Почему именно Сталин сменил Ленина у руля власти 

Один из исторических узлов нашей истории связан со сменой власти в советской жестокой конкурентной борьбе. Специально для «Стола» Леонид Млечин описывает, как Сталин стал первым лицом государства

Генеральный секретарь ЦК ВКП (б) Иосиф Сталин. Фото: Петрусов Георгий / РИА Новости

Генеральный секретарь ЦК ВКП (б) Иосиф Сталин. Фото: Петрусов Георгий / РИА Новости

Вторым человеком при Ленине был Яков Михайлович Свердлов. 30 августа 1918 года в Ленина стреляли. Он был тяжело ранен.  Думали, что он не переживёт ночь. В его отсутствие страной управлял Свердлов, секретарь ЦК партии большевиков и председатель Всероссийского центрального исполнительного комитета Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (высший орган власти в Советской России). Иначе говоря, Свердлов одновременно руководил и партийным, и государственным аппаратом. Он был очень молодым. В 1917 году ему исполнилось тридцать два года. Волевой и – большая редкость для революционеров – умелый организатор. Революционеры, взявшие власть в октябре 17-го,  представляли собой группу, не имевшую никакого опыта созидательной работы. Они привыкли только разрушать и ломать. Почти никто из них  никогда  не трудился. Они никогда утром не ходили на работу... Большинство не имело никаких организационных навыков. Всего трое – Свердлов, Сталин, Троцкий – обладали административным даром и скоро сделались совершенно незаменимыми.

Алексей Рыков. Фото: Wikimedia
Не сложно предположить, как сложилась бы история нашей страны. Не было бы массовых расстрелов, лагерей, голода, близорукой внешней политики. Гитлер или не решился бы напасть на Советский Союз, или Красная армия, в которой не уничтожались бы командные кадры, не пустила вермахт дальше Днепра… Но к власти пришёл Сталин, создавший в стране тоталитарную систему, что обошлось России в миллионы жертв. Писатель Михаил Михайлович Пришвин записал в дневнике 4 июля 1930 года: «Можно думать,  что личная диктатура должна завершить революцию неизбежно, потому что из множества партий у нас после падения царизма в конце концов взяла верх одна и  уничтожила все другие – так точно и внутри партии происходит отбор личностей, исключающий одного,  другого до тех пор,  пока не останется личность одна. Теперь это Сталин, человек действительно стальной... Вот человек,  в котором нет даже и горчичного зерна литературно-гуманного влияния:  дикий человек Кавказа во  всей своей наготе. Мистика погубила царя Николая  II,  словесность погубила Керенского,  литературность – Троцкого.  Этот  гол, прям, честен,  вообще прост, как полицейский пристав из грузин царского времени». Люди, которые ненавидят Троцкого,  говорят: слава Богу, что не он пришёл к власти, а то было бы хуже, чем при Сталине... А что могло быть хуже?