Икона в городе

Икону «Спас Борисоглебский» на ежегодном крестном ходу несут 30–40 взрослых мужчин. Для них важны чувство локтя и физический подвиг. Фотограф Татьяна Никитина несколько лет документирует путь иконы и общается с участниками крестного хода.

Текст и фото: Татьяна Никитина

Икона Спаса Всемилостивого, созданная в XVII веке, находится в соборе Воскресения Христова города Тутаева (Россия, Ярославская область) и является известнейшей иконой Ярославской митрополии, почитается православными как чудотворная.

Размеры иконы велики (около 3 м в ширину и высоту). Образ Спасителя на иконе тёмен и едва различим: его правая рука благословляет, а левая держит раскрытое Евангелие.

Существует традиция проползать на коленях под иконой в специально устроенной нише под ней. В связи с переносом богослужений из летнего храма в зимний икону также перемещают. Перенесение в летний храм происходит в воскресенье перед днём празднования перенесения мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари (22 мая). Дата перенесения в зимний храм – воскресенье перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября).

Начало Крестного хода в г. Романове-Борисоглебске. Вынос иконы Всемилостивого Спаса с территории Воскресенского Собора.
Перенесение иконы Всемилостивого Спаса из зимнего храма в летний храм Воскресенского собора.

Каждое лето совершались два крестных хода с иконой «Спас Борисоглебский»: один – по Борисоглебской, а другой – по Романовской части Тутаева. Первый крестный ход был установлен в 1793 году после возвращения иконы из Ростова Великого, в котором она находилась с 1749 года. Второй – в 1888 году в честь 900-летия крещения Руси. На крестные ходы съезжалось большое число паломников. Крестный ход начинался после поздней литургии. Образ устанавливался на носилках, которые имели право нести только мужчины (обычно требовалось 30–40 человек). Традиция крестных ходов с образом «Всемилостивого Спаса» прервалась в советское время и была возобновлена в 1989 году.

Молебен во время перенесения иконы Всемилостивого Спаса из летнего храма в зимний храм Воскресенского собора г. Романова-Борисоглебска.
Окропление водой мужчин, несущих икону Всемилостивого Спаса. Когда заканчивается вода в канистрах, взятых на крестный ход, её набирают из колонок по ходу шествия.
Крестный ход. Переправа через Волгу на Романовскую сторону.

Крестный ход совершается по строго установленному порядку: на Романовскую часть города шествие с иконой переправляется через Волгу на пароме. Икона Спасителя должна «благословить» каждую церковь этой части города. После переправы и молебна на пристани крестный ход направляется к городским земляным валам на территорию древнего городища – в колыбель города Романова. Именно здесь угличский князь Роман Владимирович основал в 1283 году город-крепость и дал городу свое имя.

Окропление водой местных жителей, встречающих шествие с иконой Всемилостивого Спаса. Крестный ход по Романовской стороне.
У Крестовоздвиженского собора. Крестный ход по Романовской стороне.
Общая трапеза у церкви Спаса Нерукотворного Образа и архангела Михаила (Спасо-Архангельской церкви). Крестный ход по Романовской стороне.

Здесь же совершается молебен у древнего Крестовоздвиженского собора. Далее народ посещает Вознесенскую церковь и по дороге в сторону Леонтьевского кладбища совершает молебен у стены тюремного замка. У ворот кладбища снова совершается молебен, и духовенство с паломниками проходят на территорию к могиле почитаемого старца архимандрита Павла Груздева, некогда проживавшего на этом левом берегу города после того, как его родная деревня под Мологой попала в зону затопления и они с отцом, разобрав дом, сплавили его по Волге до Тутаева, где снова и собрали.

У Крестовоздвиженского Собора. Крестный ход по Романовской стороне.
Передвижная колокольня и остановка у дома Архимандрита Павла Груздева. Крестный ход по Романовской стороне.
На пристани после переправы через Волгу на Борисоглебскую часть города.

Потом шествие подходит к дому отца Павла, где снова совершается молебен. Далее крестный ход с молебном посещает церковь Тихона Амафунтского, после чего направляется в Троицкую и Покровскую церкви. У Спасо-Архангельской церкви совершаются молебен и общая трапеза. После небольшого отдыха шествие оказывается на одном из самых живописных берегов города, у Казанской-Преображенской церкви, для совершения молебна. Сделав чуть далее остановку у памятника святого Феодора Ушакова, возвращается к переправе: с парома крестный ход отправляется к Воскресенскому собору, с песнопениями обходит вокруг него, и икону торжественно возвращают в летний храм.

У переправы через Волгу.
Крестный ход по Борисоглебской стороне. Икону несут с парома к Воскресенскому Собору.

Михаил Ломов, г. Кострома, участник Крестного хода: «Отправным событием к моей истории с крестным ходом и несением иконы стала книга об архимандрите Павле Груздеве. После её прочтения я начал периодически приезжать в Тутаев. И вот пять лет назад прихожане Воскресенского собора пригласили меня поучаствовать в крестном ходе, а через некоторое время предложили и нести икону Спасителя. Думал, что нести будет легко: около 40 мужиков, неужели не смогут пронести икону?! Путь и географию движения я ещё не знал. А оказалось очень тяжело: выдохся я, ещё не доходя до парома. После первого храма на другой стороне Волги поменялся с каким-то крепким парнем. Обратно довелось нести икону ближе к окончанию шествия, после общей трапезы, до этого никто не хотел меняться.

Водосвятный молебен около Воскресенского собора. Сокращённый крестный ход (вокруг Воскресенского собора) по Борисоглебской стороне.
Дорога с пристани к Воскресенскому Собору. Михаил Ломов - участник крестных ходов 2019 и 2020 годов, в центре фото, в белых брюках.
Молитва у иконы Всемилостивого Спаса. Сокращенный крестный ход (вокруг Воскресенского Собора) по Борисоглебской стороне.

Почему я пятый год приезжаю в Тутаев на крестный ход? Во-первых, вера и совместная молитва. Это, конечно же, основные причины. Во-вторых, так складываются обстоятельства, в последние пять лет в это время у меня отпуск. В-третьих, каждый год теперь я и те люди, с которыми мы вместе приезжаем, ждём этого. В-четвёртых, люди, которые несут икону Спасителя, как мне кажется, настоящие мужчины. И между нами образуется какая-то правильная взаимосвязь, какой-то дух мужской, настоящий. Ощущение на душе очень хорошее, благодатное. Чувство, что ты сделал нужное, большое, хорошее, мужское, необходимое дело и ты не один, чувство локтя, коллектива. Во время крестного хода физически, конечно, я испытываю усталость и жажду. Верно о. Василий, настоятель Воскресенского собора, говорит, что несение иконы – это маленький подвиг. Да, для меня это маленький христианский физический подвиг".

Возвращение иконы Всемилостивого Спаса в летний храм Воскресенского Собора после крестного хода.
Возвращение иконы Всемилостивого Спаса в летний храм Воскресенского Собора.
Возвращение иконы Всемилостивого Спаса в летний храм Воскресенского Собора.
Читайте также