Ещё не закончились бои вермахта с Красной армий у Бреста, ещё по радио раздавались победные реляции Левитана об отражённых атаках немцев, но в Политбюро ни у кого не было ни малейших иллюзий относительно хода будущей войны. У Сталина на руках был план «Барбаросса», и он прекрасно знал, что советским войскам нечем остановить танковый блицкриг. Поэтому 26 июня Сталин вынес секретное распоряжение немедленно эвакуировать тело Ленина из московского Мавзолея в глубокий тыл – город Тюмень.
Уже на следующий день первый заместитель председателя правительства Вячеслав Молотов срочно вызвал в Кремль профессора Бориса Збарского и приказал ему готовить «объект № 1» к эвакуации. Секретное постановление совнаркома № 1813-808 гласило:
«1. Вывезти тело В.И. Ленина в глубь страны в г. Тюмень.
2. Для наблюдения за телом и его сохранения одновременно направить к месту назначения тела профессора Збарского Б.И., 3-х его ассистентов и 5 человек обслуживающего персонала.
3. Возложить на профессора Збарского Б.И. полную ответственность за сохранение тела в пути и на новом месте хранения.
4. Охрану тела в пути его следования и на месте нового хранения возложить на НКВД и Наркомат Государственной безопасности...»
* * *
Напомним, что Владимир Ленин умер 21 января 1924 года. И первое бальзамирование тела Ленина провёл один из лечащих врачей генсека профессор Алексей Иванович Абрикосов. Перед ним не стояла задача сохранить вождя для потомков – требовалось только уберечь тело от разложения на 20 дней, потому что именно такой срок партия отвела на публичное прощание с Лениным. Поэтому профессор Абрикосов использовал обычный способ бальзамирования, то есть через аорту ввёл инъекцию шести литров спирта, формальдегида и глицерина. Помогла и особенно холодная зима, благодаря которой тело пролежало без каких-либо признаков разложения до марта.
Но уже в апреле на теле Ленина показались первые признаки разложения.
Глава ВЧК Дзержинский собрал учёных и поставил задачу сохранить тело идеолога большевизма. И тогда анатом из Харькова Владимир Воробьёв и биохимик Борис Збарский предложили новаторский способ долгосрочного бальзамирования. Партия дала добро на эксперимент.
У трупа вождя мирового пролетариата были извлечены все внутренности, включая лёгкие, печень и селезёнка, после чего была полностью промыта грудная клетка. Далее по всему телу было сделано более 20 надрезов – на животе, плечах, ногах, спине и ладонях рук, через которые бальзам мог хорошо пропитать всё тело. После этого учёные погрузили мумию Ленина в каучуковую ванну, наполненную секретным «маринадом», в состав которого входили глицерин, ацетат калия, вода и хлор-хинин.
* * *
3 июля 1941 года мумия Ленина покинула Москву. Об этом свидетельствует Акт о вывозе тела В.И. Ленина в Тюмень:
«Мы, нижеподписавшиеся, комендант Московского Кремля генерал-майор Н.К. Спиридонов, зам. начальника 1-го отдела НКГБ СССР старший майор государственной безопасности Д.Н. Шадрин, заслуженный деятель науки проф. Б.И. Збарский, комендант Мавзолея В.И. Ленина лейтенант государственной безопасности И.И. Кирюшин, составили настоящий акт в том, что на основании приказа Народного комиссара государственной безопасности СССР за № 00255 от 3-го июля 1941 г. вывезли из Мавзолея В.И. Ленина тело Владимира Ильича Ленина и поместили его в специальный вагон специального поезда для эвакуации в глубь страны в город Тюмень для сохранения его тела.
Кроме тела Ленина взяли сердце В.И. Ленина, пулю и препараты мозга В.И. Ленина, сохранявшиеся в г. Москве. Взяты из Мавзолея также книги записей манипуляций профессоров».
В этот же самый день Сталин прервал период затянувшегося молчания и выступил по радио со своим знаменитым обращением к народу: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!..»
* * *
Позже профессор Збарский вспоминал, что только на вокзале он узнал, что конечным пунктом эвакуации выбрали Тюмень – в то время малонаселённый городок, куда эвакуировали из Москвы более 22 предприятий и 33 госпиталя. Очевидно, расчёт был сделан на то, что в потоке грузов перемещение тела Ленина будет незаметным.
Вместе с профессором Збарским отправилась и его сыновья Лев и Игорь. Кстати, в одном из своих произведений Сергей Довлатов писал, что семья Збарских сопровождала тело Ленина в Барнаул. «Ленину было предоставлено отдельное купе. Лёвушка с мумией занимали нижние полки».
На самом деле для эвакуации тела вождя использовалось целых три поезда специального назначения. Первый вёз многочисленную охрану и двигался на один перегон впереди. Во втором – главном – покоилось тело Ленина, там же ехал и весь обслуживающий персонал. И, наконец, третий поезд, с охраной, следовал на перегон сзади.
Профессор Збарский действительно ехал в одном вагоне с мумией Ленина, чтобы ежечасно проверять сохранность тела.
Позже он вспоминал:
– В Мавзолее тело 17 лет лежало неподвижно, а тут его надо было везти и на машине, и несколько суток поездом. В Мавзолее оно сохранялось при неизменной температуре 16 градусов, а 3 июля на улице была адская жара, 37 градусов в тени, такая же жара в вагонах и в самой Тюмени. О, мы натерпелись страхов и намучились! Но наш метод выдержал все испытания!
* * *
Когда поезд с телом Ленина подошёл к Тюмени, у места остановки каждого вагона уже стоял караул из первого состава.
– Распахнулись ворота станции, пропуская обычную грузовую машину, которая остановилась у четырёхосного крытого вагона, – вспоминал профессор Збарский. – Четыре чекиста вынесли на плечах деревянный ящик с саркофагом, загрузили его в кузов, и машина тронулась. Всё делалось быстро, чётко, но как-то буднично, средь бела дня».
Саркофаг с телом Ленина разместили в окружённом высоким забором двухэтажном здании техникума, бывшего Александровского реального училища, в центре города. Верхние окна были заложены кирпичом – там располагался саркофаг. На первом этаже жил комендант Мавзолея, обслуживающий персонал во главе с профессором Збарским и охрана.
Через каждые десять дней Борис Ильич лично по телефону докладывал Сталину о состоянии мумии и обо всех ЧП, случившихся за это время.
В Тюмени в ту пору никто не знал о прибытии столь ценного груза. Даже местное начальство было поставлено в известность уже после того, как спецсостав остановился у перрона. Но через полгода уже вся Тюмень знала, что в здании хранится тело Ленина. Объект потерял свою секретность после того, как Збарский вынужден был заказать в местном ателье новый костюм для мумии в стиле 20-х годов.
В 1942 году появились первые последствия смены климата для мумии: на теле Ленина появилась чёрная плесень.
Профессор Збарский вспоминал: «Однажды на трупе появились чёрные пятна. Мы знали, как бороться с зелёной и белой плесенью, но та плесень была чёрная, и мы не знали, что с ней делать. Не открывая происхождения, мы послали образцы в Институт микробиологии. Нам ответили, что избавиться от плесени можно лишь, если её сжечь или обработать серной кислотой. В результате нам удалось уничтожить черные пятна нашими собственными методами по дезинфекции...»
В декабре 1943 года проверить состояние мумии приехала специальная правительственная комиссия, которую возглавлял нарком здравоохранения СССР Г.А. Мителёв. Комиссия была довольна: «Тело Ленина за 20 лет не изменилось. Оно хранит облик Ильича, каким он сохранился в памяти советского народа».
* * *
В Тюмени мумия Ленина хранилась три года и девять месяцев – до апреля 1945 года.
Профессор Збарский вспоминал:
В апреле 1945 года мы привезли тело обратно. 12 сентября Сталин подписал постановление об открытии Мавзолея. В нём два пункта. Первый: открыть доступ в Мавзолей с воскресенья 16 сентября. Второй: поручить комендатуре Кремля и нам установить дни и часы посещений. Вообще же все постановления, связанные с работой над телом Ленина, подписывал лично Сталин».