Каждый год в России вспыхивает дискуссия, подогреваемая апологетами коммунизма, о необходимости переименования Волгограда в Сталинград. Это должно подчеркнуть память о героической обороне города в годы Великой Отечественной войны.
При этом совершенно забываются те обстоятельства, при которых город Царицын (первоначальное название Волгограда) был назван Сталинградом. В 1918 году, в разгар острой стадии Гражданской войны, Сталин оказался в Царицыне, участвовал в организации управления городом и создании местной Красной армии. Именно здесь впервые Сталин получил опыт безграничной власти, который впоследствии он применил для построения личной диктатуры в масштабах всей страны.
Зачем Царицын и почему Сталин?
Поволжье в годы Гражданской войны – чрезвычайно важный регион. Оно было основным источником продовольствия и новобранцев, а также разделяло белые армии Колчака (со стороны Урала) и Деникина (со стороны Дона и Кубани). Сам Царицын был стратегической точкой: здесь находился ключевой узел железных дорог между Кавказом и Москвой, служивших для перевозок хлеба и сырья. По сути, в 1942 году немцы стремились взять Сталинград по схожим причинам – чтобы оборвать линию снабжения по Волге.
К 1917 году Царицын являлся главным промышленным центром на юго-востоке России. Фабричных рабочих здесь было много, поэтому большевикам не составило труда в конце 1917 года захватить власть в городе. Однако Царицын находился недалеко от центра формирования Добровольческой армии, которая могла в любой момент завладеть городом.

Тем временем в центрах большевистской власти – Москве и Петрограде – заканчивалось продовольствие. Ленин и его соратники, надеявшиеся на скорую мировую революцию, никак не ожидали, что им придётся решать проблему голода в двух столицах. В снабжении нуждалась и Красная армия: с середины 1918 года началась острая фаза Гражданской войны.
Обладание Царицыном, расположенным среди зернопроизводящих регионов, обещало решение проблемы. Летом 1918 года Ленин послал Сталина, назначенного «руководителем продовольственного дела на Юге России», в экспедицию в Царицын с целью добычи продовольствия для центра.
Сталин не в первый раз организовывал подобные «реквизиции». В 1905–1907 годах он устроил несколько бандитских налётов на банковские дилижансы, чтобы пополнить большевистскую партийную кассу. Теперь Ленин, по сути, поручил ему то же самое, только в куда больших масштабах. На этот раз в распоряжении Сталина были целые армейские отряды.