Для учёных и писателей Нобелевская премия стала и кнутом, и пряником. Если во времена Российской империи к лауреатам-соотечественникам относились благосклонно, то в советское время всё стало несколько иначе. Например, Илья Мечников, живший во Франции во время присуждения премии, связи с Россией не терял, периодически приезжая на родину. И никто его за это не осуждал. В СССР же строго следили, за какие заслуги присуждается награда. Поэтому в опалу попал Пастернак, ведь он стал лауреатом за скандальный роман «Доктор Живаго». А вот к Михаилу Шолохову претензий не было. Партия одобрила визит в Швецию. Под самый занавес жизни СССР – в 1990 году - Нобелевскую премию мира получил Михаил Сергеевич Горбачёв. В июне 1991 года он выступил с речью, в которой заверил общество о желании народа Советского Союза «быть органической частью современной цивилизации», вот только спустя всего полгода страна прекратит своё существование.
Безусловно, все нобелевские лауреаты из России и СССР уникальны и интересны. Но в этой подборке представлены люди, для которых получение награды стало чем-то особенным. Кто-то взял премию «благодаря», другой – «вопреки». Для одного она стала признанием, для второго – проклятием.
Иван Петрович Павлов (1904 год)
Всю свою жизнь российский и советский учёный Иван Петрович Павлов посвятил изучению физиологии и высшей нервной деятельности. Именно он первым разделил физиологические рефлексы на условные и безусловные, совершил прорыв в исследовании психофизиологии типов темперамента и свойств нервной системы.
На протяжении долгих лет Иван Петрович экспериментировал над фистулой желудочно-кишечного тракта. Учёному важно было получить чистый желудочный сок, поэтому он тщательно прорабатывал самые разные варианты. Павлов вставлял металлические трубки, затыкал их пробками и открывал и в конце концов достиг поставленной цели. Точное количество животных, на которых ставил опыты учёный, неизвестно. Понятно, что их численность составляла не одну сотню. По факту, своей работой Иван Петрович заложил основы современной физиологии пищеварения.
В 1903 году Павлов выступил с докладом о проделанной работе на XIV Международном медицинском конгрессе в Мадриде. Его труд произвёл на коллег сильное впечатление. Поэтому не удивительно, что уже в следующем году российский учёный удостоился Нобелевской премии по медицине «за работу по физиологии пищеварения».
Илья Ильич Мечников (1908 год)
Через четыре года после Павлова Нобелевской премии удостоился ещё один российский учёный – Илья Ильич Мечников, причём тоже в медицине.
Свою жизнь Илья Ильич посвятил изучению эволюционной эмбриологии и геронтологии. Он стал первопроходцем в области внутриклеточного пищеварения и фагоцитоза. А после трагической смерти жены от туберкулёза Мечников бросил все силы на борьбу с этим заболеванием. Правда, большинство своих открытий Илья Ильич сделал в Париже, поскольку работал в институте Луи Пастера. Во Францию он переехал в 1887 году и прожил в столице до самой смерти.
В 1908 году Мечников «за труды по иммунитету» удостоился Нобелевской премии. И хотя он жил в Париже, награду получил именно как подданный Российской империи.
Иван Алексеевич Бунин (1933 год)
А вот следующий Нобелевский лауреат из России появился спустя лишь четверть века. Да и представлял он уже не Российскую империю, а Советский Союз. Иван Алексеевич Бунин стал первым отечественным лауреатом премии по литературе. Правда, как и в случае с Мечниковым, Бунин в то время жил во Франции.
Интересно вот что: впервые Бунина выдвинули на премию в 1923 году писатели-эмигранты. Они считали, что награда смогла бы повысить авторитет «изгнанной русской литературы». Также Россию в тот год представляли Горький и Бальмонт. Но никто из них триумфатором не стал, поскольку Нобелевский комитет сделал выбор в пользу ирландского поэта Уильяма Йетса.
Но российские писатели-эмигранты не сдавались. Они были уверены, что рано или поздно, но Бунин сумеет взять заветный «трофей». И не ошиблись. Иван Алексеевич получил Нобелевскую премию «за строгое мастерство, с которым он развивал традиции русской классической прозы». Реакция на победу получилась неоднозначной. Если эмигранты искренне радовались за Бунина и присылали ему телеграммы с поздравлениями, то творческая интеллигенция, проживавшая в Союзе, наоборот, восприняла новость негативно. Например, та же Марина Цветаева заявила, что Горький или Мережковский больше заслужили этой награды. Бунин же в своей речи заявил о том, что Нобелевскую премию впервые получил писатель-изгнанник.
Борис Леонидович Пастернак (1958 год)
В первый раз Пастернака выдвинули на Нобелевскую премию в 1946 году. Но эта попытка не увенчалась успехом. Затем писателя пытались протолкнуть ещё несколько раз, правда, так же безуспешно. После 1950 года последовал длительный перерыв.
В 1957 году Борис Леонидович был близок к победе, но его обошёл Альбер Камю. Год спустя именно француз предложил кандидатуру Пастернака, и это сработало. Борис Леонидович всё-таки стал Нобелевским лауреатом. Вот только в СССР этой новости не обрадовались. Премия писателю была вручена «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа», но советская власть трактовала это по-своему. Началась травля. Пресса сделала из Бориса Леонидовича изгоя, соратники по перу исключили его из Союза писателей, даже «трудящиеся» – и те осуждали его. Более того, Союз писателей СССР и вовсе требовал лишить Пастернака советского гражданства и выслать его из страны (среди противников автора был и Борис Полевой). Негативно воспринял новость о победе Пастернака и Набоков.
На Пленуме ЦК ВЛКСМ Владимир Семичастный, являвшийся тогда первым секретарём ЦК комсомола, заявил: «…как говорится в русской пословице, и в хорошем стаде заводится паршивая овца. Такую паршивую овцу мы имеем в нашем социалистическом обществе в лице Пастернака, который выступил со своим клеветническим так называемым „произведением“...». Нетрудно догадаться, что в СССР посчитали, будто Пастернаку вручили премию именно за резонансный роман «Доктор Живаго».
Интересно вот ещё что: в том же году нобелевскими лауреатами стали три советских физика: Черенков, Франк и Тамм. Естественно, победы связали воедино. В газетах публиковались материала, в которых журналисты твердили о западной пропаганде и политических соображениях.
Из-за травли Борис Леонидович отказался от премии. В телеграмме, которую он направил Шведской академии, он написал: «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ».
Многие были уверены, что Пастернак добровольно покинет СССР, но он этого не сделал. В письме, которое Борис Леонидович написал Хрущёву, были такие строки: «Покинуть Родину для меня равносильно смерти. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой».
Лев Давидович Ландау (1962 год)
Лев Давидович был фанатом физики, причём не какого-то одного раздела, а вообще всей. Он был на «ты» с наукой, поэтому его работы были известны коллегам на Западе. При этом в конце 30-х годов жизнь Ландау чуть было не оборвалась в тюрьме НКВД. Учёного арестовали по подозрению в контрреволюционной деятельности. Но потом всё же отпустили.
На Нобелевскую премию советского учёного выдвинул немецкий физик Вернер Гейзенберг. Он посчитал, что работы по изучению сверхтекучести гелия, квантовой теории диамагнетизма и квантовой теории поля должны быть отмечены почётной наградой. Ландау выдвигался несколько раз, но победа пришла в 1962 году «за пионерские исследования в теории конденсированного состояния, в особенности жидкого гелия».
Михаил Александрович Шолохов (1965 год)
Совершенно другая реакция на премию писателю последовала в СССР в 1965 году. Тогда почётной награды удостоился Михаил Александрович Шолохов. Он стал нобелевским лауреатом «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Любопытно, что за год до этого от премии отказался француз Жан-Поль Сартр, который заявил, что не он, а Шолохов должен был стать победителем.
Была легенда, в которой говорилось, что на церемонии Шолохов нарушил протокол и не поклонился шведскому королю, заявив: «Мы, казаки, ни перед кем не кланяемся. Вот перед народом — пожалуйста, а перед королём не буду – и всё…». Правда, сам Михаил Александрович утверждал, что такого не было. Правительство СССР одобрило вручение награды, поэтому никаких проблем у Шолохова не возникло. Более того, в 1965 году он стал Героем Социалистического Труда.
Александр Исаевич Солженицын (1970 год)
Известность к Александру Исаевичу пришла после выхода «Одного дня Ивана Денисовича». Солженицына приняли в Союз писателей СССР, а рассказ был выдвинут на Ленинскую премию.
Но хорошие отношения с властью у Александра Исаевича продлились недолго. И вскоре его запретили печатать. Когда же произведения автора попали в западные страны, всё стало только хуже. Причём критике подвергались даже те произведения, которые были опубликованы в СССР с разрешения власти. Книги Солженицына изымали из библиотек и уничтожали. Правда, делалось это по-тихому, без лишней шумихи. После того как сотрудники КГБ изъяли его рукописи, Александр Исаевич призвал писателей выступить против цензуры. Ситуация накалялась. А интервью, которое дал Солженицын заграничным журналистам, лишь подлило масла в огонь. Так Александр Исаевич превратился в писателя-диссидента, критикующего власть.
В 1970 году Солженицын удостоился Нобелевской премии по литературе «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы». Вот только получить её лично он не смог: его банально не выпустили из страны. А советские газеты начали травлю писателя.
Одно время было распространено ошибочное мнение, что премию Солженицын получил за «Архипелаг ГУЛАГ». Но эта книга появилась через три года после награды. Из-за неё («Архипелаг» был опубликован на Западе) Александра Исаевича депортировали в ФРГ и лишили советского гражданства. Писатель вновь стал гражданином СССР только в 1990 году.
Михаил Сергеевич Горбачёв (1990 год)
Михаил Сергеевич – личность неоднозначная, к которой сложно относится нейтрально. Приняв огромную больную страну на стыке эпох, он попытался реанимировать её многочисленными реформами. На Западе попытки привить СССР демократию и гласность вызвали одобрение, а вот свой же народ в оценках был не так благосклонен. Перестройка, которая должна была вдохнуть жизнь в умирающий Союз, на деле же лишь добила его. Противники Горбачёва обвиняли его в том, что все самые важные решения принимал не он, а его супруга – Раиса Максимовна.
Тем не менее в октябре 1990 года Михаил Сергеевич получил Нобелевскую премию мира «в знак признания его ведущей роли в мирном процессе, который сегодня характеризует важную составную часть жизни международного сообщества». На церемонию вручения Горбачёв не приехал, отправив вместо себя заместителя министра иностранных дел Анатолия Ковалёва. Правда, формат требовал от лауреата лекции, которую нужно было прочитать в течение полугода после присуждения премии. Михаил Сергеевич не стал нарушать формата. Свою речь он произнёс в Осло в начале июня 1991 года. Горбачёв заявил, что народы Советского Союза хотят «быть органической частью современной цивилизации, жить в согласии с общечеловеческими ценностями, по нормам международного права». Также он подчеркнул, что люди желают сохранить свою уникальность и культурное разнообразие. Ирония заключалась в том, что всего через полгода СССР перестанет существовать, а все советские народы станут жителями независимых государств.
Константин Сергеевич Новосёлов (2010 год)
На данный момент в последний раз Нобелевскую премию брал представитель России в 2010 году. Триумфатором стал физик Константин Сергеевич Новосёлов. Его совместные с Андреем Геймом опыты с графеном впечатлили Нобелевский комитет, ведь учёные смогли «продемонстрировать, что монослойный углерод обладает исключительными свойствами, которые проистекают из удивительного мира квантовой физики».
Кстати, Константин Сергеевич стал самым молодым лауреатом по физике начиная с 1973 года. Нобелевская премия стала прорывом учёного. Его признали во всём мире. А в 2011 году указом королевы Елизаветы II ему было присвоено звание рыцаря-бакалавра с официальным правом прибавлять к своему имени титул «сэр». Такой же почести удостоился и Гейм.
***
Пара слов об Андрее Константиновиче. Он родился в СССР, происходил из немецкой семьи и поэтому гражданином Советского Союза себя не считал. Гейм покинул страну в 1990 году. И на данный момент он является подданным Королевства Нидерланды.
Вообще вместе с Геймом насчитывается двадцать два человека, которые родились в России или СССР и стали Нобелевскими лауреатами. Но, как и в случае с Андреем Константиновичем, на момент вручения награды они являлись гражданами других стран. Яркий пример – Иосиф Бродский. Он стал нобелевским лауреатом по литературе в 1987 году, когда являлся гражданином США. Писательница Светлана Александровна Алексиевич родилась в СССР, но живёт в Белоруссии. Премию «за её многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время» – Алексиевич получила в 2015 году.