Строительство главного храма страны, посвященного победе русской армии над Наполеоном, Александр I доверил молодому, никому не известному на тот момент архитектору Карлу Витбергу. Трагическая судьба первого строителя ХХС наиболее подробно передана в воспоминаниях Александра Герцена, с которым тот познакомился в вятской ссылке.
«Вы камнями говорите»
В 1814 году император объявил конкурс на лучший проект «храма во имя Спасителя» в Москве. В нем приняли участие самые прославленные архитекторы того времени. Однако Александру больше всего понравился проект 27-летнего художника, только что окончившего курс с золотой медалью за живопись. Швед по происхождению, Витберг был лютеранином и вдобавок масоном. Однако ради утверждения проекта он перешел в православие.
«Восторженный, эксцентрический и преданный мистицизму артист», – так характеризует Витберга Герцен. Темперамент автора наследует его творение: колоссальный, исполненный религиозной поэзии проект поразил Александра. Он захотел видеть художника и долго с ним говорил.
«Смелый и одушевленный язык его, действительное вдохновение, которым он был проникнут, и мистический колорит его убеждений поразили императора», – пишет Герцен.
«Вы камнями говорите», – поразился император. В тот же день проект был утвержден и Витберг назначен строителем храма и директором комиссии о постройке.
Место для храма было выбрано неслучайно. Считается, что именно здесь, на Воробьевых горах, «переломилась» сила Наполеона: эту гору он обогнул со своей армией, от ее подошвы и началось отступление французских войск.
Каким был задуман первый ХХС
Храм в проекте Витберга сильно отличается от того, что был взорван большевиками и воссоздан ныне. Собор на Воробьевых горах задумывался как «тройственный и нераздельный». Нижний храм, высеченный в горе, имел форму параллелограмма – «гроба». Его наружность представляла собой тяжелый портал, поддерживаемый почти египетскими колоннами; он пропадал в горе – в дикой, необработанной природе. Свет слабо проникал в него из второго храма, проходя сквозь прозрачный образ рождества. Здесь должны были покоиться все герои, павшие в 1812 году.
На этом гробе-кладбище был распростерт равноконечный греческий крест – основание второго храма, символ раскинутых рук, жизни, страданий, труда. Колоннада, ведущая к нему, была украшена статуям ветхозаветных героев. Внутри этого храма была вся евангельская история и история апостольских деяний.
Венчал конструкцию третий храм в виде ротонды. Этот храм, ярко освещенный, был «храмом духа», невозмутимого покоя, вечности, выражавшейся кольцеобразным его планом. Тут не было ни образов, ни изваяний, только снаружи он был окружен венком архангелов и накрыт колоссальным куполом.
Коррупционный скандал
«Проект был гениален, страшен, безумен – оттого-то Александр его выбрал, оттого-то его и следовало исполнить. Говорят, что гора не могла вынести этого храма», – вспоминает Герцен.
Главное обвинение, падающее на Витберга со стороны даже тех, кто никогда не сомневался в его чистоте: зачем он занял место директора, – он, неопытный художник, ничего не смысливший в канцелярских делах? Ему следовало ограничиться ролью архитектора. Но это место ему предлагал сам император, и Витберг не устоял.
В последующие семь лет строительство протекало вяло, а под конец и совсем остановилось. Выяснилось, что миллион рублей из денег, выделенных на храм, расхищен.
Александр велел Аракчееву разобрать дело. Ему было жаль молодого художника, через одного из своих приближенных император передал ему, что уверен в его правоте. Но вскоре Александр умер. Дело Витберга при Николае приняло наихудший оборот. Оно затянулось на десять лет, в итоге суд постановил оштрафовать обвиняемых (кроме Витберга, были осуждены и другие руководители строительства) на миллион рублей. Сам архитектор был сослан в Вятку.
Над проектом храма Витберг работал всю жизнь. Все годы ссылки художник занимался только им: всякий день он посвящал своему творению несколько часов. Он в нем жил и не верил, что его уже не будут строить.
В 1840 году по ходатайству Жуковского Витбергу было разрешено вернуться в Петербург. Последние годы жизни художник, по свидетельству Герцена, провел в бедности.
«Если б не семья, не дети, я вырвался бы из России и пошел бы по миру; с моим владимирским крестом на шее спокойно протягивал бы я прохожим руку, которую жал император Александр, – рассказывая им мой проект и судьбу художника в России», – передает писатель свой разговор с Витбергом в 1846 году.
К этому времени уже 9 лет в Москве строился новый храм Христа Спасителя, на Волхонке, по проекту Константина Тона. Николай I конкурса не проводил: архитектора определил самолично.