×

Должен ли православный быть патриотом?

Эксперты «Стола» отвечают на острые вопросы о вере и церкви
+

Священник Георгий Кочетков:

Христианство универсально, оно – для всех времён и всех народов. Если христианство проповедует патриотизм, то в первую очередь по отношению к Отечеству Небесному. И только потом, в силу ответственности человека за свою (и не только свою) земную жизнь, возникает вопрос об ответственности за народ, страну, город или село, в котором живёшь, за всё общество, за прошлое, настоящее и будущее, за культуру, историю.

Не так легко перейти от патриотизма по отношению к Царству Божьему – условно говоря, «вертикального» – к патриотизму «горизонтальному», относящемуся к отечеству земному, которое, не будучи Царством Небесным, всегда имеет своё призвание, не выходящее за рамки истории. Ибо вместе с историей умрут и царства, и государства, и социальные проблемы, и представление о нашей малой и большой родине в «горизонтальном» аспекте.

 Медиапроект s-t-o-l.com

Священник Георгий Кочетков

Церковь не может отождествлять себя с патриотическим движением и не может ограничивать себя патриотическими интересами, если иметь в виду патриотизм «горизонтальный»

Действительно, есть некое напряжение между этими вертикалью и горизонталью. Часто патриотизм отечества земного совмещают с патриотизмом по отношению к Отечеству Небесному. Так же часто резко противопоставляют и разрывают эти вещи и считают, что патриотизм земной явно мешает патриотизму по отношению к Отечеству Небесному. Наверное, истина не в том и не в другом. Не лежит она посередине. Она находится в антиномической реальности, точно так же, как и сама личность человека, который должен жить в мире сем, но не от мира сего, так же, как живёт вся Церковь. Церковь не может отождествлять себя с патриотическим движением и не может ограничивать себя патриотическими интересами, если иметь в виду патриотизм «горизонтальный».

Когда верующие люди, выступающие от имени церкви, принимают решения или что-то ответственно заявляют, ориентируясь только на интересы отечества земного, они грешат. К сожалению, в наше время таких вещей немало. Мы встречаемся с этим в самых разных церквах, странах, народах, культурах. Здесь надо быть осторожными и внимательными и следить за тем, чтобы с христианской верой и жизнью не произошло того же, что произошло с ветхозаветной религией, которая выродилась из религии завета в национальную религию, религию лишь одного малого народа.

Не то чтобы нельзя эмигрировать из страны – можно, если есть у вас для этого достаточные основания

И в то же время совсем не ощущать нужды, потребности того народа, среди которого живёшь, не ощущать ответственности за ту страну, в которой «родился и пригодился», которая тебя кормит и воспитывает, тоже ненормально для христианина. Не то чтобы нельзя эмигрировать из страны – можно, если есть у вас для этого достаточные основания. Но если можно не эмигрировать, то лучше не уезжать, потому что нельзя бежать от своего креста, нельзя уходить с того места, на которое тебя поставил Господь по факту твоего рождения, трудовой деятельности или церковного служения.

Нам совсем не безразличны судьбы того народа, в котором мы живём, к которому мы себя причисляем. Массовая эмиграция из стран бывшего СССР, в том числе из России, объясняется прежде всего забвением этой ответственности и выглядит печально, иногда жалко. Все попытки спастись эскапизмом должны быть сто раз проверены, прежде чем осуществиться. Так что спросите себя, зачем вы едете, и подумайте сто раз, прежде чем принимать решение об эмиграции: не нарушите ли вы тем самым волю Божью. Хотя если Господь вас поведёт в другое место и вы там будете лучше исполнять волю Божью не только для себя, но и для всех других людей, то это другое дело, это возможно. Так что будьте осторожны и внимательны.

Материал подготовлен по книге «Бог и человек: вопросы о вере и смысле жизни»