Достойный памятника вождь

Как потомки-невежды поставили бездарному советскому руководителю эстетически чудовищный памятник

Фото: Авилов Александр/Агентство «Москва»

Фото: Авилов Александр/Агентство «Москва»

В середине мая 2025 года на станции Таганская Московского метрополитена внезапно появился новый горельеф Иосифа Сталина. Оригинальная композиция, установленная в сталинскую эпоху, была демонтирована в ходе десталинизации в 1960-е. Однако нынешняя версия  не реставрация старого монумента, а его вольная интерпретация: менее изящная, грубее исполненная и, по мнению многих, анатомически искажённая.

В этом странном несовершенстве есть символизм: фигура Сталина вновь появляется в публичном пространстве, но уже как тень прошлого – искажённая, переосмысленная, мифологизированная. Современный образ Сталина в массовом сознании давно оторван от исторической реальности. Он сводится почти исключительно к победе в Великой Отечественной войне и абстрактной «силе России» при нём.

Да, вклад Сталина в мобилизацию ресурсов и жёсткое управление страной сыграл роль в исходе войны и индустриализации в СССР. Но всё это имеет оборотную сторону.

Жесткие методы управления в годы войны были более актуальными, однако сосредоточение власти в руках Сталина, человека без высшего образования и тем более без военного обучения, часто приводило к ошибкам, которые стоили стране миллионов жизней. Про это нельзя забывать.

Нельзя забывать и про чудовищные репрессии в военной среде накануне войны. Сталин в буквальном смысле обезглавил свою армию. Всем известно про расстрел трёх из пяти первых маршалов СССР, однако куда болезненней для состояния РККА были казни старой царской образованной военной элиты, значительная часть которой осталась в стране и смирилась с большевистской властью. Они продолжали работать в военных академиях, были лояльны действующей власти, но тем не менее необоснованно репрессированы сталинским режимом. Эта ампутация военно-исторической преемственности обернулась тем, что в 1941 году армия оказалась не готова к войне и училась с нуля в условиях уже развёрнутой катастрофы.

Репрессии касались не только военных. Были арестованы и брошены в лагеря выдающиеся конструкторы, инженеры, организаторы оборонной и авиационной промышленности – Андрей Туполев, Сергей Королёв, Валентин Глушко. Их обвиняли в нелепых заговорах, морили в тюрьмах, заставляли работать в «шарашках». На фоне надвигающейся войны страна сама себе выстрелила в колени, уничтожив тех, кто мог быть её технической опорой.

Несмотря на это, сегодня всё чаще можно услышать: «Да, было жёстко – но поднял страну, провёл индустриализацию, построил промышленность». Вспоминают классическое «принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой».

Иосиф Сталин. Фото: Franklin D. Roosevelt Library
Иосиф Сталин. Фото: Franklin D. Roosevelt Library

Путь строительства промышленности является обязательным для любой современной страны. Россия бы и так его прошла. Вопрос в первую очередь заключается в степени эффективности индустриализации, насколько рационально были использованы имеющиеся ресурсы. XX век знает множество примеров стран, где индустриализация прошла куда успешнее, чем в СССР, но при этом с гораздо меньшими последствиями для населения.

Даже если принять как аксиому необходимость форсированной индустриализации, проводимой принудительными мерами (а это мнение тоже крайне спорно), то её проведение сталинским руководством было чудовищно неэффективным. Практически все образованные царские специалисты были репрессированы. Причём на них репрессии не остановились: исконно советские специалисты тоже регулярно необоснованно расстреливались, управлением промышленности занимались люди без малейшего профильного образования (вспоминается не умевший нормально писать Каганович), вследствие этого ресурсы распределялись нерациональным образом.

Репрессии нельзя объяснить борьбой с вредителями, коррупционерами и прочими сомнительными кадрами. Известно, что в годы Большого террора проблемы с экономическим ростом и прочими показателями развития только нарастали.

Чистки проводились с целью добиться лояльности лично Сталину, а не ради сохранения «более эффективных». Например, Воскресенский, председатель Госплана и один из немногих образованных членов Политбюро, описывался вождём как человек со своим мнением, который готов аргументативно отстаивать свою позицию. По итогу он оказался расстрелянным по «Ленинградскому делу». Видите ли, захотел иметь своё мнение!

Ничем, кроме маниакальной жажды власти над подчинёнными, нельзя объяснить посадки в тюрьмы жён и родственников ближайших к Сталину соратников. Жёны Молотова и Калинина, брат Кагановича, братья Орджоникидзе – все они подверглись гонениям со стороны вождя.

Сталин уничтожил ту Россию, которая могла бы быть. Страну с преемственностью кадров, с интеллектуальной элитой, с нормальным научным и военным управлением. Он выжег всё ради одной цели – чтобы никто, нигде и никогда не мог ему возразить. Именно поэтому разговор о нём сегодня не как о «сложной фигуре», а как о деструктивной и катастрофической.

Уважение к Сталину – это следствие незнания истории. Именно поэтому важно говорить о катастрофичности той системы: о разрушенной интеллектуальной элите, подавленной армии, сломанной научной и экономической преемственности. Без осознания пагубного характера сталинизма Россия обречена снова идти по пути насилия и культа. Прогресс невозможен, пока в сознании будет жить миф о «жёсткой руке». Только ясный взгляд на прошлое даст нам шанс построить страну, где ценность человека выше страха.

Читайте также