Ликвидация «демона революции»

21 августа 1940 года после покушения агента Рамона Меркадера скончался один из палачей старой России Лев Троцкий

Лев Троцкий. Фото: общественное достояние

Лев Троцкий. Фото: общественное достояние

Ещё в 1938 году Троцкий понял, что советские агенты за ним придут. Для Сталина он как был, так и остался опасным врагом, который мог доставить много проблем. И хоть эти пауки уже не сидели в одной банке, ликвидация бывшего соратника оставалась лишь вопросом времени.

Оппозиционная деятельность

В 1929 году Троцкого вместе с женой окончательно выдавили из Советского Союза. Принять революционера согласилась Турция. В 1932-м Льва Давидовича лишили советского гражданства. И он вместе с супругой отправился во Францию. Однако и там задержаться не получилось – семейство вместе с внуком Всеволодом перебралось в Норвегию. Революционер так охарактеризовал новое место жизни: «Маленькая страна, в стороне от большой дороги, неизвестный язык… Но всё же гораздо лучше, чем Мадагаскар».

Но и Скандинавия не стала для Троцких новой родиной. Лев Давидович получил предложение обосноваться в Мексике. Местное правительство готово было предоставить Троцким убежище при одном условии – исключить любую политическую деятельность. Революционер согласился. И в начале 1937 года семейство, преодолев океан, оказалось на мексиканском берегу. Они поселились в пригороде Мехико, обосновавшись на вилле художника Диего Риверы и его жены Фриды Кало. И только спустя два года Троцкие перебрались в отдельный дом.

Высылка из СССР и лишение советского гражданства никак не повлияли на оппозиционную деятельность Троцкого. Даже находясь за тридевять земель, он как был, так и оставался чуть ли не главным противником Сталина. И с каждым годом Лейба Бронштейн (настоящее имя Троцкого) становился всё опасней. Ещё с середины 1930-х годов он начал работу над появлением Четвёртого Интернационала как альтернативы Третьему. А в 1938 году состоялся Учредительный конгресс, который стал местом притяжения десятков левых движений из Европы, Азии и Латинской Америки. Более того, заглянула на огонёк и Социалистическая рабочая партия США. В общем, Троцкий вплотную приблизился к основанию нового центра коммунистического движения, который мог вести разговор с Москвой на равных. Этого Коба (партийная кличка Сталина) допустить уже никак не мог. Жребий брошен. Рубикон остался позади.

Операция «Утка»

16 февраля 1938 года при странных обстоятельствах не стало сына Троцкого, Льва Седова. Он умер в парижской клинике после операции по удалению аппендицита. И Троцкий не сомневался, что за этим стоят советские спецслужбы, хотя доказательств их причастности не было. И тогда он понял, что противостояние со Сталиным близится к финалу.

Тем временем Павел Судоплатов, отвечавший за ликвидацию врагов за границей, уже получил отмашку. И поручил «убрать» Троцкого агенту Науму Эйтингону. А тот уже разработал операцию «Утка». По замыслу, ликвидацией должны были заняться две группы, которые не знали о существовании друг друга. Есть версия, что чуть позже Эйтингон сформировал третью группу, резервную.

Первую группу, которую назвали «Мать», возглавил Рамон Меркадер. Второй (она получила название «Конь») руководил  Давид Сикейрос. По решению Эйтингона, первыми на дело отправились «кони». В ночь на 24 мая 1940 года пара десятков человек в форме мексиканской полиции и армии подошли к дому Троцкого. Среди охранников Льва Давидовича у диверсантов был свой человек – Роберт Шелдон Харт, который был завербован НКВД. Он и помог людям Сикейроса зайти внутрь, после чего диверсанты начали стрелять по дому. И через несколько минут они ушли.

Основной удар пришёлся по спальне Троцкого. Но выполнить поставленную задачу диверсанты не смогли. Лёгкое ранение получил только Всеволод. А вот охранник-агент поплатился жизнью. Налётчики его забрали с собой при отступлении. А потом ликвидировали как ненужного свидетеля.

Провал первой группы заставил диверсантов пересмотреть первоначальный план. Стало понятно, что теперь, после неудачного покушения, Троцкого взять голыми руками не получится. Поэтому в работу пошёл другой план. более изощрённый, требовавший больше времени на подготовку и реализацию. А главным действующим лицом стал Рамон Меркадер.

Лев Давидович тоже понимал, что советские агенты не остановятся и предпримут новую попытку. И потому дом превратился в полноценную крепость. Окна закрыли решётками и металлическими ставнями, стены были укреплены дополнительной кирпичной кладкой и мешками с песком. Кроме этого, увеличилось и количество охранников, а дом стал находиться под наблюдением полицейских. В общем, Троцкий подготовился к новому налёту. Но стратег Эйтингон и актёр Меркадер его переиграли.

Многоходовка советских спецслужб

Рамон Меркадер являлся «воспитанником» Наума Эйтингона. Наум проявил себя во время гражданской войны в Испании, там же познакомился с Марией Каридал Меркадер. Они сошлись на общей теме – Сталине. Женщина была его ярой поклонницей и одержима утопией – построением коммунизма во всём мире. И поэтому была готова на всё. Этим и воспользовался опытный Эйтингон. Сначала он завербовал Марию, потом добрался и до её сына. И в 1937 году Меркадер стал агентом советской разведки. На тот момент Рамону было 24 года. Ему-то Эйтингон и поручил ликвидацию Троцкого. Для чего был разыгран настоящий спектакль. 

Рамон, превратившийся в бельгийца Жана Морнара, прибыл в Париж. По легенде, он был сыном консула в Тегеране и придерживался левых взглядов. В Париже агент закрутил роман с Сильвией Агелофф, которая являлась сестрой Рут Агелофф, сотрудницы секретариата Троцкого. Это на шаг приблизило Рамона к «демону революции». И он вместе с невестой (вовсю уже обсуждались нюансы бракосочетания) отправился в США (по другой версии, знакомство произошло в Нью-Йорке, куда Меркадер прибыл в облике канадского бизнесмена Фрэнка Джексона). Оттуда Рамон перебрался в Мексику, объяснив это делами фирмы. К Троцкому он никакого интереса не проявлял. И просто жил, официально занимаясь предпринимательской деятельностью. Вскоре к нему перебралась и Сильвия – она тоже стала работать в секретариате Троцкого-Бронштейна. Этого-то и ждал Меркадер. Теперь он мог официально посещать дом революционера. Знакомство со Львом прошло успешно. Рамон произвёл хорошее впечатление, блестяще отыграв роль убеждённого троцкиста.

Постепенно Меркадер стал всё чаще и чаще приходить к Троцкому. Они разговаривали на разные темы, в основном политические. И никаких подозрений у престарелого «демона»  не возникло. Ничего не знала о тайных намерениях супруга и Сильвия. План, придуманный Эйтингоном, работал.

Вечером 20 августа 1940 года Рамон зашёл в гости в «неприступный» дом в Кайокане. Несмотря на жару, одет Меркадер был в плащ. Троцкий, конечно, удивился, но Меркадер объяснил неподходящий наряд внезапной болезнью. А после попросил революционера познакомиться с его статьёй о троцкистском движении.

Троцкий погрузился в чтение. Меркадер вытащил из-под плаща ледоруб и ударил революционера по голове. Лезвие вошло в затылок на несколько сантиметров. Но Троцкий умер не сразу, а успел закричать. Советский агент растерялся. Этих секунд хватило охранникам, чтобы скрутить Рамона. Но он уже сориентировался и стал кричать на французском языке: «Они заставили меня сделать это… Они держат в тюрьме мою мать. Они собираются убить её… Пожалуйста, убейте меня! Я хочу умереть!».

Жизнь после

По первоначальному замыслу, Меркадер после ликвидации Троцкого должен был выйти из дома и сесть в машину, ожидавшую его возле входа. Но план провалился – Рамон отправился в полицейский участок. Поскольку оставаться в Мексике было слишком рискованно, на Кубу экстренно эвакуировались Эйтингон и мать Меркадера.

Троцкий умер на следующий день. Лейбу кремировали и похоронили во дворе дома. Так или иначе, но Меркадер задание выполнил. Теперь же ему предстояло ответить перед законом за убийство. На допросах Рамон изображал из себя бельгийца Морнара, написал от его имени письмо, в котором рассказал, что Троцкого нужно было ликвидировать, иначе произошли бы страшные и необратимые события. Затем Меркадер сообщил, что готовил покушения и на высших партийных деятелей Советского Союза, в том числе на Сталина. А после выдал информацию, что в планах у него была ликвидация и политических конкурентов мексиканского президента.

Допрашивали полицейские и несчастную Сильвию, которая находилась в состоянии шока. Она лепетала о своей непричастности, с ужасом слушая рассказы стражей порядка, не веря в произошедшее. И после нескольких очных ставок Сильвию отпустили, поскольку её причастность доказать не удалось. Спустя время женщина вернулась в США.

Меркадер получил 20 лет тюремного заключения. Отсидел весь срок от звонка до звонка. В мае 1960 года оказался на свободе, после чего перебрался на Кубу. А оттуда его на пароходе доставили в СССР. Меркадер стал Героем Советского Союза, получил медаль «Золотая Звезда». И под именем Рамона Ивановича Лопеса начал работать в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Вскоре бывший агент получил квартиру и дачу. Истинную личность Меркадера тщательно скрывали, поэтому для всех он просто был ветераном войны.

В середине 1970-х годов Меркадер обосновался на Кубе, куда его лично пригласил Фидель Кастро. И стал советником Министерства иностранных дел. Но уже в 1978 года Рамон Иванович умер. А его прах был доставлен в Москву и захоронен на Кунцевском кладбище.

Такой исторический круговорот праха в природе. 

Читайте также