И что же он сказал
А патриарх, действительно, считает, что есть проблема. Человек и его права в цивилизованном мире высоко ценятся в наш гуманный век. Порой даже слишком. Такого рода взгляды не вызывали бы у него реакции, если бы «многие христиане их не приняли и не поставили права человека выше, чем слово Божие». Логика простая: люди плохо умеют договариваться, они придумали права, чтобы была какая-то норма для договора, но Бог выше всякой нормы, Он точно знает, как лучше. Если ты думаешь иначе, то ты веришь в какого-то иного бога – ручного, недоделанного, пасующего перед мощью цивилизации и абсолютной ценностью прав человека. Пусть бог мне друг, но конституция дороже – вот, что патриарх называет ересью.
При этом надо понимать, что это не заявление в палате парламента, а проповедь в храме перед теми, кто понимает, к чему апеллирует патриарх. По крайней мере, должны бы понимать.
– Нужно различать слово пастыря на богослужении и общественные государственные высказывания, которые касаются только юридических аспектов защиты прав человека, – считает декан религиоведческого факультета Свято-Филаретовского института Маргарита Шилкина. – И тогда каждый будет заниматься своим делом: церковь проповедовать путь спасения, а государство защищать гражданские права. Человеку как личности нужно и то, и другое.
Ничего нового
Кроме того, ничего нового от патриарха мы не услышали. Церковь уже тысячи лет проповедует против сервилизма, идолопоклоничества и прочих излишеств. Феномен христианской веры состоит в том, что ради Бога человек должен сделать для другого гораздо больше, чем тот обеспечен по некому праву. Любовь ставится выше закона. Если же с тебя что-нибудь требует закон, то будь добр исполнять, так как любовь не бесчинствует и кесарево положено отдавать кесарю.
– Богочеловечество может быть подменено человекобожеством, – предостерегает известный богослов священник Георгий Кочетков. – Когда решающую роль в жизни, в ее становлении, развитии, продвижении вперед к Царству Небесному играет не свободное и творческое единение, синергия божественных и человеческих сил, а когда человек определяет свой путь независимо от Бога, не различает добра и зла, не знает, что такое грех и как с ним бороться.
Отец Георгий посмотрел на вопрос глубже. Он считает, что «Современное секулярное общество признает права человека сами по себе, независимо от источника, который их определяет». И вспоминает известного мыслителя и богослова начала ХХ века Николая Бердяева, который так же критиковал гуманизм и писал, что «в церковном ответе на ересь гуманизма должна раскрыться истина о творческой природе человека».
То есть права – это минимальный уровень, граница, за которой уже не жизнь, а скотный двор. Но человек призван к большему и безусловно способен на это.
Нулевой уровень критического восприятия
История оказалась очень проста, если разобраться. Интересно только, понимает ли наше человеколюбивое сообщество, откуда шум? Известно, что новость – это если человек кусает собаку, а не наоборот. Можно прямо исказить слова патриарха, интерпретировать всячески и быть уверенным, что тебе за это ничего не будет. РПЦ в суд на тебя не подаст – ещё больше проиграет, на закон об оскорблении чувств не сошлётся – скомпрометирует себя репрессивными методами, а промолчит – значит сказать нечего. Таким образом патриарх – известный в России человек – попадает в ловушку и становится отличной куклой для битья. Можно ли иметь в таких условиях высказывать собственное мнение?
Вот Давид Гзгзян, действительный член Межсоборного присутствия РПЦ, считает, что «люди не настроены ничего понимать».
– У патриарха нет никакого покушения на гуманистический принцип, то есть на принцип человеколюбия, – говорит Гзгзян. – Все библейское откровение против идолопоклонства. Если человек становится идолом – это плохо, потому что это покушение на свободу человека и его достоинство, кстати говоря, на гуманистические ценности. Идолопоклонство человека унижает.
Таким образом, вся шумиха – это похвала лени человеческого ума.
Так что давайте читать источники. У нас есть на это полное право.