Последний старец

3 марта Русская православная церковь чтит память преподобноисповедника игумена Владимира (Терентьева), духовника Свято-Смоленской Зосимовой пустыни

Будущий преподобноисповедник Владимир родился в 1872 году в деревне Шибаново Псковской губернии в семье обычного крестьянина Терентия Терентьева и в крещении наречён был Василием. Уже с раннего детства Василий выразил склонность к духовной жизни: он пел в церкви, помогал на службах и часто расспрашивал священников о монашеском пути. И вот в возрасте 27 лет, после смерти отца, Василий поступил послушником в пустынь Святого Параклита в Александровском уезде Владимирской губернии.

Четыре года провёл Василий в монастыре, выполняя разные послушания, пока в 1901 году он не был переведён в Зосимову пустынь – новый монастырь под Москвой, основанный в лесах Александровского уезда Владимирской области, что неподалеку от Троице-Сергиевой лавры. Его встретили радостно. В те годы Василий снискал себе вовсе не духовную славу, но известность как лучший кровельщик Владимирской губернии, который мог творить настоящие чудеса: хоть крышу железом покрыть, хоть купола сусальным золотом.

В марте 1902 года Василий зачисляется в братию пустыни. А через пять лет послушания он принимает монашеский постриг с именем Владимира. Постриг его сам преподобный Герман (Гомзин) – основатель Зосимовой пустыни, который в послужных списках отметил «очень хорошее поведение» Владимира.

* * *

В те годы  Зосимова пустынь считалась одним из оазисов старческого делания. Основатель пустыни иеромонах Герман писал: «Старчество есть основание для доброго монастырского устроения. Пока не насадится оно, русские обители не поднимутся в нравственном отношении... Если бы знали они (иноки), сколько неоцененного добра заключает в себе старческое „окормлениеˮ, как облегчает оно борьбу со врагом, как подкрепляет в минуты уныния, малодушия...»

Герман Зосимовский

Основой монашеской жизни в обители было строгое уставное богослужение с истовым монашеским пением и скрупулёзное следование всем древним основам устроения богослужения – от убранства храма до чинопоследования молитв. Современники писали о Зосимовой пустыни: «Не внешним убранством зданий и материальным достатком славится Зосимова пустынь. Тиха и проста по виду благословенная обитель. Дух этой великой простоты особенно запечатлён в богослужении, составляющем средоточие Зосимовской жизни. Тихо и мирно идёт церковная служба. Медленно и плавно чтение и пение. Всё проникнуто духом глубокого смирения и покаянного умиления. Всё так благочинно, уставно и вместе так просто».

Впечатляли гостей и сами монахи: «Не разговорчив, не многоречив пустынный инок, – пишет паломник, – не услышишь ты от него длинных, пустых и праздных речей, но он уже одним видом своим много скажет тебе без слов».

* * *

Вот как вспоминал сам преподобный о первых годах своего пребывания в пустыни, где он обрел своего духовного наставника – отца Алексея: «Когда я в первый раз встретил о. Алексея в церкви, то он мне по наружности не понравился: показался слишком весёлым, не по-монашески. Я даже сразу не пошёл в Зосимову пустынь, а пошёл смотреть другие монастыри, не найду ли лучше. Осмотрел много монастырей, но ни одного не нашёл по душе и возвратился в Зосимову пустынь, хотя и без охоты. Попросился у игумена Германа в число братии, и игумен принял меня и, взяв мой паспорт, сказал мне: „Твой старец будет о. Алексейˮ. Первый раз я пошёл к о. Алексею после вечернего правила в келию. О. Алексей принял меня дружелюбно и много расспрашивал про жизнь в Параклите: как там монахи живут, какие там правила. Во время беседы мне понравилась простота старца, и я решил, что он будет моим старцем. Я сердцем полюбил его за простоту. 

О. Алексей

Тогда ещё в Зосимовой Пустыни не было введённых уставов и о. Герман сам ездил и на Валаам, и в Саров, и в другие монастыри, подбирая подходящий устав для своей обители. Тогда нас, послушников, у о. Алексея было немного, человек 15. Беседы с ним или приёмы продолжались до полуночи. Хотя мы были усталые после тяжёлых дневных  монастырских трудов, но о. Алексей привлекал и увлекал нас простотой и чистотой своего сердца. В беседах с ним мы забывали свою усталость. Игумен Герман узнал, что ученики о. Алексея не дают ему покоя до полуночи, и приказал ему принимать только до 10 часов вечера. После 10 часов монастырский сторож приходил и прогонял тех, кого заставал у о. Алексея. А мы, когда наступало время, прятались, чтобы нас не видел сторож. После обхода сторожа мы снова шли старцу, и он нас с любовью принимал. И иногда это продолжалось до часа ночи, пока все не побываем у него».

* * *

31 мая 1912 года монах Владимир переведён в Царицынский монастырь Святого Духа Саратовской епархии помощником казначея, а ровно через два месяца он был рукоположен во иеродиакона, а ещё пять дней спустя возведён в сан иеромонаха.

И уже в начале августа 1912 года он был назначен временно управляющим Свято-Духовского монастыря.

Столь стремительная «карьера» зосимовского подвижника объяснялась просто: предыдущим настоятелем этой обители являлся иеромонах Илиодор (Труфанов) – харизматичный лидер «народного гнева», который сначала прославился тем, что на улицах Царицына он и его люди отлавливали одиноких интеллигентов в очках и обливали их краской из вёдер.

Позже экстравагантный иеромонах создавал в городе собственный культ: «Есть неоспоримые факты, что я, живя среди вас, совершал чудеса, исцелял больных, предсказывал события на многие года вперёд…». 

Свято-Духовский монастырь, 1915 год. Фото: pastvu

Разумеется, вскоре церковное начальство решило не просто удалить из монастыря мятежного Илиодора, но и набрать новую гвардию.

И сам игумен Герман, осведомлённый о беспорядках в обители и Царицыне, посылает туда по требованию владыки лучших зосимовцев. Но два предшественника отца Владимира, сменившие авантюриста на посту настоятеля, известные подвижники Строков Александр Петрович и просветитель народов Крайнего Севера Иринарх (Шимановский), не смогли укротить бунтующую монастырскую паству.

Смог это сделать ученик преподобного Германа, который принял решение подготовить Свято-Духов монастырь к переформированию в женский. Присмиревшая монастырская братия стала буквально шёлковой, вспомнив все наставления святых отцов о послушании.

Результатом политики Владимира становится новое почётное назначение: весной 1914 года он принят на служение в Симбирскую епархию управляющим Соловецкой пустынью.

* * *

Вскоре после Февральской революции 1917 года  он принял решение вернуться  в родную Зосимову пустынь – к старцу Алексию. В этот период его авторитет был уже столь высок, что отец Герман назначает его братским духовником вместо ушедшего в полный затвор старца Алексия. С этого времени он работал обычным кровельщиком в Загорске, но все знали: этот тихий мужичок-трудяга является церковным духовником всех окрестных монахов, которые точно так же прятались от советской власти: кто в подпольных скитах, а кто и среди  обычных людей. 

Смоленская Зосимова пустынь, 1900-е. Фото: wikimedia commons

5 апреля 1931 года отца Владимира арестовали по делу «истинных христиан». Вернее, полное название дела – «Дело о Церковно-монархической организации „Истинное Православиеˮ в Московской области».

Подоплёка дела была проста: недовольство Декларацией митрополита Сергия, признавшего власть большевиков, привело к образованию движения «непоминающих», представители которого формально не порывали с митрополитом Сергием и Синодом, но не поминали их во время службы. Один из лидеров «непоминающих» протоиерей Валентин Свенцицкий и вовсе переделал каноническую молитву ектеньи: вместо «О богохранимой стране нашей, о властях и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте» стал возглашать «О многострадальней стране Российской, граде нашем – Господу помолимся!»

Разумеется, церковным расколом не могли не воспользоваться чекисты, которым был только нужен повод для новых репрессий.

Вскоре – в мае 1928 года – был арестован и сослан на три года в Сибирь мятежный протоиерей Валентин Свенцицкий. После этого репрессии посыпались на духовенство как из рога изобилия. Чекисты даже придумали звучное название – якобы существовавший в Москве подпольный «Всесоюзный центр церковно-монархической организации „Истинное Православиеˮ».

В следственном деле утверждалось, что «Всесоюзный центр» сумел за короткое время создать свои ячейки и филиалы почти на всей территории СССР. Его практическая работа якобы выражалась в повстанчестве, проведении террористических актов, массовых выступлений, изготовлении и распространении листовок, контрреволюционной литературы, пересылке за границу материалов о разгроме Церкви в Советском Союзе.

Вся богослужебная деятельность «истинных православных» была объявлена антисоветской: «Подчинив легальную церковную деятельность главной цели – нелегальной контрреволюционной работе – организация последовательно проводила принцип использования легальных возможностей для нелегальных целей: передвижение активных работников связи, распространение контрреволюционной литературы, организационная работа и пр. – всё делалось под видом назначения попов на приход и поездок за благословениями, рукоположениями и других „богоугодныхˮ целей».

И основное обвинение: «Руководящий центр, ставивший себе целью восстановление монархии путём вооружённого восстания крестьянства против Советской власти, методом подготовки вооружённого восстания избрал пропаганду своих идей под прикрытием религиозной пропаганды».

Вскоре в ОГПУ был издан циркуляр о необходимости расследования деятельности «монархической организации „Истинное Православиеˮ» в каждом советском регионе.

И в августе 1930 года было возбуждено новое дело «Церковно-монархической организации „Истинных христианˮ» в Московской области, состоящее из семи томов. Всего за несколько месяцев было арестовано более 100 человек, обвиняемые содержались в Бутырской тюрьме. По этому делу 17 священнослужителей были приговорены к расстрелу, остальные заключены в лагеря.

Бутырская тюрьма. Фото: pastvu 

А следом было возбуждено и второе следственное дело «О церковно-монархической организации „Истинных христианˮ» в Московской области», по которому было арестовано более 120 человек.

Именно в эту волну арестов и попал отец Владимир.

* * *

Сохранилась запись его допроса.

«Мне приходилось говорить с верующими об антихристе, но эти разговоры могли быть только шуточными, так как срок появления антихриста никому не известен и никакого знамения на этот счёт ещё не было. Появление советской власти я таким знамением не считаю, так как эта власть попущена Богом для наказания русского народа за грехи и для вразумления. Поскольку советская власть не признаёт никакого Бога, поэтому она и проводит политику гонения религии. Как долго будут продолжаться гонения – не знаю, всё это зависит от воли Божией… Виновным себя в предъявленном мне обвинении… не признаю, так как в антисоветской организации я не состоял… в разговорах об антихристе ничего противного советской власти с моей стороны допущено не было», – так объяснял свою позицию отец Владимир на следствии.

Вины, вменяемой ему органами ОГПУ, отец Владимир не признал.

Постановлением «тройки» от 6 июня 1931 года был приговорён к заключению в концлагерь на пять лет с заменой высылкой в Алма-Ату.

* * *

Скончался отец Владимир 3 марта 1933 года в лагере. Место его захоронения не установлено. Реабилитирован отец Владимир в 1958 году.

Определением Священного Синода от 27 декабря 2005 года игумен Владимир (Терентьев) был канонизирован в чине преподобноисповедника.

Преподобноисповедник игумен Владимир (Терентьев)
Преподобноисповедник игумен Владимир (Терентьев)

 

Читайте также