Житие преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского монастыря Неопалимой Купины, скупо на лишние подробности, как и сам Иоанн всю свою жизнь был скуп на слова. Известно лишь, что будущий святой (Иоанн – это монашеское имя, полученное при постриге, а настоящее имя этого человека нам неизвестно) родился в VI веке в Константинополе в весьма богатой и знатной семье. Казалось, его жизнь и судьба была расписана на годы вперед: хорошее образование, выгодная женитьба на аристократке, блестящая карьера при дворе, должность, влияние и богатство... Но в возрасте 16 лет он, как и многие юноши из хороших семей того времени, решил отринуть ценности старшего поколения и стал искать настоящей жизни во Христе. Вскоре юноша сбежал из дома и сел на корабль, идущий в Египет. Оттуда он пришёл на Синай, где стал учеником святого преподобного Мартирия – епископа Иерусалимского, который оставил кафедру ради молитвенного уединения в пещере на краю Иудейской пустыни.
В двадцать лет молодой человек принял монашеский постриг и новое имя Иоанн. В течение ещё пятнадцати лет он проходил послушание у своего наставника, а когда тот почил – удалился в пустыню, став отшельником. Жил в каменной пещере. Постоянно молился, днём обрабатывал огород, а по вечерам наставлял немногочисленных учеников и «сочинял книги, и это упражнение служило ему главным средством от уныния».
Также Иоанн не отказывал в совете никому, кто бы к нему ни обратился. Это послужило поводом для некоторых монахов обвинить его в гордости и многословии. Чтобы не вводить братьев в искушение, Иоанн наложил на себя обет молчания и безмолвствовал в течение года, «так что порицатели его превратились в просителей и говорили: заградили мы источник приснотекущей пользы ко вреду общего всех спасения».
Впрочем, подобные инциденты были скорее исключением из правил. Ведь главным принципом жизни преподобного Иоанна была умеренность. По своему смирению он даже аскетические подвиги совершал, не возлагая на себя ничего сверх положенного по уставу.
После 40 лет отшельничества Иоанн стал игуменом монастыря Неопалимой Купины горы Синай (ныне это монастырь святой великомученицы Екатерины). В это время к нему обратился Иоанн – игумен соседнего Раифского монастыря Иоанна Предтечи, расположенного в сотнях миль к югу. Он просил составить для монашеской братии «руководство, как бы твёрдую лестницу, которая желающих возводит до Небесных врат»: «Припадая к тебе как к общему всех отцу и старшему в подвижничестве, сильнейшему в быстроумии и превосходнейшему учителю, сим писанием нашим молим тебя, о глава добродетелей, преподай нам, невежественным, то, что ты видел в боговидении, как древний Моисей, и на той же горе; и изложи это в книге, как на богописанных скрижалях, в назидание новых Израильтян, т. е. людей новоисшедших из мысленного Египта и из моря житейского».
И преподобному ничего не оставалось делать, как согласиться: «Тебе, дивный отче, следовало бы, спрашивая о таких предметах, научаться от мужей, хорошо познавших это; ибо мы находимся ещё в разряде учащихся. Но как богоносные отцы наши и тайноучители истинного познания определяют, что послушание есть несомненная покорность повелевающим и в тех делах, которые превышают нашу силу, то мы, благочестно презревши нашу немощь, смиренно покусились на труд, превосходящий нашу меру».
Отец Иоанн пробыл игуменом четыре года и успел дописать свою книгу. Он назвал её «Лествица, или Скрижали духовные» – как символ постепенного, шаг за шагом, духовного возрастания. Всего в книге тридцать глав-ступеней – путь наверх от земного к небесному жительству.
Впрочем, «Лествица» – это вовсе не самоучитель для монахов и не справочник типа «Православие для чайников». Там не описаны молитвенные правила, не определено количество поклонов или какие именно продукты следует есть в постные дни. В книге Иоанна Лествичника раскрыты куда более важные вещи. И начинается она с главы об уходе из мира. Не о том, как сбежать из дома в монастырь (для этого, по словам преподобного, много ума как раз и не требуется), а о том, как, продолжая физически пребывать в мире, оставить его лживые ценности и симулякры, чтобы духовно стать на лестницу, ведущую в Царствие Небесное.
Преподобный Иоанн пишет: «Некоторые люди, нерадиво живущие в мире, спросили меня, говоря: “Как мы, живя с жёнами и оплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому?”. Я отвечал им: “Все доброе, что только можете делать, делайте; никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосерды, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой части, будьте довольны оброки жен ваших. Если так будете поступать, то не далеко будете от царствия небесного”».
* * *
Первые главы посвящены монашескому призванию: «Никто увенчанным не войдёт в небесный чертог, если не совершит первого, второго и третьего отречения. Первое есть отречение от всех вещей, и человеков, и родителей; второе есть отречение своей воли; а третие – отвержение тщеславия, которое следует за послушанием».
Тщеславие, как говорит преподобный Иоанн, – самый опасный порок как для новичков в церкви, так и для опытных монахов. Даже усердное подвижничество в миру чаще всего питается тщеславием, как бы некими грязными и тайными стоками: «Видел я весьма многие и различные растения добродетелей, насаждаемые мирскими людьми, и как бы от подземного стока нечистоты напаяемые тщеславием, окапываемые самохвальством и утучняемые навозом похвал; но они скоро засохли, когда были пересажены на землю пустую, недоступную для мирских людей и не имеющую смрадной влаги тщеславия, ибо любящие влагу растения не могут приносить плода в сухих и безводных местах».
Но тщеславие простым уединением не победить.
«Тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей своё воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, всё один рог станет вверх».
* * *
Далее в «Лествице» излагается само учение о строительстве монашеской жизни – через преодоление суеты мира сего и борьбу с пороками.
«Удаление от зла есть начало покаяния. Начало покаяния есть начало спасения; а начало спасения есть благое произволение. Благое произволение рождает труды; а начало трудов суть добродетели... плод делания есть постоянство... от навыка же происходит укоренение в добре. От сего укоренения рождается страх Божий; от страха же – соблюдение заповедей, небесных и земных. Хранение заповедей есть знак любви; а начало любви есть множество смирения. Множество же смирения есть матерь бесстрастия; а приобретение бесстрастия есть совершенная любовь...»
Затем преподобный Иоанн Лествичник излагает основы аскетического делания – от мистики безмолвия, молитвы и бесстрастия и далее – к высотам веры, надежды и Божественной любви.
Венчает же книгу слово к пастырю – наставнику духовных овец. То есть восхождение по лестнице требует личной и очной помощи христианского наставника – того, кто по ступеням духа уже взобрался, «принял от Бога книгу духовного разума».
Последней же ступени у лестницы нет: «Душа, чистотою соединившаяся с Богом, для научения своего не имеет нужды в слове других; ибо блаженная сия в себе самой носит присносущное Слово, Которое есть её тайноводитель, наставник и просвещение».
Конец восхождения – любовь: «Восшедши на самый верх святыя Лествицы и соединившись с любовию, а любовь есть Бог».
* * *
Незадолго до своей блаженной кончины преподобный отошёл от дел и вновь удалился в пустыню. Преставился ко Господу 30 марта, год точно не известен: то ли конец VI века, то ли середина VII.
Уже через несколько лет после кончины преподобного его «Лествица» приобрела широкую известность в Византии и была переведена на разные языки. Учение Иоанна Лествичника положило начало синайской аскетической традиции, из которой вышли учителя исихазма – молитвенного безмолвного делания, крупнейшим апологетом которого был преподобный Григорий Палама.
«Лествица» стала любимой книгой и русских иноков. Древнейший русский список относится к XII веку. Всего известно более ста списков XII–XV веков, что свидетельствует об огромной популярности этого произведения в Древней Руси.
* * *
Мнение священника
Отец Георгий Кочетков:
– Мы празднуем не просто написание книги, но память человека – преподобного Иоанна Лествичника, который поставил перед христианами очень важный вопрос: а нужна ли в аскетической жизни постепенность, то есть движение по ступеням, что и составляет образ лестницы? Нужно ли нам это водительство по лестнице, это учительство?
Ведь в Священном писании сказано: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос». Всё верно, но то, о чём говорится в Евангелии, относится к мистической области, к области Веры, Надежды и Любви, к области откровения Свободы и Истины. Там нас учит только Сам Христос, и только от Господа мы можем получить то Откровение, которое и ставит нас на путь Христов.
Поэтому в мистической сфере такой постепенности не бывает.
Но вот в области этики учитель нужен. Тем более в аскетической области – здесь тоже нужен наставник. Нужен духовный отец – человек, который помогает своему подопечному освободиться от множества согрешений, от внутреннего несовершенства. Это движение вверх – к тому, чтобы вера не диссонировала с нашими принципами в жизни.
И поэтому в аскетике важна постепенность, то есть постепенное возрастание, ступень за ступенью. А для этого прежде всего требуется понимание, что нужно выбрать в первую очередь, на что сначала обратить внимание, а что можно оставить и на потом. И здесь без помощи старших в церкви не обойтись.
* * *
Афоризмы от святого Иоанна Лествичника
Долго пребывая на молитве и не видя плода, не говори: я ничего не приобрёл. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение.
Когда выходишь из своего уединения, храни язык твой; ибо он может в малое время расточить плоды многих трудов.
Если гордость некоторых из Ангелов превратила в бесов, то без сомнения смирение может и из бесов сделать Ангелов.
Окаянен падающий; но тот окаяннее, кто и сам падает, и другого увлекает к падению, потому что он понесёт тяжесть двух падений.
Кротость состоит в том, чтобы при оскорблениях от ближнего без смущения и искренно о нём молиться.
Блудных могут исправлять люди, лукавых – Ангелы, а гордых – Сам Бог.
Если кто-нибудь просит тебя помолиться об нём, то хотя ты и не стяжал ещё дара молитвы, не отрицайся. Ибо часто вера просящего молитвы спасет и того, кто молится об нём с сокрушением сердца.
Не старайся многословить, беседуя с Богом, чтобы ум твой не расточился на изыскание слов.
Многие из гневливых усердно упражняются во бдении, посте и безмолвии; а намерение у диавола то, чтобы под видом покаяния и плача подлагать им вещества, питающие их страсть.
Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения – жестоким.
Не думай, что ты по причине воздержания пасть не можешь; ибо некто, и ничего не вкушавший, был свержен с неба.