СССР – такой разный!

Пожалуй, ни одно государство, появившееся за последние несколько столетий, не вызывало такую палитру самых противоречивых чувств. СССР уважали и боялись, насмехались и иронизировали

Фото: pixabay

Фото: pixabay

Мордор и Империя ситхов

Противостояния Запада и СССР избежать было невозможно. Слишком много различий существовало между ними. Пропагандистские машины на полную мощность работали в обе стороны.

После окончания Второй мировой войны противостояние вышло на новый уровень. В 1954 году был опубликован роман Джона Рональда Руэла Толкина «Властелин колец». Естественно, страшный и мрачный Мордор, где жили главные злодеи, некоторые читатели восприняли как отсылку к Советскому Союзу. А Око Саурона – «точь-в-точь» красная звезда на макушке Кремля. Параллельно появилась версия, что во «Властелине колец» автор обыграл события Второй мировой войны. Мол, Гитлер – это Саурон, Сталин – Саруман, а евреи – это хоббиты. В пользу обеих теорий говорило и восточное расположение Мордора.

Правда, сам Толкин неоднократно заявлял, что его творение не имеет никакого отношения ни ко Второй мировой, ни к Советскому Союзу. Да, писатель не скрывал своего негативного отношения к коммунизму и нацизму. Правда, он и о власти в США был, мягко говоря, невысокого мнения, называя правительство «Уинстон и его банда».

В 1957 году Толкин писал: «Моя история не заключает в себе „символизма“ или сознательной аллегории. Аллегории типа „пять магов = пять чувств“ моему образу мыслей абсолютно чужды. Магов было пять, и это просто-напросто специфическая составляющая истории. Спрашивать, правда ли, что орки „на самом деле“ — коммунисты, по мне, не более разумно, чем спрашивать, являются ли коммунисты орками».

Но версия так полюбилась на Западе, что, по факту, писателя мало кто слушал. Считалось, что он просто лукавил. Дело дошло до того, что в 1966 году в авторском предисловии ко второму изданию «Властелина колец» Джон Толкин написал, что война за кольцо не является аналогией Второй мировой войны, а Мордор - не аналог Советского Союза.

Джон Рональд Руэл Толкин. Фото: Wikimedia Commons

Интересно то, что версия «Мордор = СССР» жива до сих пор. Получается, что даже самому Толкину не удалось переубедить сторонников этой теории. Вот такая она оказалась живучая.

Но не только с государством орков сравнивали СССР. 8 марта 1983 года американский президент Рональд Рейган произнёс свою печально известную речь, в которой назвал СССР «Империей зла». Это высказывание породило новое сравнение Советского государства. Теперь на Западе оно стало прочно ассоциироваться с Галактической империей из фильмов Лукаса «Звёздные войны». Мол, Джордж вдохновился мрачными новостями из СССР, когда придумывал Владыку Сидиуса, Дарта Вейдера и ситхов. Версия народу понравилась, и она прижилась. На самом же деле Галактическая империя куда меньше похожа на СССР, чем тот же Мордор. Сходств очень мало. Первое, за что можно зацепиться, – милитаризм. Империя опирается исключительно на свою военную мощь, а военные – привилегированная каста общества. Сидиус и Дарт Вейдер создают всё новые и новые виды оружия, держа в страхе как свой народ, так и соседей. Также сторонники теории уверены, что Звезда смерти – это своего рода аналог советской водородной бомбы.

Ввод сил Империи в Облачный город – это прямая отсылка ко вводу советских войск в Чехословакию. Мол, грубая сила решает. Ну и, конечно, лидеры. Сидиус обладает неограниченной властью, но при этом он помешан на собственной безопасности. Его охраняют элитные воины, которые создают дистанцию между правителем и всем миром. Таким же психологическим приёмом пользовались и в СССР. Все знали, что лидер под охраной. И эта охрана всегда была на виду, тем самым она не давала забыть народу о его низком положении. Собственно, на этом все сходства и заканчиваются. Нет ни единого упоминания о репрессиях (в СССР даже и мысли не могли допустить, что какие-то повстанцы сумеют навязать борьбу существующему строю), нет и самого народа. А ведь в СССР, наоборот, старались сделать простых жителей максимально доступными, чтобы «буржуи» видели, как хорошо живётся труженикам. На самом деле различий масса, обо всех говорить нет смысла. Просто речь Рейгана сыграла роль. Не произнеси он тогда «Империя зла», поклонников у этой теории практически не было бы.

Вообще именно Рейган стал главным противником СССР в 80-х годах. Но он создавал другой образ восточного противника. Если до него Союз действительно боялись, многие верили, что ядерная война – ужасная реальность, а солдаты Красной армии могут занять и Париж, и Лондон, и Вашингтон, то Рейган открыто высмеивал давнего противника. Он создал образ некой «секты», в которой есть элита в лице партии и все остальные. Причём эти «остальные» - забитые испуганные люди, которые не могли ни свободно передвигаться, ни свободно думать. Своё отношение к Советскому Союзу Рейган часто выражал через анекдоты. В них он высмеивал образ жизни советских граждан, их менталитет и отсутствие каких-либо свобод.

Рональд рейган с супругой. Фото: Национальный архив США

Вообще Рейган и анекдоты – это отдельный разговор. Он их коллекционировал и рассказывал при любом удобном и неудобном случае. Вот лишь несколько любимых анекдотов американского президента.

Русский с американцем спорят о свободе. Американец говорит, что может прийти в Белый дом, стукнуть по столу и сказать:

— Мистер президент, мне не нравится тот путь, которым вы ведёте нашу страну!

— Так я тоже могу прийти в Кремль к генсеку, стукнуть по столу и сказать, что мне не нравится то, как управляет Америкой президент Рейган.

 

В СССР очередь на автомобили – десять лет. Приходит человек, чтобы приобрести машину. Выкладывает деньги.

— Ну, приходите через десять лет.

— С утра или после обеда?

— Послушайте, а какая разница, ведь это аж через десять лет?!

— А с утра водопроводчик должен прийти.

 

К трём собакам – американской, польской и русской – подходят, и они начинают рассказывать о своей жизни.

- Ты лаешь. И если лаешь слишком долго, то тебе приносят мяса.

Польская собака спрашивает:

- А что такое мясо?

Русская:

- А что такое лаять?

 

Естественно, когда президент одной державы в открытую высмеивает другую державу, а ответа нет, отношение к ней становится соответствующим. Стереотипное мышление было так прочно, что даже легендарный боксёр Моххамед Али – и тот переживал. Вот его высказывание: «Я немного нервничал, когда приземлился в СССР. Я думал, что, возможно, увижу задрипанную страну с толпой мрачных людей, мыслящих, как роботы, и агентами спецслужб, прослушивающими мою комнату. Я увидел страну ста национальностей, живущих вместе в гармонии. Никакого оружия. Никакой преступности. Никаких проституток. И ни одного гомосексуалиста».

Американский боксёр Мохаммед Али (Кассиус Маркеллус Клэй) в Москве. Владимир Вяткин / РИА Новости

Вот интересное наблюдение, сделанное Габриэлем Маркесом: «СССР – это 22 400 000 квадратных километров без единой рекламы кока-колы!».

Но это – капли в море. Что говорить о европейцах и американцах, когда сами жители СССР своими высказываниями создавали мрачный и отталкивающий образ «сектантского» СССР, в котором нет права на свободу мысли и слова. Ильф и Петров, их легендарный «Золотой телёнок». Вот какие слова они вложили в уста персонажа: «Кай Юлий Старохамский пошёл в сумасшедший дом по высоким идейным соображениям.

— В Советской России, — говорил он, драпируясь в одеяло, — сумасшедший дом — это единственное место, где может жить нормальный человек. Всё остальное — это сверхбедлам. Нет, с большевиками я жить не могу. Уж лучше поживу здесь, рядом с обыкновенными сумасшедшими. Эти, по крайней мере, не строят социализма. Потом здесь кормят. А там, в ихнем бедламе, надо работать. Но я на ихний социализм работать не буду. Здесь у меня, наконец, есть личная свобода. Свобода совести. Свобода слова.

Увидев проходившего мимо санитара, Кай Юлий Старохамский визгливо закричал:

— Да здравствует Учредительное собрание! Все на форум! И ты, Брут, продался ответственным работникам! — И, обернувшись к Берлаге, добавил:

— Видели? Что хочу, то и кричу. А попробуйте на улице!»

Вообще, отношение творческой интеллигенции к Советскому государству было негативным и саркастическим. Даже Андрей Миронов сказал: «В нашей стране, чтобы жить, нужно умереть».

Вот цитата из письма Булгакова Сталину, написанное в 1931 году: «На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя. Со мной и поступили, как с волком. И несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе. Злобы я не имею, но я очень устал…»

Александр Куренной. Портрет Михаила Булгакова

Создатель теории межотраслевого анализа, экономист Василий Васильевич Леонтьев, который трудился за океаном, как-то признался: «Я всегда был слишком независимым. Это трудно и в Америке — быть независимым, когда требуется финансировать твою работу. Но здесь (СССР)… Боюсь, здесь было бы намного хуже…»

Писатель Кнышев выдал «Подло рождён в СССР», другой автор – Мелихан – заявил: «Из СССР легче было попасть в космос, чем за границу». И так далее, и так далее.

Уже после распада Советского Союза множество сатириков начали иронизировать над погибшим государством. На фоне остальных, конечно, сильно выделялся Михаил Николаевич Задорнов. Его монолог 1992 года «Все мы из ЧиЧиЧиПи» стал отражением эпохи. В своём выступлении Задорнов рассказывал: «В результате нашей гласности радио „Свобода“ не знает, как вести антисоветскую пропаганду. Редакторы жалуются: мы только что-нибудь придумаем, а вы вчера это воплотили. Более того, в ЦРУ началось серьёзное сокращение штата. У них был десятилетний план развала СССР. Мы этот план опередили на одиннадцать лет».

Вообще творческие люди крайне негативно относились к Советской эпохе. У Игоря Талькова есть песня «Глобус», а в ней такие строки:

Покажите мне такую страну,

Где славят тирана,

Где победу в войне над собой

Отмечает народ.

Марка с изображением Игоря Талькова

Не остался в стороне и Григорий Лепс: «Французские революционеры хотя бы имён своих не меняли, а у наших сплошь клички были: Ленин не Ленин, Сталин не Сталин, Зиновьев не Зиновьев. Одним словом, революция оборотней».

Страна с непредсказуемы прошлым

Негативный образ СССР, который активно начали продвигать в 90-е люди творческих профессий, вполне объясним. Во-первых, при СССР хорошо жилось только кучке писателей, музыкантов и художников, которые чётко придерживались линии партии, славили вождей и коммунизм, занимались агитацией. Отсутствие свободы слова проявлялось в том, что беспощадная цензура вырезала всё, что не подходило по формату. Во-вторых, финансовая сторона. Скажем, рядовой музыкант находился за чертой бедности. О неравенстве подробно рассказал музыкант и продюсер Александр Евгеньевич Цекало во время интервью с Юрием Дудём. Цекало как работник филармонии получал фиксированные пять рублей за концерт. В месяц же можно было дать не более двенадцати концертов. Соответственно, зарплата составляла шестьдесят рублей. И пробить потолок было нереально. Всё изменилось в 90-е. Вчерашние массовики-затейники превратились в шоуменов и продюсеров и получали такие деньги, о которых даже не мечтали. Конечно, кроме негатива ничего другого об СССР они сказать не могли.

А эволюцию кинематографа после ликвидации цензуры хорошо иллюстрирует творчество Владимира Валентиновича Меньшова. Человек, снявший «Москва слезам не верит» и «Любовь и голуби», в 1995 году выдал «Ширли-мырли». В картине и мат, и пошлость, и игра на грани фола.

А сейчас мы живём в удивительное время, время полярного отношения к Советскому Союзу и его наследию. С одной стороны, сильно чувство ностальгии. Его активно продвигают представители старшего поколения. А вот отношение у молодёжи неоднозначное. Единственное, что не подвергается сомнению, – победа в Великой Отечественной войне. Всё остальное – под вопросом. Да, был Гагарин и полёт в космос. Но это достижение не вызывает безграничного восхищения. Было – и было. В ту же категорию перекочевали достижения в науке и спорте всемирного масштаба.

Фото: pixabay

Естественно, большинство школьников не будут сами копаться в истории и формировать свой образ Советского государства. Когда им говорят о «рае на земле», то логично, что критическое подростковое мышление воспринимает данное заявление со скепсисом. Наиболее любопытные полезут в интернет. И найдут огромное количество противоречивой информации. В 90-е годы и начале нулевых отношение было негативным, затем оно начало резко меняться. Например, совсем недавно, в 2018 году, число россиян, тоскующих по Советскому Союзу, достигло максимума за десятилетие и составило 66 %. Таковы результаты опроса, проведённого «Левада-центром».

Но уже в 2019 году ситуация вновь стала меняться, началась настоящая информационная война. Статьи, где восхваляются советское образование, медицина, существуют бок о бок с материалами, которые камня на камне не оставляют от этих мифов. Причём критические статьи публикуют авторитетные издания. Например, стабильность и уверенность в завтрашнем дне, которыми так гордятся ностальгирующие, сейчас в некоторых СМИ выставляются в образе главных причин развала СССР. Мол, Союз развалился не из-за происков американских спецслужб, а из-за неповоротливой экономики, которая зашла в тупик благодаря «стабильности». Приводятся доказательства, мнения экспертов и тому подобное. Оппоненты в долгу не остаются, держат удар и призывают на помощь своих экспертов.

Здесь важно понимать, что интернет даёт большую свободу. В том числе и возможность проверять информацию. Вот фраза Джона Кеннеди, произнесённая в 1961 году: ««Мы не можем победить Советский Союз в обычной войне. Это неприступная крепость. Мы можем победить Советский Союз только другими методами: идеологическими, психологическими, пропагандой, экономикой». Она весьма популярна. Но найти «исходник» на американском языке невозможно. Советская пропаганда? Вопрос риторический. И таких несуществующих или неправильно переведённых цитат множество. Все эти фейки не добавляют популярности СССР. У молодёжи складывается впечатление, что их родителей, бабушек и дедушек просто дурили на протяжении нескольких десятилетий.

Алан Чумак заряжает воду с телеэкрана

Так что современным детям очень сложно разобраться, чем же на самом деле являлся Советский Союз, ведь даже взрослые не могут прийти к единому мнению. Поэтому «фундамент» восприятия формируется за счёт личного отношения родителей и учителей. А дальше – самостоятельное плавание. Но можно с уверенностью сказать одно: для поколения современных старшеклассников СССР является таким же далёким и уже «мифическим» государством, как и, скажем, Московская Русь. А Хрущёв и Брежнев (об Андропове и Черненко помнит уже далеко не каждый человек, который их застал, не говоря уже о детях) воспринимаются так же, как и Иван Грозный вместе с Екатериной II. Как писал Александр Сергеевич Пушкин: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

В уже далёком 2002 году журнал «Огонёк» предложил ученикам младших классов написать сочинение к 1 Мая на тему «Что такое страна СССР». И, как признались сотрудники издания, они получили сказки. Вот несколько примеров: «Люди работали, работали, работали… А о себе совсем не думали. Людям было совсем неважно, что они едят, где спят, как отдыхают»; «Когда был Союз ССР, люди не обращали внимания на одежду. Одевались не так хорошо. Мужчины одевались в галоши, в телогрейку, лёгкую шапку и перчатки, когда работаешь. А женщины одевали кофту, перчатки, шарф на голову (чтоб голова не была видна) и тоже в галоши. Такая одежда была удобней всего, чтоб работать»; «Продукты в СССР были не очень качественные. За колбасой были 20-километровые очереди. Колбаса одной фабрики иногда была даже зелёной. Телевизоров у людей не было»; «В свободное время люди ходили в Мавзолей. Там люди встречались, пили чай, обменивались новостями, тусовались. В Мавзолее лежит мёртвый Ленин. Советским людям очень нравилось на него смотреть»; «СССР… Они жили бедно, но мысли у них были богатые».

Открытка с изображением мавзолея. Источник: Российская государственная библиотека

За прошедшие годы восприятие СССР вряд ли сильно изменилось. Плохо это или хорошо – покажет время.

В заключение – отрывок всё того же монолога «Все мы из ЧиЧиЧиПи»: «Скажите, каким вы представляете наше будущее через двадцать лет? Как я могу говорить о нашем будущем через двадцать лет, если я даже не знаю, каким через год будет наше прошлое…»

Читайте также