. Очень сильная женщина, у которой были прекрасные связи с администрацией. Платились исправно налоги, даже принимались делегации смотреть на образцовое хозяйство духоборства. Но в результате неравенства образовалась Большая партия условно говоря бедных с протестными настроениями, их возглавил Пётр Веригин. Малая же партия – наиболее зажиточная, определявшая жизнь духоборцев в Грузии. Из них формировался Совет старейшин. Большая партия вдохновлялась идеями толстовства, непротивления, пацифизма, духовным религиозным анархизмом. В общем, когда Лукерья умерла, возникло дело о наследстве, и Веригин претендовал как на весь капитал, так и на власть среди духоборцев. В день выбора нового главы Духобории Веригина арестовали и отправили в ссылку в Сибирь. Он и из ссылки продолжал через посланцев духовно окормлять свою партию. Его последователи провели несколько актов (по-современному – перфомансов), демонстрируя приверженность учению: решению жить вновь по-старому коммуной, иметь большие дома на 50 человек, не иметь границ между наделами, обрабатывать земли сообща, содержать общую кассу… В 1895 году состоялся их знаменитый Петров день 29 июня, когда они собрались возле пещерки около села Орловка, разожгли огромный костер и сожгли всё оружие.
– Перфоманс не оценил Николай II?
– Всё закончилось плачевно. Не без подстрекательства Малой партии казачьи части не просто всех разогнали, жуткие вещи творились: избиения, грабёж, изнасилования – пострадали духоборцы колоссально. После этого их стали выселять, и снова началась их скудная трудная жизнь. При посредничестве Льва Толстого они искали место для переселения. Рассматривались Сибирь, Дальний Восток, Кипр. На Кипр даже уехали несколько человек, но не прижились из-за жаркого климата. И тогда появилась идея с Канадой. Подал её, по-видимому, анархист Пётр Кропоткин. Стали собирали деньги. Лев Толстой пожертвовал на дело переселения гонорар от своего романа «Воскресенье», писал письма богатейшим людям, собирались деньги в Европе, Америке, к процессу подключились квакеры и, понятно, толстовцы. Потом последовало разрешение российского правительства, и в декабре 1898 года первый корабль с духоборцами отправился в Канаду, зашёл на Кипр забрать своих. Было несколько партий.
– Зачем всё-таки это было нужно Канаде?
– Была необходимость в рабочих руках. На западе Канады пролегали пустынные земли, которые нужно было осваивать, строить железную дорогу. Духоборцы славились трудом и надёжностью. Они принимали участие в строительстве канадской железной дороги. Поселились на своих условиях. Веригин после освобождения в 1892 году тоже приехал в Канаду к сторонникам. Конфликты с канадским правительством начались ещё до приезда Веригина. Несмотря на усилия Веригина наладить взаимодействие с правительством, оно продолжало давить, многие духоборцы отошли от своей фактически коммунистической жизни. Экономическое расслоение вернулось, появились богатые люди. А Веригин, вдохновлённый толстовством, видоизменил правила жизни духоборцев. Составил список вопросов и ответов, как надо жить праведно и правильно. Писал: нужно жить по потребностям, без роскоши и вообще стремления к богатству. И появилась Лига свободных – наиболее радикальная часть духоборцев, которая громогласно восстала против буржуазности. Они устраивали публичные перфомансы, раздевались донага, ходили из города в город в различные госучреждения, везде о себе заявляли, сжигали и дома богатеев, и свои. Однажды сожгли всю свою деревню. В сущности, это была самая радикальная группа внутри духоборцев. И, к сожалению, с ними стали связывать всё духоборческое движение.
– Лига свободных была многочисленной?
– Нет, их было не очень много, но Лига свободных была очень шумной. Вследствие всех этих конфликтов с канадским правительством духоборцы начали терять свои земли, как ни странно это звучит.
– Эти земли не были оформлены?
– В соответствии с канадскими законами – нет. Духоборцы потом ещё будут брать кредиты грабительские, хотя поначалу банковскую систему считали неправильной для христианина. Эти взгляды многих раздражали, и против духоборцев выступали и власть, и финансовые круги. Да и местные фермеры смотрели на странную группу подозрительно: те обустроились и начали богатеть. Когда у них отнимали земли, земли были обработанными и приносили доходы. Духоборцев фактически ограбили, причём дважды. А дальше произошли трагические события 1930–1950-х годов XX века в Британской Колумбии, с которых начался наш разговор. Отбирали детей, отправляли в интернаты в ужасные условия. Духоборцы, понятно, не единственными пострадавшими были: такие же проблемы испытывали индейцы. Обучение велось только на английском, на русском запрещали даже говорить. Было совершено много преступных действий со стороны канадского правительства.
– Духоборцы пытались уехать из Канады, где им было так плохо?
– А куда им уезжать-то? Это же было время противостояния двух систем. Конечно, у них мечты о возвращении в Россию всегда были, особенно первоначально. Но в советское время духоборцы вообще были невозможны, вы же понимаете. И, между прочим, не все из них уехали в Канаду, только радикальная их часть. Многие остались в Грузии, Сибири и на Дальнем Востоке. И когда настала коллективизация, духоборцы пострадали так же, как и остальное российское население. И хотя в 1920-х годах советское правительство с подачи В.Д. Бонч-Бруевича приглашало сектантов возвращаться в Россию для освоения земель, и некоторые возвращались, получали земли, создавали коммуны, но всё равно это закончилось весьма плачевно. Но надо им отдать должное: духоборцы даже в этих условиях умудрялись жить достойно в материальном отношении (в Грузии духоборческий колхоз стал самым богатым).
– Это как раз понятно. Они на себя тратили мало, а работали много.
– Да, они чем-то напоминают пуритан. Труд, труд, труд и скромность жизни. Но на практике это не всегда выходило даже у них.
– Какова была эволюция их духовных взглядов?
– Скорее всего, стоит говорить об эволюции их отношения к государству. Оставшиеся в России духоборцы в итоге приняли всё, что от них государство требовало. Они служили в армии, воевали в Первую мировую, отдавали детей в школы, регистрировали браки и даже всячески подчёркивали свою лояльность государству.
– Это в какое время?
– В начале XX века. После отъезда Большой партии в Канаду, остались соглашатели – наверное, самые мирные среди всех сектантов. Их религиозный запал постепенно сходил на нет. Они приняли революцию, особенно Февральскую, написали обращение во Временное правительство, и советскую власть на первых порах тоже приняли. А потом произошло то же, что со всеми в советское время. Они и сейчас живут. Кстати говоря, многие из Канады вернутся в эпоху Перестройки, где находятся поныне, в основном в Брянской и Тульской области, но их немного. Я думаю, какие-то потомки продолжают жить в Грузии.
– Как их образ жизни сейчас выглядит?
– Молодёжь старается жить современно. Духоборцы старшего возраста поддерживают традиционный уклад жизни. Они в Грузии до сих пор живут в окружении грузин и армян, земель много теряют. Неспокойно там было долгое время. В Канаде стоят типичные русские сёла, русские избы. Духоборцы носят русскую традиционную крестьянскую одежду, говорят на рафинированном русском языке XIX века – без иностранных вкраплений и неологизмов. И гордятся, что их предки – из России. С другой стороны, они гордятся и тем, что они граждане Канады. Это следствие политики мультикультурализма. Фестивали, конференции, семинары проводят, песни поют – певческая культура у них совершенно особая. Принимают людей спокойно, демонстрируют, как живут.
– Чем они живут? Вряд ли сельским хозяйством выживают?
– У них разные профессии, есть современные. У нынешних духоборцев нет общин начиная с 1961 года, когда они впервые приобрели и оформили землю на частном праве. Они ведут фермерские хозяйства, традиционные для Америки и Канады.
– А грантовые программы у них есть?
– Точно есть, но не скажу, какие. Они субсидируются или правительством Канады, или администрацией своих провинций на исследование их культуры. Судя по всему, хорошие деньги в них вкладываются. Исследований много выходит. Они и сами сейчас очень активные, видят свою миссию ратовать за то, чтобы в мире не было войн и народы жили друг с другом в согласии, а все конфликты решались мирным путём. Политика мультикультурализма им так понравилась, что они стали её адептами и пропагандируют по всему миру.
– Были ли подобные движения в мире?
– Были. Известна монография замечательной исследовательницы Ирины Гордеевой, называется «Забытые люди» – об истории коммунитарного движения в России. Она исследовала в основном интеллигентные коммунитарные движения. Но и в народе их было тоже немало. Эти народные движения, особенно если они касаются обустройства экономического, интеллектуального, духовного, не только проповедуют, но и реализуют на практике такие принципы, как братство, взаимопомощь, солидарность, евангельская любовь. Сама Библия направляет людей на создание общего коммунитарного типа жизни. И это было не только у нас: в Америке, в Европе много таких примеров и в прошлом, и в настоящем. Я таких примеров много знаю и среди средневековых сектантов, и среди современных интеллигентных людей.
– А в России кто строил общины, кроме духоборцев?
– Например, движение молокан. Оно и сейчас есть. В XIX веке две такие общины было: Михаила Попова и Ивана Григорьева. Кстати, община Попова на Тамбовщине зародилось, а Григорьева – в Поволжье. Молокане совместно обрабатывали поля, их сёла делились на трудовые ячейки, работа распределялась. Всё заработанное делилось между собой, была общая касса для помощи нуждающимся. Их тоже высылали на Кавказ, Попова – в Сибирь. Но он и в Сибири умудрился среди ссыльных молокан подобную жизнь организовать, хотя общая братская жизнь потихоньку разрушилась. У Ивана Григорьева то же самое: тюрьма, и без лидеров общинные начала сошли на нет. У хлыстов были проекты в Ставропольском крае, Терской области на Северном Кавказе: жили в домах по нескольку семей, строили по сути коммунизм. Можно назвать и замечательного крестьянина Тверской губернии Василия Сютаева, строившего у себя на родине коммунитарное братство.
– В чём состоит вклад подобных сообществ в развитие цивилизации? Что они нам принесли?
– Я не знаю. Надежду? Что можно организовать жизнь в мире не по буржуазным правилам, где человек человеку конкурент, волк, где все между собой борются не просто за выживание, а чтобы быть самым лучшим? У этого принципа много неприятных последствий. А здесь другой подход жизни: братство, взаимопомощь, можно сказать, любовь, когда люди относятся друг к другу как к братьям или сёстрам. Я не специалист, но мне представляется, что такой стиль жизни больше соответствует христианским ценностям.
– Но никому не удалось такое общество построить и удержать от деградации.
– Это, конечно, труднореализуемо, и разные есть тому причины: несовершенство человеческой природы, преследования со стороны властей, отношение окружающих. С христианской точки зрения мы живём в падшем мире, и трудно здесь строить рай на земле, но тем не менее люди идут последовательно дальше, возможно, приближаясь в Богу. Их жизнь не обязательно должна быть чисто коммунистической – нет единого эталона. Тем более единство может превратиться в диктатуру или ещё что-нибудь схожее. Но идеи братства, любви, взаимопомощи должны лежать в основе не только российского, но и общемирового общества. Значение духоборцев в том, что они задают путь, идеал, к которому можно идти и реализовать. И то, что в этом есть потребность, современная жизнь тоже доказывает. Попытки жить именно так не прекращаются.
– Эти попытки вызывают сочувствие, но не вызывают желания всё бросить и отправиться строить утопическое общество.
– Люди боятся, привыкли жить по-старому, нет в нас решительности полностью изменить свою жизнь, потому что все консервативны так или иначе. Руководители духоборцев задают новый тон, я их называю людьми, ищущими правду. Их так ещё в XIX веке называли. Их немного, но они могут вести за собой, создавать новую форму жизни. Такая перемена возможна, если духовно совершенствоваться, менять в душе отношение к людям и своей жизни. Вот тогда и можно думать, что попытки обустроить новую лучшую жизнь будут иметь успех, и успех продолжительный.