Мы мало знаем об иудеях. А там, где человек мало знает, рождаются страхи, слухи, недоразумения. Тем более, если речь идет о границах пространств. О том, как верующие иудеи воспринимают войну, мы поговорили с историком, специалистом по средневековому иудаизму Борисом Рашковским.
– Первый вопрос про мифы. Если все, что написано про иудеев в Ветхом Завете актуально, то они страшнее ИГИЛ, которые запрещены в России как террористы. Там так же вырезаются целые города с женщинами и детьми, побиваются камнями грешники и так далее. Насколько это все реально и актуально для современного иудаизма?
– Этот вопрос уходит корнями в христианскую и европейскую культуру, для которых характерно радикальное противопоставление Ветхого и Нового заветов. В первом из них, по широко распространенным представлениям, Бог воспринимается как добрый, в другом – как злой. Говоря о «жестокости» войны во времена Ветхого завета и вообще о войне в ТаНаХе (Еврейской Библии – «С»), мы должны в первую очередь иметь в виду основные концепты еврейской культуры и иудаизма, главным из которых является Тора. Термин Тора обозначает весь комплекс религиозного законодательства иудаизма. Он имеет два основных значения. Существует понятие «письменная Тора». Под ней понимается текст Пятикнижия, включающий в себя повествовательные элементы и религиозное законодательство – 613 заповедей – мицвот. Кроме Письменной Торы, существует также устная Тора или комплекс традиций, преданий и толкований, помогающий практически выполнять законодательство Торы в повседневной жизни. Основные документы Устной Торы – Мишна, Вавилонский и Иерусалимский Талмуды, респонсы (или собрания ответов по религиозно-правовым вопросам) являются главными источниками иудейского религиозного права – галахи. Так вот, современная практическая Галаха не занимается вопросами отношений израильтян с народами древнего Ханаана, которые согласно заповедям Торы, должны были быть уничтожены. Еврейские священные тексты говорят о том, что эти народы были уничтожены не только потому, что Бог хотел отдать их землю израильтянам, но за конкретные проступки морального рода: служение идолам, человеческие жертвоприношения, убийства и прочие грехи. Именно поэтому Тора предупреждает, что с евреями может произойти то же самое: они так же могут быть завоеваны и частично истреблены за те же самые грехи. И в еврейской истории не раз случалось так, что народ оступался и нес за это тяжелую кару. Поэтому, когда люди пытаются найти в книге «Второзакония» или в книге «Иисуса Навина» какие-то идеи, оправдывающие геноцид, здесь всегда нужно помнить о том, что об угрозе подобного рода Бог предупреждает и самих евреев.
– Насколько эти предостережения актуальны для иудеев на сегодняшний день? Ведь грехи, которые в Законе называются смертными, они до сих пор пребывают в мире в окружающих народах, как и в тех истребленных хананейских.
– Поскольку семь хананейских народов и амаликетяне не существуют в наше время, то никакие требования библейского законодательства в отношении них не применимы. Например, в условиях нынешнего израильско-палестинского конфликта.
– Это религиозный конфликт или политический?
– С точки зрения части галахических авторитетов это и религиозный, и политический конфликт. Но вовсе не обязательно он должен разрешаться теми же средствами, о которых мы с вами сейчас говорили.
– Понятно. Но все же, откуда столько жестокости в Торе?
– Текст Письменной Торы является не только основополагающим законом иудаизма, но также ещё и памятником культуры Древнего Ближнего Востока. Это исторический документ, который описывает в том числе и то, как происходили войны в ту эпоху. Надо сказать, это было достаточно жестоко. Но жестокость книги «Иисуса Навина» не страшнее, чем жестокость «Илиады» Гомера. Мы ужасаемся, как Бог велит израильтянам прогнать, истребить, уничтожить каких-нибудь хананеев, но при этом автору «Илиады» по этому поводу претензии не предъявляем. На мой взгляд, это немного странно. Кроме того, в еврейской Библии есть примеры жертвенной любви к другому, в том числе к инородцу. В книге «Руфи», мимо которой последующая европейская и христианская культура прошла, моавитянка Руфь искренне полюбила свою свекровь иудейку Наоми и, благодаря этому, она была принята в иудейское сообщество. И это, несмотря на то, что в Торе прямым текстом говорится: моавитяне даже в десятом поколении не войдут «в общество Господне». К слову, Руфь потом стала бабкой царя Давида.
– Сегодня мусульман часто обвиняют в экстремизме в связи с радикальными исламскими группировками, поэтому многие учителя ислама вынуждены как бы оправдывать свою религию, разъясняя многие вещи, в частности, объясняя разницу между джихадом сердца, джихадом языка и джихадом меча. В отношение иудеев ситуация не такая: мало кто интересуется и мало кто объясняет этих вещей.
– Иудаизм действительно знает понятие священной войны. Но есть разграничение: сакральная, священная война против хананеев, завоевание земли Израиля и профанная война по любым другим политическим соображениям.
– Большинство (если не все) войны так или иначе связаны с этим понятием патриотизма, патриотической риторикой даже. Вот есть ли в иудаизме понятие патриотизма и если есть, то в чем оно заключается?
– Это вопрос еврейской диаспоры: как в религиозно-правовом смысле соотноситься с государствами и народами, среди которых евреи живу? В еврейском религиозном праве есть такой принцип: «закон государства – это закон». Что это означает? Это закон государства, в котором живут евреи для них обязателен, до тех пор, пока он не требует от них отказа от своей веры и не противоречит заповедям иудаизма. Таким образом, евреи имеют право и обязанность защищать с оружием в руках страны, в которых они живут. Но Первая мировая война, например, воспринималась в еврейской культуре как одна из величайших трагедий. Для европейского еврейства она была также войной гражданской: французские евреи вынуждены были стрелять в евреев немецких, немецкие евреи в – итальянских и русских. Очень много тогда было записано фольклорных сюжетов, связанных с участием иудеев в войне враждующих друг с другом армий.
– Действительно, это ужасно. Но само понятие патриотизма в иудаизме присутствует?
– Иудаизм разрешает евреям исполнять воинский долг в отношении стран, в которых они живут, но в категориях иудаизма нет эквивалента европейскому понятию о патриотизме.
– Будем двигаться дальше. Надо прояснить ситуацию вокруг заповеди «не убий».
– В иудаизме и еврейской Библии есть несколько понятий или терминов, которые означающих разные виды убийства. Текст шестой заповеди Декалога звучит на иврите как «аль тирцах» и подразумевает собой запрет на «рецах» (ивр. «злодейское убийство с умыслом»). Однако, иудаизм не запрещает убийство на войне с целью защиты своей жизни или жизни других людей.
– Был вопрос про духовную власть в отношении убийства. Есть ли такое явление, когда благословляют на войну или благословляют убивать.
– Такие категории в иудаизме отсутствуют. В иудаизме есть понятие заповеди, то есть требования Бога к человеку. Понятия о различии духовной и светской власти иудаизму неизвестно.
– На Ваш взгляд, что самое главное для верующего иудея на войне?
– Для верующего иудея на войне, как и для любого другого человека, не зависимо от вероисповедания самое главное – выжить, не быть убитым.