По летнему Васильевскому острову идут девочка-подросток и пожилая женщина. Лиза Савичева и Наталья Фёдоровна Соболева. Лиза – правнучатая племянница Тани Савичевой, а Наталья Фёдоровна – одноклассница и подруга Тани. Они вместе идут в школу, где когда-то учились Таня и Наташа…
Это кадры из документального фильма «Блокада Савичевых», премьера которого состоится в Петербурге, в Доме Кино, 27 января 2026 года – в День снятия блокады Ленинграда. На премьеру приедет Лиза Савичева, а вот Натальи Фёдоровны с нами уже нет – она ушла из жизни 21 января минувшего года…
Фото: кадр из документального фильма «Блокада Савичевых»«Блокада Савичевых» – фильм, созданный режиссёром Максимом Якубсоном при поддержке проекта «Сохранённая культура». Первым блокадным сюжетом Максима вместе с «Сохранённой культурой» был фильм «Архитектура блокады» (2019 год), где сквозная история жизни и гибели в осаждённом городе архитектора Льва Ильина проходила через весь фильм вместе с историями уже ушедших художников и архитекторов блокадного Ленинграда, и историями тогда, во время создания «Архитектуры блокады», живущих в городе блокадников.Среди них была и Наталья Фёдоровна Соболева. Её детские воспоминания стали частью фильма, а также вышел отдельный большой видеосюжет «Наталья Соболева. Я училась с Таней Савичевой».
Наташа и Таня были знакомы с шести лет, жили в соседних домах на 2-й линии Васильевского острова, учиться пошли в одну школу, в один класс.
Таня Савичева. Фото: Муниципальное учреждение культуры "Городской краеведческий музей"Наталья Фёдоровна в блокаду потеряла отца, сама с мамой и братом была эвакуирована. Она с детства хорошо рисовала, в фильме «Блокада Савичевых» есть её зарисовки.
Наталья Соболева при жизни охотно общалась с журналистами, рассказывала о блокадном городе, о Тане, о школе, о своей семье. О классе, где она училась вместе с Таней, вспоминала, что до войны в классе было сорок человек, во время блокады стало пятнадцать. Учились в подвале, при коптилках, потом уже в школу не ходили – не было сил…
Фото: кадр из документального фильма «Блокада Савичевых»«Наталья Фёдоровна относилась к Блокаде как к абсолютной трагедии, масштаб которой по сей день остаётся недооцененным и недоосмысленным», — писал год назад петербургский историк Даниил Коцюбинский, который много общался с Натальей Фёдоровной, знал её с детства, так как учился в одном классе с её дочерью.
Одним из страшных символов Ленинградской блокады стали написанные Таней Савичевой в её дневнике слова:«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Но Савичевы умерли не все. Вернулась после войны в город – с большим трудом, в машине, гружёной картошкой – сестра Нина, которая была эвакуирована с заводом. Остался в живых брат Михаил – он воевал на Псковщине в партизанах, потом на фронте. Лиза Савичева – правнучка Михаила. Итак, Савичевы умерли не все, но о том, что живы помнящие Таню родные, говорили мало, практически не говорили. И тем важнее, по мнению режиссера фильма Максима Якубсона, продюсера Виктора Наумова было показать и рассказать – семья жива, память семейная жива. «Я довольно мало знал, на самом деле, о судьбе Савичевых, об этой замечательной семье, – рассказывает Максим Якубсон. – И когда встретились Лиза Савичева и Наталья Фёдоровна Соболева, мы пришли с камерой, чтобы эту встречу зафиксировать». Это было в 2024-м году.
Таня и Нина Савичевы. Фото: Государственный музей истории Санкт-ПетербургаА на следующее лето, когда Натальи Фёдоровны уже не было в живых, Лиза вместе с создателями фильма пришла на легендарную Ленинградскую студию документальных фильмов на Крюковом канале – в нынешний «Лендок», в тот самый директорский зал, где в 1959 году состоялся первый показ фильма режиссёра Ефима Учителя «Подвиг Ленинграда». В этом фильме впервые была рассказана история Тани Савичевой.
Дневник Тани Савичевой. Фото: Государственный музей истории Санкт-ПетербургаВ фильме «Блокада Савичевых» есть ещё одна встреча девочки Лизы с пережившим блокаду ленинградцем – знаменитым художником Александром Георгиевичем Трауготом. Лиза принесла ему подписать книгу Ильи Миксона «Жила-была…» – книгу о Тане с рисунками Траугота. Эти рисунки были созданы художником не как иллюстрации к тексту Ильи Миксона. Это переплавленный в графику его собственный блокадный опыт – Александру Трауготу было 10 лет, когда началась блокада Ленинграда.
«Александр Георгиевич высказал очень важную мысль, которая для меня стала главной в этом фильме, – продолжает Максим Якубсон. – Это мысль о том, что периоды испытаний проявляют истинную суть людей. И те, кто подвержен тёмным страстям, кто движется по пути зла, скатываются всё ниже в эту пропасть. А люди чистые, старающиеся жить по совести, по воле Божьей, они, наоборот, укрепляются в этой ситуации».
Художник Александр Траугот в своей мастерской. Фото: Александр Чиженок / КоммерсантъСемья Тани Савичевой была небедной петербургской-петроградской семьей, ставшей в итоге ленинградской семьей «лишенцев». В доме, где жили Савичевы, долгое время работала пекарня и булочная-кондитерская. В 1910 году её открыл отец Тани – Николай Родионович Савичев вместе со своими братьями Дмитрием, Василием и Алексеем. Жили братья там же на 2-й линии Васильевского острова, в доме 13/6, только этажом выше. А пекарня и булочная называлась так – «Трудовая артель братьев Савичевых». В 1935-м году всех братьев выслали на 101- й километр в Боровичи. Они были «чуждыми элементами». Николай Савичев спустя год умер в ссылке. Братьям же удалось вернуться, ни о какой пекарне уже думать не пришлось. Василий стал директором книжного магазина «Букинист» на Петроградской. Он умрёт в 1942-м. И Таня запишет: «Дядя Вася умер 13 апр 2 ч ночь 1942». Алексей после возвращения из ссылки будет снабженцем на заводе, он тоже умрет в блокаду. Таня запишет: «Дядя Леша 10 мая в 4 ч дня 1942»…
Портрет Савичевой Марии Игнатьевны, мамы Тани Савичевой. Фото: Государственный музей истории Санкт-ПетербургаПосле смерти мамы Таня ушла к соседям, а потом – к двоюродной тётке Евдокии Арсеньевой в коммунальную квартиру на улицу Пролетарской диктатуры. Таня взяла с собой палехскую шкатулку с мамиными венчальными свечами, своим дневником и документами – свидетельствами о смерти сестры Жени, бабушки, брата Леки, дядьев Василия и Алексея и мамы. Тётка Евдокия оказалась в силах перевезти часть мебели и ценные вещи из вымершей квартиры Савичевых к себе, оформила опекунство над Таней. Евдокия работала на заводе по полторы смены без выходных. Уходя, отправляла Таню на улицу, запирая комнату. Таня ждала родственницу, нередко засыпая на лестнице. Евдокия, ставшая к тому времени опекуном Тани, в итоге сняла с себя опекунство и отправила совсем ослабевшую девочку в детдом, чтобы её смогли отправить в эвакуацию.
Фото: кадр из документального фильма «Блокада Савичевых»Таня вместе с еще 125-ю детьми из Ленинграда 17 июля 1942 года приехала в деревню Шатки Горьковской области. Два года Таня тяжело болела, у неё обострился туберкулез, в конце жизни она ослепла и умерла 1 июля 1944 года…
Память о Тане – это не миф, это живая ткань времени, соединяющая поколения. Об этом хотели сказать авторы «Блокады Савичевых».
Рисунок П.И. Карлиной «Таня Савичева». Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга
