Прощеное воскресенье приходится на последний день масленичной недели – как раз накануне Великого поста.
Прощеное воскресение называется прощеным потому, что в этот день на вечерней службе совершается Чин прощения, на котором настоятель храма или монастыря по окончании вечерни испрашивает с земным поклоном прощения у своего клира и прихожан.
Надо сказать, что это достаточно древняя традиция, которая связана с монастырской жизнью первых христиан. Например, в «Житии преподобной Марии Египетской» говорится, что еще в древних монастырях перед Великим постом существовала традиция просить друг у друга прощения, а после – расходиться в пустыню на время поста, чтобы усилить подвиг молитвы. Правда, не все из них возвращались обратно: кто-то становился жертвой разбойников или язычников, другие были растерзаны дикими зверями, третьи погибли в пустыне от голода и жажды. Потому, расходясь, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех.
С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. В дореволюционной России, например, существовал обычай царю испрашивать прощения у подданных. Сегодня уже все миряне просят прощение – причем, примирение происходит не только в храме, но и дома с близкими, на работе с сослуживцами.
* * *
В Священном Писании много раз говорится о необходимости для каждого христианин научиться прощать людей. Ведь для того, чтобы получить прощение от Бога, нам надо научиться самим прощать других людей. И мера того, как мы относимся к другим, может оказаться мерой того, как Господь отнесется к нам.
«Прощайте, и прощены будете» (Лк. 6: 37), – говорит Спаситель.
Евангельские истины очень просты: Господь прощает нам тогда, когда мы прощаем другим, Он отпускает нам наши долги, когда и мы отпускаем должникам нашим.
«Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18: 21–22).
«Ибо, если вы простите людям согрешения их, простит и вам Отец ваш Небесный, если же вы не простите людям согрешений их, то и Отец ваш не простит согрешений ваших»
(Мф 6:14–15)
* * *
Мнение эксперта
Священник Георгий Кочетков:
Простить – значит исправить, как бы отпустить на свободу то, что напряглось, исказилось, искривилось, разорвалось, надорвалось. Прощение – великая сила, связанная с любовью. Если у человека есть хоть какая-то любовь, или хотя бы была любовь в жизни, он знает силу прощения, знает, насколько нужно прощать и с какой благодарностью надо принимать прощение. Прощение требует определенной открытости сердца, требует дерзновения, доверия, надежды, даже веры в человека. Потому что прощать можно только того, кто может принять прощение, а принять прощение может тот, кому – мы верим – это прощение не послужит во вред. Человек иногда не готов принять прощение от другого только по своей гордыне или унынию, которое является обратной стороной гордыни. Нам надо быть готовыми принимать прощение и прощать всех тех, кто хочет принять прощение, кто хочет исправить свою жизнь. И каждому из нас необходимо самому стараться свою жизнь исправлять, стараться жить с доверием к Богу и другим людям.
Само прощение в каком-то смысле путь к свободе человека: и того, кто прощает, и того, кого прощают. И тот и другой выходят на свободу. Свобода приближает человека к Богу или даже соединяет с Ним. Если плодов прощения нет, если человек не исправился, если доверие не возникло, любовь не проявилась, то, конечно, акт примирения, прощения не состоялся. Тогда нужно делать все новые и новые попытки, прилагать все новые и новые усилия, искать для этого возможности. А вообще никогда не нужно быть наивным: не нужно думать, что все происходит сразу. «Все и сразу» не бывает, бывает только «здесь и сейчас». Так что не надо колебаться, когда чувствуешь в себе силы простить другого или чувствуешь потребность принять прощение. Надо это делать сразу, всей силой своего сердца и всеми своими чувствами, своим разумом, своей душой, и, вы правы, даже телесно это надо ощутить, для того, чтобы не впадать в какие-то агрессивные состояния – гнев или уныние. Таким образом, прощение, как и любовь, всегда плодотворно: если есть реальный акт прощения, всегда есть духовные плоды. Одно другое выявляет: есть прощение – есть плоды, есть плоды – значит, есть прощение. Если же нет, то, как я уже сказал, надо искать возможности для повторения этого духовного усилия, духовного подвига по прощению себя, других людей – близких и даже далеких.
Мы можем прощать и простить человека, даже не просящего прощения. И в каком-то смысле мы всегда должны быть готовы это сделать. Многие люди не просят прощения не потому, что не нуждаются в прощении, а потому что не догадываются о том, что нужно выразить свою нужду, воплотить ее в словах, в действиях, в плодах жизни. Многие люди живут уныло и бездумно, и это очень плохо. Конечно, если человек прощения не просит, то наше прощение рискует оказаться – и остаться – в одиночестве. Человек, который не просит прощения, чаще всего не готов его принять. Он часто думает о том, что виноват кто угодно, но только не он. Или он может знать о своей вине, но лишь уныло рассуждая о том, что никакого смысла просить прощения нет, и жизнь все равно останется прежней.