«Пойте все!»

24 мая Русская православная церковь отмечает день памяти священномученика Александра (Петровского). «Стол» вспоминает подробности из жизни убитого большевиками епископа Харьковского

Козельщанский Рождества Богородицы Женский Монастырь

Козельщанский Рождества Богородицы Женский Монастырь

Будущий архиепископ и священномученик родился в августе 1851 года в городе Луцке Волынской губернии в семье обычного диакона Феофана Петровского. Александр окончил 4 класса Волынской духовной семинарии, служил учителем народной школы.

Рано потеряв родителей, он, по собственному признанию, стал вести «рассеянную жизнь»: много выпивал с друзьями, кутил, занимался развратом.

Это продолжалось достаточно долго, пока однажды с ним не произошло мистическое событие. Вернувшись домой поздно ночью, Александр лёг спать в своей комнате, которая была отделена от бывшей комнаты матери занавеской. Неожиданно занавеска открылась, и он услышал голос матери, которая просила его оставить порочный образ жизни и уйти в монастырь.

Это событие оказало на молодого человека огромное влияние. По совету своего духовного отца – бывшего преподавателя духовной семинарии викария Волынской епархии Паисия Виноградова – Александр Петровский оставил родной город и отправился в Москву, чтобы подготовиться к поступлению в монастырь. И вскоре – в 1900 году – он принял монашеский постриг в Донском в честь иконы Божией Матери монастыре. 

Донской монастырь. Фото: pastvu

Но его путь к сану архиепископа был долгим и трудным. В 1902 году его отправили в Туркестан – на помощь своему учителю Паисию Виноградову, назначенному епископом Туркестанским и Ташкентским. При архиерее он был назначен казначеем архиерейского дома, а также членом Туркестанского учительского совета, который присматривал за возведением новых храмов. Правда, через 3 года Туркестан пришлось оставить: отца Паисия отправили на покой. А вот его казначея перевели в Жировицкий Успенский монастырь, что под Гродно, затем повысили до настоятеля Лубенского Спасо-Преображенского монастыря недалеко от Полтавы.

Наконец, в декабре 1917 года только что избранный на Всероссийском поместном соборе Русской православной церкви Святейший Патриарх Тихон назначил архимандрита Александра настоятелем Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря – на самой границе с Эстонией, только провозгласившей свою независимость. Вскоре Печоры были заняты немецкими войсками, и архимандрит Александр покинул обитель.

* * *

Он вернулся в Полтавскую губернию, где стал настоятелем скитской церкви бывшего Козельщанского Рождества Богородицы женского монастыря. В этом небольшом храме служило двенадцать священников, нашедших пристанище после закрытия церквей.

«Забыть нельзя, – пишет свидетель, – как они пели акафист Живоносному Гробу. Мощным хором раздавался припев: «Радуйся, Живоносный Гробе, из него же Христос Воскресе!»

– Пойте все! – обращался архимандрит Александр к народу, и вся масса молящихся подхватывала все основные молитвословия...» [

Вскоре слава о замечательном храме распространилась по всей округе, и в 1932 году Козельщанский монастырь вместе со скитом были закрыты.

Все 30-е годы отец Александр переезжал с места на место, заменяя арестованных и репрессированных священников. Киев, Умань, Винница – казалось, на Украине не было города,  в котором бы не служил Петровский. Наконец, в мае 1937 года отец Александр был назначен архиепископом Харьковским.

Епископ Александр (Петровский)

В то время в Харькове действовал всего лишь один храм канонической Православной церкви – храм святителя Николая. Все остальные храмы были заняты «обновленцами», пользующимися поддержкой властей.

В конце концов обновленцы пришли и в его храм, предложив архиепископу Александру поделить время богослужений. Допустим, в одно воскресенье служит архиепископ Александр с православным клиром, в другое – обновленцы. Паства была категорически против «раздела» храма, но чекисты настаивали. Тогда отец Александр и вовсе предложил поделить храм, построив между православными и обновленцами кирпичную стеночку. И уже через две недели стена была готова, вызвав настоящую ярость у «обновленцев»: теперь-то сразу было видно, какая из церквей настоящая, где присутствовал животворящий дух Господень.

* * *

30 июня 1937 года был принят знаменитый оперативный приказ № 00447 НКВД СССР «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». Репрессированию, в частности, подлежали и священнослужители, переведённые в разряд «врагов народа».

И уже через месяц «спецоперации» в жернова НКВД попал и архиепископ Александр, который был арестован по подозрению в контрреволюционной пропаганде и агитации, но затем дело переквалифицировали в шпионаж.

Заместитель начальника УНКВД УССР по Харьковской области Л.И. Рейхман писал наркому внутренних дел УССР И.М. Леплевскому: «Удар по церковно-сектантскому элементу был нанесён в первую очередь по наиболее активной группе попов, проповедников, сектантству и монашествующему элементу... В г. Харькове ликвидирована церковно-монархическая организация, состоявшая из служителей культа, активных церковников и прочего монархического элемента...».

Тогда все граждане СССР верили в скорое начало войны с Польшей, считавшейся союзницей Гитлера, поэтому чекисты стали заранее отрабатывать «польский след»:  «Организация была тесно связана с польским консульством, и часть участников занималась шпионской деятельностью, – писал Л.И. Рейхман. – Организация ставила перед собой задачи оказания помощи интервентам для свержения Советской власти и восстановления монархического строя, собирания сведений шпионского характера для польского  консульства и террористической деятельности и воспитания в этом духе участников организации. Группа проводила нелегальные собрания, на которых обсуждали вопросы борьбы с Советской властью, в частности о разделе Украины между Германией и Польшей... На совещании организации обсуждался вопрос о подготовке убийства товарища Сталина. Один из арестованных выразил желание совершить этот террористический акт...»

Всего же в начале 1938 года в поле зрения НКВД попали свыше 1 043 осуждённых «церковника».

17 июня 1939 года Военным трибуналом Харьковского военного округа владыка Александр был осуждён к 10 годам тюремного заключения.

5 января 1940 года приговор был отменён. Как выяснилось, и следователь, и сам начальник УНКВД УССР по Харьковской области Л.И. Рейхман были «разоблачены» как враги народа. Поэтому репрессированные ими люди подлежали освобождению.

В итоге дело было возвращено на доследование, но лишь через несколько месяцев стало известно, что в мае 1940 года владыка Александр скончался в тюремной больнице. О его страданиях в тюремных застенках известно лишь одному Богу. 

Тюрьма №1 города Харьков

Причём выяснилось, что с телом владыки произошла целая детективная история. Когда отец Александр скончался, по какому-то недосмотру его тело из больницы было доставлено в городской судебно-медицинский морг. Работник морга, служивший иподиаконом у владыки Александра, и привратник, впоследствии ставший священником, сразу узнали владыку.

Ночью монахи и близкие почитатели облачили его в архиерейские ризы, совершили отпевание и с благоговением похоронили на Залютинском кладбище города Харькова в стороне от общего места захоронения, обозначив могилу особым знаком.

Однако уже на следующий день власти опомнились и приказали возвратить труп в тюрьму. И под видом Петровского в НКВД был доставлен труп какого-то старика с фальшивыми документами.

Только уже в наше время участники тех событий решились указать на подлинное захоронение великомученика.

* * *

Также в этот день церковь вспоминает священномученика Михаила Белороссова, священника храма Воскресения Христова в Романове-Борисоглебске (ныне это город Тутаев).

Подвижнический труд отца Михаила вспоминал его сын Борис Михайлович (а записала внучка Маргарита): «День отца Михаила в Воскресенском храме строился так: в три часа ночи батюшка вставал на домашнюю молитву. В половине пятого утра был в храме: совершал исповедь, принимал людей. Затем служил Божественную Литургию, водосвятный молебен с акафистом и панихиду по полному чину. Молился он горячо, со слезами. Около 12 часов дня уставший до предела шёл домой, который был напротив храма. Через час отца Михаила опять вызывали в храм служить заказной водосвятный молебен. Туда же часто привозили на отпевание покойников. Если на следующий день праздник, то с 16.30 до 20 часов, а то и дольше, – всенощная. Вечером батюшка опять беседовал с людьми или отвечал на многочисленные письма. Отдыхал он очень мало».

Священник Михаил Белороссов с семьёй

В начале 1920 года семья приняла решение переехать в Ярославль, поближе к престарелым родителям. Матушка с детьми уехали первым обозом и благополучно добрались до города. А следом отправился и отец Михаил, которого где-то между Борисоглебском и Ярославлем схватили сельские большевики-активисты.

Несколько женщин, собиравших хворост, оказались свидетелями его расстрела. Раздались два выстрела, отец Михаил упал. Убийцы подошли к нему, сорвали серебряный крест и, споря о том, кому он должен достаться, поспешно ушли делить остальное имущество.

Читайте также