Если нынешние православные люди при слове «собор» первым делом вспоминают некий большой красивый храм, то в древние времена собором именовалось собрание людей. В данном случае не просто людей, но ближайшего окружения Пречистой Девы Марии, её семьи. Согласитесь, это логично – на следующий день после Рождества Христова вспомнить и Ту, благодаря Которой Спаситель появился на свет, а заодно и членов Её семьи.
Прежде всего это, конечно, обручник Иосиф – законный супруг Богородицы. Из текстов Священного писания мы узнаем, что выбор супруга для Марии не был случайным. Если проследить цепочку предков, то становится ясно, что Иосиф – потомок праотца Авраама через нить 42 поколений (14 родов от Авраама до Давида, затем ещё 14 от Давида до переселения их рода в Вавилон и 14 до рождения Христа).
Иосиф был человеком с добрым сердцем. В Евангелии говорится: «По обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Её, будучи праведен и не желая огласить Её, хотел тайно отпустить Её. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго..» (Мф 1: 18–20).
Известна и профессия Иосифа – плотник. Плотником стал и Иисус. Правда, стоит уточнить, что греческое слово «тектон», которым обозначалась профессия Иосифа, в то время могло служить названием не только мастеров по работе с деревом, но и строителей. Наверное, это хорошо объясняет, почему в речах Иисуса так много строительных терминов и метафор.
Также профессия строителя предполагала знание грамоты, и евангелист Лука прямо пишет, что даже в детстве Иисус умел писать и читать: об этом свидетельствует рассказ о том, как Он проповедовал в назаретской синагоге. «И пришёл в Назарет, где был воспитан, и вошёл, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; Он, раскрыв книгу, нашёл место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем...» (Лк 4: 16–18).
Также в Евангелиях неоднократно упоминаются «братья и сёстры Иисуса», а Евангелист Марк даже сообщает их имена: «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сёстры?» (Мк 6: 3).
Из всех сводных братьев и сестёр Иисуса известен Иаков – апостол, автор Соборного послания Иакова, в котором употребляется знаменитая фраза «Вера без дел мертва», а также апокрифического «Протоевангелия Иакова», рассказывающего о Рождестве Пресвятой Богородицы, Её введении в Иерусалимский храм и о событиях, предшествовавших Рождеству Спасителя.
Кроме того, апостол Иаков оказался в числе немногих, кому Христос явился вскоре после Своего Воскресения (об этом рассказывает апостол Павел в Первом послании к Коринфянам, 15: 7). А в книге Деяний святых апостолов упоминается, что апостол Иаков стал первым епископом Иерусалима. Смерть Иаков принял в преклонном возрасте от иудеев, сбросивших его с паперти Иерусалимского храма за свидетельство о Христе.
Ближайшим учеником Христа стал и его сводный брат Иуда Иаковлев, иначе называемый Леввей (или Фаддей).
Возможно, именно этот Иуда является автором Соборного послания святого апостола Иуды (автор этого послания именует себя «рабом Иисуса Христа, братом Иакова»). В этой книге, одной из самых коротких в Новом завете, можно увидеть зачатки учения о Святой Троице и размышления о скором и неизбежном Страшном Суде.
Иуда, согласно его житию, обошёл с проповедью всю территорию Ближнего Востока и дошёл до самой Персии, где и принял мученическую смерть: апостол Иуда был распят на кресте и пронзён стрелами.
* * *
Установление праздника
Кому-то это может показаться странным, но в Священном писании нет ни единого упоминания о точной дате рождения Спасителя нашего Иисуса Христа. (Можно лишь предположить, что это действительно произошло в начале зимы, ведь родители Христа Иосиф и Мария шли в Вифлеем, чтобы принять участие в переписи населения, а перепись могли проводить только после сбора урожая.) Но евангелисты не просто позабыли записать точную дату рождения Христа: дело в том, что у древних иудеев вообще не было обычая отмечать свои дни рождения. Более того, праздника Рождества не было и у ранних христиан, которые отмечали только праздник Богоявления, совмещающий в себе и Боговоплощение, и Крещение Господне. Только в первой половине IV столетия при папе Юлии I был установлен праздник Рождества как альтернатива римскому языческому празднику Sol Invictus – «Солнца Непобедимого», который праздновался в день зимнего солнцестояния, символизирующего отступление тьмы и победу света. У христиан же благодаря пророку Малахии выражение «Солнце Правды» стало одним из наименований Христа, потому и установление Рождества именно 25 декабря имело важное миссионерское значение.
Наконец, в 681 году на VI Вселенском соборе было установлено и празднование Собора Пресвятой Богородицы – как напоминание о важности семейных уз.
* * *
Мнение экспертов
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Когда мы говорим, что Рождество – семейный праздник, это не просто дань некоей светской традиции отмечать день сей в кругу семьи, но ещё и наполненное великим смыслом почитание семейных отношений. Сам Господь, Его Пречистая Матерь жили в семье. И семья – это колыбель, в которой воспитываются дети, в которой оттачиваются человеческие отношения.
Нет более сложных отношений, чем между мужем и женой, потому что эти отношения претерпевают множество испытаний. Ведь никто больше постоянно не живёт бок о бок друг с другом. Когда мы приходим на работу, мы с кем-то некоторое время общаемся, а потом уходим в семью. Но в семье мы пребываем всегда, и в семье мы такие, какие есть на самом деле. Семья снимает все условности, разрушает все предрассудки, и непросто воспринимать человека таким, какой он есть, потому что есть в этом не только хорошее, но и плохое.
Что же сохраняет семью перед лицом этой ничем не приукрашенной реальности? Существует только одна сила, которая может соединять людей, живущих друг с другом, – это сила любви.
Вот почему мы молимся сегодня о семьях – о мужьях и жёнах, о детях, о бабушках и дедушках, обо всех, кто соединён семейными узами. Да благословит Господь жизнь наших семей! Да укрепит Господь каждого члена семьи и да умудрит, чтобы он дорожил этой великой общностью и никогда не ставил под сомнение её ценность, – даже тогда, когда отношения между членами семьи проходят через испытания! И дай Бог, чтобы эти испытания никогда не кончались разрушением святых и Богом благословенных семейных уз. Живя в семье, каждый совершает маленький подвиг, и если он совершает его достойно, то семья крепкая, сильная, и она способна пройти через все испытания – и внешние, и внутренние. В таких семьях и формируются сильные личности, способные на подвиг».