«Вернуть павших солдат домой»

9 мая – это день поминовения павших воинов, когда мы поминаем тех, кого, может быть, уже некому помянуть. Андрей Еремеев с сыном Дмитрием приехали в город Белый Тверской области, чтобы восстановить свою семейную историю. И так получилось, что им пришлось потрудиться и для восстановления памяти о погибших в Великую Отечественную воинах-земляках

Дмитрий и Андрей Еремеевы. Фото: из личного архива

Дмитрий и Андрей Еремеевы. Фото: из личного архива

80-летие Победы – это историческая веха. Кажется, ещё недавно мы могли общаться с ветеранами, а вот теперь самым младшим из них должно быть не меньше ста лет. Всё дальше в историю уходит от нас Великая Отечественная война, ставшая для многих советских семей главным событием ХХ века. И удержать личную живую память о той войне сейчас стало важной задачей, в том числе чтобы знать правду, противостоять пропагандистскому нарративу. Война несёт смерть, за каждой фамилией на воинском мемориале – непрожитые жизни, неродившиеся дети, безутешные матери и вдовы.

Род инженера-электронщика из Москвы Андрея Еремеева прослеживается по метрическим книгами Бельского уезда Смоленской (а ныне Тверской) губернии с конца XVIII века. На месте деревень Лубенькино и Зосимовка, где жили его бабушка и дедушка, теперь урочища – нежилые территории, от которых остались лишь названия. Бабушка была Гренкова, дедушка – Долголиков. Вот с этими знаниями Андрей и Дмитрий и направились в Белый. Оказалось, что своя земля, малая родина, – место, где жили твои предки, твои дедушка и бабушка, – обладает какой-то притягательностью.

Как говорит Андрей Еремеев, было интересно приезжать, как будто кто-то делился знанием, всё время открывалось что-то новое о событиях и людях. «Задаёшь один вопрос – и получаешь несколько ответов, которые открывают новые  направления для поиска и исследования. И отказаться от того не только не можешь, но и не хочешь, поскольку это радует, вдохновляет», – рассказывает он. Так, например, удалось найти родовое кладбище с руинами храма, хранящего следы боев 1942 года, узнать судьбу последнего настоятеля этого храма (отец Василий Граблин был расстрелян в Катыни 1 октября 1937 года), а также десятков бельских священников и их родных, репрессированных с начала 1930-х годов.

Белый, носящий звание «Город воинской доблести»,  был частью Ржевской битвы, одной из самых кровопролитных битв Великой Отечественной войны, и на бельской земле погибли десятки тысяч солдат со всей страны. «Долина смерти» у деревни Плоское под городом Белым была эпицентром жестоких боёв. С ноября 1942-го по март 1943 года здесь погибло более 12 тысяч воинов-сибиряков. Земляки помнят и чтят их подвиг: к 50-летию Победы там открыт монумент, созданный по проекту новосибирского архитектора Геннадия Туманика. 

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива

 

Тысячи воинов погибли при освобождении Белого в марте 1943 года. В память о них к 40-летию Победы в центре города был воздвигнут монумент, а к 50-летию – и «Стена памяти» по проекту тверского скульптора-монументалиста Евгения Антонова (а ныне и священника церкви в честь Казанской иконы Божьей Матери в посёлке Власьево, что на окраине Твери) с именами 4,5 тысячи похороненных здесь бойцов.

На этом трагическом фоне память о погибших жителях самого Бельского района несколько потерялась –  как выразился Андрей Еремеев, «потускнела, ушла на второй, а то и третий план». В начале 1990-х годов местные краеведы и сотрудники военкомата вели большую работу по восстановлению имён и составлению «Книги памяти» погибших бельчан, ставших защитниками и освободителями других городов, сёл, деревень. (Мы чаще помним о каких-то выдающихся событиях и подвигах, людях-героях, кто воевал на бельской земле. Но тех, кто жил на этой земле и достоин такой же памяти, вспоминаем значительно реже.)

К 50-летию Победы также по проекту Евгения Антонова появилась и «Стена памяти», посвящённая воинам-бельчанам, но уже не в центре города, а в скромном уголке старинного Петропавловского кладбища.

Именно здесь Андрей и Дмитрий Еремеевы увидел родные фамилии погибших воинов – жителей города:  Долголикова Василия и Гренкова Ивана. Это побудило их к новым архивным поискам, в том числе  заняться историей самого памятника. Выяснилось, что за прошедшие 30 лет плиты на «Стене памяти» менялись дважды, и каждый раз происходило изменение списка имён. Какие-то имена появлялись, а какие-то исчезали. Утратилось и первоначальное посвящение: «Бельчанам от благодарных потомков» (его хорошо видно на фотографиях в газетах 1990-х).

Сначала на плитах было 310 фамилий, потом, в 2011 году, их осталось 282. Сейчас фамилий на «Стене памяти» 380. Некоторые из них, к сожалению, были нанесены с ошибками, в том числе и в инициалах. И потребовалась исследовательская работа, чтобы восстановить подлинные фамилии, имена и отчества. Выяснилось, что первый – ещё рукописный –  список погибших воинов-бельчан составила Мария Николаевна Боженко, в то время руководитель районного отдела культуры. Он и послужил основой для первых именных плит.

Белюшины, Гречушкины, Долголиковы, Кожеуровы, Морготьевы  – это старинные бельские фамилии, и  важно  понять, какова была военная судьба этих и других людей, чьи имена выбиты на «Стене памяти». Сейчас Андрей с сыном собирают сведения о них в архиве Министерства обороны, на сайтах «Память народа», «Дорога памяти». Есть задумка сделать сайт, посвящённый «Стене памяти» на Петропавловском кладбище, где будет размещена вся эта информация.

Нужно восстановить и утраченную со временем первоначальную надпись-посвящение. Не умаляя подвига и памяти других воинов, тем не менее важно напомнить, кому этот памятник был посвящён. Это ведь не просто надпись, а выражение нашей признательности и благодарности погибшим жителям города Белого.

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива

 

Еремеевы начинали с того, что интересовались судьбами своих родных, соседей по документам военного времени. Но постепенно круг расширялся, и они узнавали о других земляках: кем они были, что из себя представляли. В их судьбе, в их действиях в экстремальных условиях и в повседневной военной жизни раскрывались черты их характера. Судьбы многих воинов-бельчан достойны если не кинематографического сюжета, то по-крайней мере какого-то эпизода в фильме.

Вот лишь три истории из тех, что уже  удалось восстановить.

Белюшин Сергей Петрович. Родился в городе Белом. Был женат на Кожеуровой Вере Фёдоровне, также уроженке города Белого. Перед войной они переехали в Москву и работали на одном из предприятий Мосводоканала.

 Сергей Петрович записался добровольцем в народное ополчение 18 июля 1941 года, несмотря на возможность получить бронь. И пропал без вести в октябре 1941 года. Его судьбу удалось восстановить через документы его друга и однополчанина Николая Хрящёва, который в первых числах октября попал в плен под Ельней и умер в концлагере в феврале 1942 года. О Сергее Петровиче сведений в архивных немецких документах не нашлось. Скорее всего, он погиб под Ельней в самом начале битвы за Москву.

Гречушкин  Владимир Васильевич. Родился в 1925 году также в городе Белом. В начале войны семья эвакуировалась в Тюменскую область, Тавдинский район. В начале 1943 года Владимир был призван в армию и направлен в 198-й штурмовой авиационный полк воздушным стрелком на  самолёт-штурмовик Ил-2. Пропал без вести (не вернулся с боевого задания) 10 октября 1943 года. Этим же днём датировано и последнее его письмо маме. По архивным документам удалось восстановить события его последних военных дней, обстоятельства и примерное место гибели экипажа самолёта. 

Не вернулись с войны ещё четверо Гречушкиных, жителей города Белого, имена которых увековечены на «Стене памяти».

Морготьев Вячеслав Иванович, также уроженец города Белого. Из семьи мастера-кустаря. Окончил школу-десятилетку, затем рабфак, а в 1938 году поступил в МГУ на исторический факультет (редкий по тем времена случай для жителей Белого). Завершить образование не успел – с началом войны был направлен в артиллерийское училище, стал командиром противотанковой батареи, имел боевые награды. Погиб в Сумской области 5 сентября 1943 года, отражая танковые атаки противника. Посмертно награждён орденом Отечественной войны I степени.  Об ожесточённости и кровопролитности того последнего боя говорит и тот факт, что вместе с ним боевых наград посмертно удостоены ещё 12 офицеров той же воинской части.

Три года назад Андрей Еремеев сделал первый доклад о своих изысканиях на одной из ежегодных конференций, проводимых Бельским краеведческим музеем. Очень помогла в этих исследованиях директор музея Галина Муратова. Благодаря началу публичного разговора стали появляться новые сведения о памятнике и судьбах упомянутых на нём людей, в том числе и при содействии сотрудников администрации Бельского муниципального округа, из архивных фондов. Важной вехой стало выступление Андрея совместно с сыном Дмитрием на встрече клуба «В поисках смысла» Свято-Филаретовского института.

Андрей Еремеев с сыном Дмитрием. Фото: из личного архива
Андрей Еремеев с сыном Дмитрием. Фото: из личного архива

Андрей Еремеев вынашивает идею на основе историй павших бойцов поставить в Белом силами местных жителей документальный спектакль-читку, рассказ жителей о земляках. «Рассказывать о воинах-героях важно, но свои – местные – истории, героические или трагические, порой в своей обыденности трогают больше, это позволяет ощутить судьбу человека и всей страны в ХХ веке. Когда читаешь о людях, приобщаешься к их судьбе – они перестают быть чужими».

«Нынешние архивные возможности позволяют восполнить списки погибших воинов-бельчан, составить их лучше, чем в начале 1990-х. Надо обновить  “Книгу памяти” Бельского района, сделать её такой, какой она была задумана: не по алфавитному порядку фамилий, а по сёлам и деревням, в каком-то смысле вернуть погибших солдат домой, вновь собрать их вместе», – так обозначает Андрей Еремеев планы на предстоящее время.

Память должна касаться каждого конкретного человека. Вспомнить всех поимённо… Вспомнить тех, кто жил рядом с тобой на твоей улице, очень важно. В документах некоторых воинов написано, что родственников у них нет. Уже и тогда о них некому было вспомнить или, говоря по-христиански, помолиться, помянуть. Такие люди нуждаются в каком-то «усыновлении» – можно проследить их судьбу и вспомнить молитвенно.

Сделать это одному-двум, даже нескольким людям почти невозможно. Это дело общее. Дело памяти может объединять и ныне живущих. Хотелось, чтобы это было общим делом, которое способно многое изменить на этой земле и в судьбе ныне живущих. Сделать что-то вместе, чтобы научиться и жить вместе.

#Война #Великая отечественная война #Память #Андрей Еремеев 

 

Читайте также