Крестить или к аллергологу?

Когда мои нецерковные знакомые спрашивают, как покрестить ребёнка или что нужно, чтобы стать крёстным, я интересуюсь: а зачем вам это? Их объяснения условно можно поделить на два типа: либо это обычай – так все делают, либо метафизическая защита от болезней.

Крещение на реке Чусовой. Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

Крещение на реке Чусовой. Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

Одной такой знакомой в ответ на просьбу стать крёстным её ребёнка я предложил сначала начать читать Евангелие, ходить в храм, чтобы самой понимать, какой путь она предлагает сыну. На это она посетовала, что сейчас некогда. Тогда я предложил отложить крещение ребёнка до того момента, как появится время читать Евангелие и ходить в храм, и услышал очень веский аргумент: «Ты понимаешь, он же у меня аллергик!» На моё возражение, что тогда ребёнка лучше к аллергологу, а не на крещение, последовала продолжительная обида. То же самое происходит с теми, кто собирается быть крёстным. Порой человек все понимает, но виновато смотрит и говорит, что просто не хочет портить отношения с родственниками, которые считают, что оказали ему огромную честь, попросив быть крёстным.

Все эти народные культурные шаблоны и религиозные архетипы никакого отношения к христианству не имеют, а представляют собой дремучее язычество. Самое печальное, что такому языческому подходу обычно нет никаких препятствий в церкви, более того – он активно поощряется.

Крещение детей в древней церкви

Многие воцерковленные люди тоже предпочитают крестить детей во младенческом возрасте. Причины следующие.

  1. Благодатная защита, предоставляется ангел-хранитель.
  2. Возможность причащаться, чтобы иметь благодатную защиту, возрастать духовно.
  3. Страховка в случае непредвиденной и ранней смерти: некрещёные дети попадают в ад или в какое-то место, близкое к аду.

Есть ещё одна точка зрения на данный вопрос: откладывать крещение до сознательного возраста. Такой позиции обычно придерживаются протестанты, которые отрицают детское крещение, считая это поздним новшеством, которого не было в ранней церкви и которое противоречит Писанию. Эта радикальная позиция слишком однобока, поскольку и у взрослого, и у детского крещения есть свои непременные условия и основания в традиции. У детского таким условием является живая вера их родителей. Известны свидетельства о детском крещении уже во II веке. В христианской письменности до IV века встречаются высказывания отцов церкви как за, так и против крещения детей. В качестве косвенного довода в пользу такового современные верующие приводят крещение апостолом Павлом Лидии и «домашних ее» (Деян 16:15), темничного стража и «всех домашних его» (Деян 16:33), начальника синагоги Криспа и всего его дома (Деян 18:8) и крещение дома Стефанова (1Кор 1:16). Но эти места не имеют прямого указания на крещение детей, говорят оппоненты, поэтому также можно предположить, что под «всем домом» понимались все взрослые члены дома мужского пола, что вполне правдоподобно для патриархального сообщества.

Хотя младенческое крещение и было в церкви с самых ранних времён, но до определённого времени преобладающей была традиция взрослого крещения. Свидетельством тому институт катехумената (по-славянски «оглашаемых» – людей, готовящихся принять крещение через последовательное устное наставление и исправление жизни, которое могло длиться до 5 лет). Первая половина главного богослужения – литургии так и называется: «литургия оглашаемых». Святители Григорий Нисский, Василий Великий, Иоанн Златоуст крестились в почти тридцатилетнем возрасте, при этом будучи из церковных семей. Что же с ними было до крещения? Они были катехуменами, или оглашаемыми – узнавали свою веру и учились жить по ней. В канонах церкви есть 46-ое правило Лаодикийского собора и 78-е правило 6-го Вселенского собора, обязующие желающих креститься «изучать веру и в пятый день Страстной седмицы давать ответ (в том, что человек на самом деле отрёкся от старой греховной жизни и готов жить по Евангелию – А.К.) епископу или пресвитеру». Которое, очевидно, подразумевает крещение уже взрослых людей, способных к такому изучению и ответу.

Вместе с тем уже к V веку институт катехумената переживает кризис, не в последнюю очередь связанный с тем, что христианство, легализованное императором Константином в начале IV века, становится государственной религией к концу данного века. В связи с этим вера стала как бы атрибутом гражданства и признаком лояльности власти, и в церковь хлынули массы народа, лишь формально причислявших себя к христианам. Оглашать такое количество людей было даже физически трудно, да и немногие из них всерьёз стремились к какому-то научению. Как следствие, распространяется сначала подростковое, потом детское, а потом и младенческое крещение. Современные сторонники младенческого крещения в полемике с противниками оного приводят правило поместного Карфагенского собора начала V века. «Кто отвергает нужду крещения малых и новорождённых от материнской утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во оставление грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало омыть банею пакибытия... то да будет анафема». Но, как нетрудно увидеть, это правило направлено не против собственно практики взрослого крещения, а против пелагианской ереси, согласно которой дети рождаются безгрешными, то есть не несут на себе последствия грехопадения Адама. Сама же практика раннего крещения в Карфагенской церкви, о которой свидетельствует данное правило, во многом связана с учениями блаженного Августина Аврелия, которые в Восточной церкви первоначально авторитета не имели.

Умрёт некрещёным!

Сегодня не только протестанты, но и некоторые православные стали ответственно откладывать крещение детей. Такое решение чаще всего вызывает в современном православии одинаково отрицательную реакцию как у неверующих родственников, так и у священников или других прихожан, которые об этом узнали. Одна знакомая православная испытала тяжелейший прессинг от неверующих родственников, когда не стала крестить своего ребёнка. Близкие искренне не понимали, как такая религиозная родственница вдруг отказывается крестить своё чадо, лишая его всех упомянутых степеней защиты. Священники крайне удивлялись тому, что, подходя на причастие с младенцем на руках, она просила причащать её, а не ребёнка.

Какие возражения обычно встречают воцерковленные православные родители, откладывающие крещение детей до более сознательного возраста.

  1. Как вы можете, будучи православным христианином, лишать ребёнка благодати крещения, не делая его членом церкви!
  2. Не даёте возможность ребёнку причащаться! Ведь до 7 лет даже на исповедь не надо – получай благодать безо всяких препон.
  3. А вдруг ребёнок умрёт и умрёт некрещёным!

Последним опасением современные православные родители отчасти обязаны бл. Августину, который хотя сам будучи крещён тридцатидвухлетним, дал формальное богословское основание для детского крещения. Как отмечает в своей книге «Катехизация в ранней церкви» диакон Павел Гаврилюк, «согласно этому учению, младенцы, умершие некрещёными, принадлежат к части отверженного Богом человечества (massa damnata) и осуждены на вечные муки, так как на них лежит несмытая вина Адамова греха». Восточные отцы высказывались по вопросу о загробной судьбе катехуменов не столь однозначно. Феодор Мопсуэстийский, например, учил, что некрещёные младенцы наследуют рай, так как не могли сами выбирать свою участь.

Оглашаемые – члены церкви

В древней церкви уверовавших людей обычно сразу не крестили, а поставляли в оглашаемые, читали над ними специальную молитву. И все понимали, что оглашаемые, как верующие во Христа, уже члены церкви! Не было суеверного страха, что Человеколюбивый Бог не явит всю полноту Своей любви к любому некрещёному младенцу или взрослому. Церковь знает много некрещёных святых, например, сорок Севастийских мучеников. В древней Церкви вообще нередко в результате гонений за свою веру погибали и оглашаемые, никто не сомневался тогда в их посмертной участи, считалось, что таковые крещены кровью.

Основываясь на опыте древней церкви, по крайней мере до V века, мы можем сказать, что поставление в оглашаемые – благодатный акт, если он совершается по вере самого оглашаемого или его родителей и восприемников, поручившихся воспитать оглашаемого в вере во Христа. Поэтому нормально ребёнка не крестить, а сделать оглашаемым, понимая, что после этого он становится членом церкви и находится под покровом Божьим, главным залогом которого является христианская вера и жизнь поручителей.

Не лишаем ли мы тогда ребёнка участия в Евхаристии? Если воспринимать Евхаристию как акт индивидуального благочестия, то, пожалуй, лишаем. Но если рассматривать её как совместное благодарение всей Церкви и общение учеников Христа, то в таком случае мы не лишаем ребёнка ничего. Просто представьте себе младенца на Тайной вечере: апостолы держат кричащего младенца, пока Иисус пытается  преподать ему хлеб и вино.

Фактически приходится различать два взгляда на таинство крещения: крещение как инициация (посвящение), к такой точке зрения был ближе бл. Августин и крещение как поставление на служение, как оно понималось изначально. Отец Николай Афанасьев пишет: «В крещении мы принимаем благодать для служения (latreia), которое для автора послания к Евреям есть священническое служение». Если мы принимаем второй взгляд на крещение, то детское крещение будет тут явно не к месту, а вот поставление в оглашаемые вполне подойдёт. С одной стороны, мы вводим ребёнка в церковь, с другой, оставляем последнее сознательное решение за ним – и ребёнок в данном случае равен себе.

Так что делать сегодня?

Нет нужды отменять или запрещать младенческое крещение, но надо понимать его несовершенный или компромиссный характер. Лучше отговаривать родителей от такого крещения, предлагая им вместо этого поставлять ребёнка в катехумены и научать его вере во Христа. Это поставление можно очень торжественно совершить на приходе. Если же нет такой возможности соделывать младенца оглашаемым в храме в силу несогласия с этим приходского духовенства, настаивающего на обязательном крещении младенца, то прочитать молитву о начале оглашения из чинопоследования крещения над ребёнком могут сами верующие родители вместе с крестными у себя дома.

Ещё один веский аргумент в пользу крещения в сознательном возрасте – это возможность  оставить в памяти важнейший момент жизни. Этого так же лишён человек, крещённый во младенчестве, как и сознательного, свободного выбора. Итак, сегодня видится три варианта достойного и ответственного крещения. Самый лучший: посвящение младенца в катехумены и дальнейшее христианское воспитание оглашаемого, пока он сам сможет принять свободное и ответственное решение креститься, лучше всего это делать после 18 лет. Возможно и крещение ребёнка в более позднем возрасте, когда он может сам приносить-произносить крещальные обеты и хотя бы отчасти понимать их смысл и содержание. Такое крещение все равно нужно будет потом восполнять взрослым оглашением. Крещение младенцев резонно только тех, у кого родители являются практикующими христианами.

Вопрос с крещением – один из ключевых вопросов современной церкви, если мы хотим, чтобы она состояла из служащих людей, а не номинальных членов. Он ставит нас перед необходимостью возрождения института катехумената, который не был нужен, пока христианство распространялось преимущественно среди иудеев, то есть людей, знающих истинного Бога. Когда же весть о Христе начинает распространяться среди язычников, без катехизации – научения человека жизни по вере – не обойтись. Мы снова живём в языческом мире, тысячелетнее христианство, наплодившее христиан, не служащих ни Богу, ни ближнему, обессилело и теряет соль. Крещальный конвейер, который сейчас можно наблюдать почти на каждом приходе, нужно останавливать. Так же как нельзя крестить взрослых без должной подготовки – катехизации, нельзя крестить и детей, если их родители не воцерковлены и не живут по вере. Думаю, это вопрос выживания нашей церкви в стремительно забывающем Бога и Христа мире.

Читайте также