Цензура в России необходима, в том числе и в церкви, «щепетильная» и «не обижающая человека», такое мнение высказал настоятель храма-музея святителя Николы в Толмачах (при Государственной Третьяковской галерее), член Патриаршего совета по культуре протоиерей Николай Соколов. В выходные он принял участие в фестивале «Преображенские встречи», проходившем в КВЦ «Скольники». «Цензура нужна. Я не имею в виду только церковь. Ведь если мы будем свободно допускать все что угодно в нашей грешной голове и сердце, на бумаге и на телевидении, то можно с ума сойти», – сказал он, отвечая на вопрос одного из участников дискуссии о том, «нужна ли в кавычках “духовная” цензура для культуры, и какова может быть стратегия церкви в спорных, противоречивых ситуациях или по поводу периодически возникающих скандалов, таких как «Матильда», «Тангейзер» и так далее». Что касается церкви, по его словам, «цензура нужна, чтобы не допустить нарушений, которые люди подчас допускают, не зная традиций церкви, истории церкви, не зная просто элементарных моментов, связанных с историей России». Будучи также преподавателем Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, отец Николай поделился, что даже студенты православного вуза зачастую имеют низкий уровень знаний. «Я сам педагог, мои студенты, сегодняшние выпускники, они плохо знают Символ веры», – посетовал он. В этой связи он назвал «правильным вовремя одернуть человека», который совершает ту или иную ошибку. «Цензура должна быть, так сказать, очень щепетильной и не обидеть человека», – сказал священник. «Все, что связано с этими скандалами (вокруг «Матильды» и «Тангейзера»)... но ведь церковь-то не спрашивали, понимаете», – подчеркнул он, обращаясь к аудитории фестивальной площадки «Церковь и культура». «Пожалуйста, смотрите (фильм – прим А. Ф.)… Кому нужно, пусть смотрят», – сказал священник. «Но я не видел его, как я могу осуждать фильм, не видя его? Я, может, не пойду его смотреть, потому что не хочу, чтобы образ царя страстотерпца был чем-то омрачен», – добавил протоиерей. «Я встречался с людьми, которые входили в состав его свиты, и были фрейлинами императрицы, которых выгнали оттуда, потому что они не отдались Распутину. Вот и всё. Давайте про это тоже напишем. Почему мы молчали, когда другие фильмы выходили, где церковь тоже очень неприглядной была? Сейчас очень модно о церкви говорить. Церковь и святых не нужно защищать, они сами прекрасно себя защищают, они молятся о нас. Поэтому, если есть воля Божья, фильм никогда не будут смотреть люди верующие», – убежден настоятель храма-музея святителя Николы в Толмачах. Он также отметил, что «официального заявления ни патриарх, ни Синод» не делали по этому поводу, «высказываются лишь отдельные священники, поскольку мы ближе к вам, как говорится». «Не нужно вступать в полемику, она вредная сегодня», – полагает протоиерей. «То, что не от Бога, так или иначе пропадет. Ну выйдет фильм, ну посмотрят его, забудут его», – уверен он. «Мы должны сказать: да, это нам неприятно. Это наше право, так сказать. Никто это не осудит. А драться за то, что и как делать…», – сказал отец Николай. При этом он напомнил о ситуации 90-х годов, когда приходилось бороться с некоторыми музейными экспонатами. «У меня много было событий с музейными экспозициями, которые возмущали и меня, и других на протяжении многих лет, я вынужден был, как священник, настоятель храма, обратиться к руководству музея, чтобы эту гадость убрали из стен Третьяковский галереи, правда, не старого здания, а нового. Там страшные вещи висели в 90-ые годы – и матерные выражения, и порнография, и все что угодно. Ну, слава Богу, убрали. Перестали позориться. Поэтому все можно сделать, и не было никаких заявлений крупных, поэтому при взаимном уважении друг к другу, при правильном отношении, можно было бы вполне не подымать эту волну полемики, которая ничего хорошего не дает, только разделяет по разные стороны баррикад», – сказал протоиерей Николай Соколов. _____
* III ежегодный международный православный фестиваль «Преображенские встречи. Время новой соборности», прошедший 19-20 августа в КВЦ «Сокольники», был посвящен столетию начала работы Поместного собора 1917-1918 годов – уникального и по составу участников, и по принятым решениям, многие из которых до сих пор не воплощены в жизнь. Более двух тысяч участников обсуждали, как продолжить прерванную традицию не столько по форме, сколько по смыслу и духу, какие новые пути созидания соборности возможны сегодня, как в первую очередь возрождать не деятельность структур, а саму жизнь христиан.
В фестивале приняли участие миряне и священники, историки, журналисты и писатели, известные деятели искусства, представители христианских движений из России, Италии, Франции, Германии, США, Чехии, Латвии. Среди гостей форума первый заместитель председателя Синодального миссионерского отдела игумен Серапион (Митько), член Патриаршего совета по культуре протоиерей Николай Соколов, заведующий кафедрой церковной истории СПбДА профессор протоиерей Георгий Митрофанов, член совета Фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» Елена Садовникова, предводитель Российского дворянского собрания Олег Щербачев, директор центра методологии социальных исследований РАНХиГС Дмитрий Рогозин, режиссеры Андрей Смирнов, Александр Котт («Брестская крепость», «Елки 2,3,5», «Охотники за бриллиантами»), Дарья Виолина («Дольше жизни»), создатель и директор информационного портала «Такие Дела» Дмитрий Алешковский.
** Фильм «Матильда» посвящен судьбе балерины Матильды Кшесинской, в которую был влюблен будущий император Николай II. Главную роль сыграла Михалина Ольшанска из Польши, Николая II – немецкий артист Ларс Айдингер. В широкий прокат картина должна выйти 25 октября. Режиссер Алексей Учитель не раз заявлял, что удивлен по поводу ажиотажа вокруг его фильма, который еще даже никто не видел.
Ранее, по сообщению РИА Новости, представители общественного движения «Царский крест» назвали «Матильду» «антироссийской и антирелигиозной провокацией», а депутат Госдумы Наталья Поклонская попросила генпрокуратуру проверить картину. По ее словам, специалисты и ученые сделали комплексную экспертизу материалов фильма, которая показала, что созданный в «Матильде» образ не соответствует образу канонизированного РПЦ императора Николая II.