«Повреждённых очень много от таких старцев»

Это интервью священник Екатеринбургской епархии дал на условиях анонимности, потому что в епархии запрещено давать интервью без особого благословения правящего архиерея и потому, что среди паствы схиигумена Сергия (Романова), как он считает, «много людей небезопасных»

Схиигумен Сергий (Романов) в Среднеуральском женском монастыре в Свердловской области. Павел Лисицын / РИА Новости

Схиигумен Сергий (Романов) в Среднеуральском женском монастыре в Свердловской области. Павел Лисицын / РИА Новости

– Я как человек любопытный его знаю и даже одно время приезжал к нему, служил литургии. Кого-то очень притягивает такая линия псевдорусской духовности – я посмотрел, как они там молятся. Все приходили с утра на литургию и с оловянными глазами делали поклоны.

Отец Сергий – бывший милиционер, отсидевший 14 лет за убийство. Видимо, выживая в тюрьме, надо развить в себе психолога, чтобы людей видеть. И он видит. Я слышал, как он разговаривает с людьми состоятельными. Их сразу видно. Такой человек может приехать в сером пиджачке, но так скроенном и ладно сидящем… И вот отец Сергий с ними разговаривал, и удивительно, как человек быстро ведётся. Разговор, например, такой помню: «Вот ты же того-то знаешь, что он дом продаёт? Никогда не продаст. Там такой бесяра в нём сидит, такой наглый! Ко мне подходит, я говорю: пошёл отсюда! Взял чётки намоленные, по морде ему дал – смотрю, в угол забился! Передай ему, что бес не даст дом продать. Говорю: отдай мне этот дом, я там литургию буду служить, это огонь попаляющий…» И так далее в том же духе. На людей это действует очень сильно.

Про отца Сергия говорят, что какая-то поддержка есть. Потому что люди в удивлении приходят: как вообще его терпят? Мой знакомый, который туда съездил, рассказывает: вот вышел отец Сергий на проповедь. Сначала про жидомасонов, потом про евреев, потом зашёл в алтарь, достал шашку, открыл её перед народом и говорит: «Вот наш ответ евреям!». Другого священника за такое просто бы урыли!

–  Из алтаря шашку принёс?

– Да. Он же сидел за ДТП с гибелью и за разбой с убийством. Как его митрополит Викентий рукоположил вопреки всем канонам – не понимаю! Я был там в монастыре как-то с супругой и после спрашиваю у неё: что ты о нём думаешь? А она так между делом, занимаясь хозяйством: «Да ненастоящий он. Играет». Я даже удивился, как она за считанные минуты увидела.

Его сана стали лишать, думаю, потому что он призывал в проповеди офицеров к бунту против Путина, называя его слугой антихриста. Кому это понравится? Теперь он говорит, что у него казаки и тридцать тысяч офицеров. Думаю, это и послужило отправным моментом.

– Он много лет служит в епархии. Что же, всего этого не знают остальные священники? Что о нём говорят в священнической среде?

– Что за ним стоят какие-то силы во власти и большие финансы – посмотрите, какой монастырь он отстроил. Что человек он талантливый и властный. Как недавно я услышал в одном разговоре у клириков: «Отец Сергий, конечно, очень талантливый. Он человека, который пришёл к нему с неврозом, в считанные минуты до психоза доводит». Среди духовенства, понимаете, это единицы, у кого такое же подспудное «народное» благочестие, такая странная инфернальная «духовность». Но те, кто сломлен жизнью, кто слабый, те к нему идут, и он таких привечает. И такие люди в нём поддержку находят и уже отойти не могут. Но, говорят, по крайней мере, что те, кто из простого народа стал священником или дьяконом, очень почитают его.

Мой друг, игумен, говорит: сколько покалеченных людей из этого монастыря приходит! Это настоящая секта. Там стукачество под видом исповеди. Всё рассказывают друг о друге. Исповедоваться нужно только ему, а так как людей очень много и всех он принять не может, то все исповедуются перед его фотографией ровно в 5 часов, а он потом даёт разрешительную молитву. Наказания там есть. Он нормальную зону сделал, только с «духовной» составляющей.

Я помню, в епархию раз приехал, ко мне подошла такая дёрганая тетушка: «Батюшка, батюшка, исповедуйте меня срочно, исповедуйте!». Я говорю: «Ну давайте, в храм, что ли, пройдём, здесь не совсем уместно». «Батюшка, ну тогда я просто вам расскажу!» И начала про полный контроль и стукачество под видом исповеди. А сегодня вся епархия гудит, и у нас в храме в лавке этот же вопрос подняла реализатор. Я говорю тогда: отец Сергий – разрушенный человек, что с него возьмёшь? Но игуменья-то Варвара (Крыгина) – выпускница МГУ, кандидат психологических наук, работала в университете завкафедрой развития личности. И у неё родная сестра Нина из того же монастыря – тоже кандидат психологических наук, профессор. Они-то понимали, какую секту создают! Почему против этого не восстали? Совершенно нездоровая атмосфера…

– А почему не восстали?

– Я так понимаю, что это выгодно было, пока жареным не запахло. Они ведь только сейчас ушли. Но это ведь на протяжении скольких лет продолжалось! Только сейчас они поняли, что пахнет расколом и лучше быть игуменьей в РПЦ, чем игуменьей в расколе. Всем это понятно, и всё это дурно пахнет, вся эта псевдодуховность. Большинство священнослужителей всё это знают, в отличие от богатой паствы, спонсоров и покровителей отца Сергия. Понятно же, кто у нас в большинстве богатых: нувориши, кто понаглее, кто в комсомоле посты занимал – они так и остались в верхних слоях. Нет разборчивости у людей, душевного, духовного воспитания никакого нет. Для них наш схиигумен – представитель старчества и древней духовной православной традиции. И на этой неразборчивости он тоже очень хорошо играет.

Посмотрим, что теперь будет, как они себя поведут, когда противостояние приобретает политический характер.

– Думаете, его покровители теперь отступят от своего духовного наставника?

– Что-то заваривается, будем смотреть. Знаете, у меня за сегодняшний день ваш звонок – второй. Перед вами человек звонил – он совершенно не понимает этой ситуации и считает, что это «народ против структуры восстал». Я возражать вообще не стал, послушал только. Многие так к нему и относятся – как к борцу за веру и за справедливость, и будут так относиться. Ко мне в храм ходят две семьи, которые до этого окормлялись у него. По-видимому, пока деньги были – всё благополучно шло у них с отцом Сергием, а потом что-то разладилось, – не знаю. Они пришли ко мне в храм, и чувствовалось, что это люди, совсем далекие от церкви, но у всех чётки чуть ли не до пола – отец Сергий благословил Иисусову молитву читать. Сейчас они немножечко отошли от отца Сергия. Посмотрим, станут ли они верующими людьми.

– Состоятельные люди?

– Когда-то были состоятельные. Отец Сергий как раз с состоятельными умело работает. У многих людей, особенно в этом круге наших околоцерковных нуворишей, слышишь: «у меня духовный отец – отец Сергий». Ведь и в их среде это что-то особое значит – приобщённость некоей святости. Кто в банке работает, кто золотом занимается. Скорее всего, у него есть подвязки в силовых структурах: не случайны эти разговоры об офицерах и казаках. У нас владыка – политик замечательный. Посмотрим, насколько бескровно у него получится разобраться с этой ситуацией. Сам я, знаете, рад, что эта информация об отце Сергии стала ко мне доходить, когда я уже стал зрелым и понял, что мир делится не только на белое и чёрное. Если бы я это в молодости узнал, то, наверное, потерял бы веру.

– А поддерживают ли выступление схиигумена Сергия клирики нашей епархии?

– Подавляющее большинство имеют примерно ту же точку зрения, что и я. Исключения есть, конечно, но это такие маргинальные батюшки. Мне недавно один священник звонил, он сейчас в другой епархии, а раньше был в нашем Троицком соборе. К нему пришла женщина, которой отец Сергий какую-то ахинею наговорил, благословил идти в монастырь и так далее. Это ведь кому-то и психологически тяжело – отменять благословение, пусть даже псевдостарца. Батюшка этот боится, что, если в жизни той женщины что-то не заладится, она может подумать: это потому, что я благословение старца нарушила, а молодой поп меня подтолкнул, чтобы я нарушила, может, надо было в монастырь… Зная эти немощи, я вообще избегаю советы давать. А у молодого этого священника теперь трагедия: как поступить? Ну он сомневался-сомневался, да и сказал ей идти в монастырь, но не к отцу Сергию, а поближе к дому. А она не готова, у неё внуки и ещё что-то. Это же судьба человека творится чужими руками.

Повреждённых очень много остаётся от таких старцев.

Читайте также