Ближе к полудню седьмого декабря стёкла в домах Спитака не успели задребезжать. Горизонт накренился, начались мощные толчки, грохот, пыль, крики. Это длилось всего 30 секунд, но мир тех, кто был там в тот день изменился навсегда. Полмиллиона человек лишились своих домов. По разным данным от 25 до 45 тысяч погибли. Подземные толчки расшевелили почти половину всей территории Армении.
Галуст. На момент трагедии ученик 3-го класса школы.
Фото: Р. Мангасарян / РИА Новости
«Самое душераздирающее для многих было слышать вой — не плач, а именно громкий вой мужчин, лежавших на груде камней собственных домов, под завалами которых были близкие. Помню женщину окаменевшую, совершенно не реагировавшую ни на что. Она стояла рядом с маленьким гробиком, а на улице было очень холодно, я просто вставила ей в рот таблетку».
Карина Атанесян. На момент землятресения ей было 28 лет
«Электричества не было, только костры горели кое-где. Начало светать, и мы увидели эту картину. Разрушенные дома, люди, которые ходят по руинам, раненые, окровавленные, перебинтованные… И тела погибших, выложенные вдоль домов. А в воздухе стояла какая-то странная дымка. Это был ад».
Сергей Щетинин, спасатель
Увидели, как из окон школы выпрыгивали дети. Заметила Сону — она испуганно прижалась к школьному забору. Рядом с Соной стоял сын моих соседей. Прижав всех троих к себе, я с ужасом шла, не зная куда. Проходит время. Вижу муж идет, босиком, окровавленный, кричит, нас ищет. Знаете, все будто во сне. Муж чудом спасся. Он работал в многоэтажном доме, маляром. Был в одной из квартир здания. Толчком его выкинуло наружу, он упал на какую-то земляную насыпь. Придя в сознание и увидя, что происходит, бросился бежать к нам, забыв боль.
Постепенно все наши родственники стали собираться. Не могу без слез вспоминать. Отец мой кузнецом был. Он, выкрикивая наши имена, искал нас. Свекор, братья мужа шли к нам».
Геворгян Анаит, домохозяйка
Последствия землетрясения в Спитаке. Фото: Р. Мангасарян / РИА Новости