В историю политических репрессий это дело вошло как «расстрел одиннадцати мучениц Карлага». Главной же в этой женской компании была Наталия Сундукова – дочь обычного священника из села Алёшкина Похвистневского района Куйбышевской области.
В начале 30-х годов её семья была раскулачена и выслана в город Сталинабад в Таджикской ССР.
В апреле 1939 года Наталия Сундукова была арестована в Сталинабаде по обвинению в руководстве «контрреволюционной ячейкой церковно-монархической организации ИПЦ».
Из материалов дела: «Сундукова являлась организатором и руководителем контрреволюционной ячейки церковно-монархической организации “Истинная Православная Церковь” в городе Сталинабаде, вела антисоветскую контрреволюционную агитацию... Сундукова в предъявленном ей обвинении виновной себя признала... Её агитация была направлена против мероприятий соввласти: выборов в советы, советских праздников, вождей партии и правительства. Этим же занималась и в с. Алешино, откуда и была выслана в г. Сталинабад по вышеуказанной статье».
В январе 1940 года она была приговорена к пяти годам лишения свободы. Вскоре Наталью Ивановну этапировали в Карлаг НКВД – один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей СССР, расположенный в Карагандинской области.
Как сказано в характеристике, «ни одного дня не работала, категорически заявляя, что она в Карлаг не вербовалась, на антихристов работать не будет». Более того, в одном из лагерных пунктов она организовала небольшую религиозную общину: женщины вместе жили и вместе молились, пытаясь выжить в нечеловеческих условиях.
Из обвинительного заключения: «все арестованные с момента прибытия в Карлаг НКВД в контрреволюционных целях без всяких на то оснований систематически отказывались от работы в лагере, проявляя контрреволюционный саботаж... Наряду с этим обвиняемые среди заключённых проводили антисоветскую пропаганду, используя при этом религиозные предрассудки...»
* * *
Вторым организатором «ячейки церковно-монархической организации» была признана Наталия Тихоновна Силуянова, которая родилась в 1905 году в семье священника в селе Каширском Воронежской губернии. Наталья Тихоновна окончила 4 класса сельской школы. Затем вышла замуж, родила троих детей. Будучи крестьянкой-единоличницей, в колхоз не вступала. В 1933 году была раскулачена. И стала организатором настоящего православного братства при храме села Кондрашкина: местных большевиков она не на шутку перепугала, когда организовала сельчан на защиту бывшего ктитора Иосифа Ивановича Серганова, арестованного чекистами. В итоге за решёткой оказалась она сама – как главная обвиняемая по делу № 2304 «Групповое дело контр/рев. монархической группы Серганова И.И. и др.».
Из материалов дела: «Ночами приходила в дом Зазвоных Елены Михайловны и вместе с другими молилась. Собирала по домам продукты для Серганова И.И., вынужденного жить подаянием, и относила к нему».
Судебная коллегия Воронежского областного суда приговорила Силуянову к 5 годам исправительно-трудового лагеря с поражением в правах на 3 года.
* * *
Ещё один организатор – святая мученица Варвара Дмитриевна Деревягина – родилась в 1912 году в селе Бурминка Ряжского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Дмитрия Ивановича Назина. Училась в церковно-приходской школе. В 1926 году её выдали замуж, она родила ребёнка, но из-за того, что супруг был атеистом, она вернулась в родительский дом и посвятила свою жизнь молитве и служению Богу.
После закрытия в 1937 году храма в Бурминке верующие начали собираться по домам на общую молитву, ходили на богомолье в действовавшие храмы в Скопин и Рязань, устраивали паломничества в немногочисленные окрестные храмы, пусть закрытые, но ещё не разрушенные новой властью.
В июне 1940 года все христиане села были арестованы по обвинению в участии в «антисоветской группе церковников» (неформальным лидером группы был признан Дмитрий Иванович Назин).
Варвара отказалась подписать протокол следствия и отвечать на вопросы. На суде она заявила:
– Виновной себя ни в чём не признаю, в колхозе никогда не состояла... Я являюсь верующим человеком, буду в Бога верить и буду молиться.
Судебная коллегия Рязанской области приговорила Варвару Дмитриевну к восьми годам заключения. Её отец Дмитрий Назин был расстрелян.
* * *
Вместе с Варварой Деревягиной в Карлаге оказались и ещё четыре жительницы села Бурминка – святые мученицы Евдокия Назина, Анна Боровская, Матрона Наволокина и Евдокия Гусева, которые также проходили по групповому «делу Назина Д.И. и др.».
Все четверо были задержана в деревне Чалино Пронского (ныне Скопинского) уезда Рязанской области. Женщин обвинили в «антисоветской агитации» за то, что они, когда шли на богомолье в Рязань, пели духовные стихи в доме, где они остановились на ночлег.
Из материалов дела: «Антисоветская группа церковников организованно противодействовала выборам в Верховный Совет, в местные Советы, переписи населения, клеветала на Советскую власть, устраивала нелегальные сборища, распространяла антисоветск. пропаганду, вербовала в свою организацию церковников и детей школьного возраста, которых обрабатывала в антисоветск. духе, проводила агитацию среди населения».
* * *
Наконец, в группу мучениц вошли и женщины из самых разных российских областей, попавшие в Карлаг по самым малозначительным статьям.
Так, например, святая мученица Анна Попова родилась в 1898 году в селе Турове Ряжского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. В мае 1940 года была арестована за исповедование православной веры и осуждена на 4 года лишения свободы.
Святая мученица Наталия Васильевна Васильева родилась в 1899 году в деревне Эймари Пушкинского района Калининской области в крестьянской семье; осенью 1940 года была арестована по обвинению в «отказе от паспорта» и 30 октября осуждена на два года лишения свободы с отбыванием наказания в Карлаге.
Святая мученица Евфросиния Фёдоровна Денисова родилась в 1906 году в селе Донские Избищи Задонского уезда Воронежской губернии (ныне Лебедянский район Липецкой области) в крестьянской семье Филяевых. Была замужем за Алексеем Степановичем Денисовым, родила троих детей. В 1936 году была арестована органами НКВД по обвинению в контрреволюционной деятельности. Приговорена к 3 годам лишения свободы.
Из показаний: «В партии Иисуса Христа состою от рождения, поэтому вышла из колхоза лет 5 или шесть назад. Я в колхозе видела безбожные дела: работали в праздники, поломали церкви. Из колхоза по договорённости с мужем вышла, и не одна. Перепись не проходила, потому что в советские книги писаться не хочу. Налоги после ареста мужа не платила. На выборы ни на какие не ходила и не хотела голосовать, проголосовала за Иисуса Христа, за Его партию, а не за антихриста».
Святая мученица Агриппина Тихоновна Киселёва происходила из села Урлейка Кандопольского района Пензенской губернии, из крестьянской семьи. В 1930 году была арестована органами ГПУ, подробности неизвестны. В 1937 году была осуждена на два года лишения свободы, затем вновь арестована и отправлена на 10 лет в Карлаг.
* * *
На допросе все женщины единодушно назвали себя верующими христианками и дружно отказались не только сотрудничать со следствием, но и давать какие бы то ни было показания.
Но подобные формальности чекистов уже не интересовали.
29 сентября 1941 года постоянная сессия Карагандинского облсуда при Карлаге приговорила всех арестованных к расстрелу. Они были расстреляны 11 января 1942 года и погребены в безвестной общей могиле.