Во время Своей земной жизни Христос трижды творил чудо воскрешения из мёртвых. Сначала Он воскресил сына вдовы из города Наин, что в Галилее. Евангелист Лука пишет: «Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев её, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; нёсшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мёртвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» (Лк 7: 11–16).
Второе чудо воскрешения, совершённое Господом над двенадцатилетней дочерью Иаира, было описано всеми тремя евангелистами-синоптиками. «Приходит (Господь) в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берёт с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: “Талифа куми”, что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить...» (Мк 5:35–43).
И, наконец, третье чудо – воскрешение из мёртвых Лазаря, друга Иисуса Христа. Это особенная история, и недаром ей уделена вся 11-я глава в самом таинственном из Евангелий – от Иоанна, что, конечно, большая щедрость для очень лаконичного священного текста.
В этом повествовании много необычных и ярких деталей. Здесь простой человек, Лазарь, назван другом Христа, тем, кого Он любит, чья смерть вызывает у Него слёзы.
* * *
Итак, это были уже последние недели земного служения Христа, когда Иисус с учениками были вынуждены срочно покинуть Иерусалим: многие иудейские фарисеи в открытую грозились убить Иисуса за то, что Он называл себя Сыном Божьим. Они тогда отошли за реку Иордан – в местность, называемую Галаад.
Там Христа и нашёл посланник из Вифании – небольшого городка близ Иерусалима, где жили Лазарь и сёстры его – Мария и Марфа, дети Симеона-фарисея. Господь часто в дни своей земной жизни заходил в дом Лазаря, которого Он любил и называл другом Своим. Но сейчас Лазарь был болен, поэтому сёстры его, услышав о том, что Иисус отошёл от Иерусалима, послали к Нему вестника, надеясь, конечно, что Христос поспешит к ним и исцелит больного. Мария и Марфа не сомневались в том, что больной брат их будет исцелён; они даже не просили Иисуса исцелить его, а только дали Ему знать о болезни того, кого он любил: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен» (Ин 11:3).
Но когда посланник передал печальное известие о болезни Лазаря, Иисус повёл себя странно. Вместо того чтобы немедленно бросить всё и идти спасать друга, Он лишь сказал:
– Эта болезнь не к смерти, но к славе Божьей. Да прославится через неё Сын Божий.
Вестника накормили, дали в обратный путь запас воды и еды, а Иисус остался там, где и был.
Ученики ничего не сказали Ему на это. Все понимали: идти сейчас в Вифанию смертельно опасно.
Но почему же Сам Иисус не поспешил на помощь другу?
Мы лишь можем предположить, что Иисус знал волю Отца, что Ему надлежит не исцелить, но воскресить умершего друга – чтобы показать всем маловерным ученикам, что Начальник Жизни имеет абсолютную власть и над смертью. А раз так, то все грядущие события – арест, пытки, казнь – будут совершены с добровольного согласия Христа, сознательно отдающего себя в руки палачей, чтобы кровью Своей искупить грехи человечества. Что смерть Иисуса вовсе не означает той смерти, которая прекращает навсегда земную жизнь человека, но является порогом новой – Вечной – жизни.
Кроме того, Иисус совершенно точно знал, что пока гонец шёл в Галаад, Лазарь уже скончался.
* * *
По прошествии двух дней Иисус сказал ученикам: пойдём опять в Иудею.
Ученики даже попытались отговорить Его:
– Учитель! Давно ли иудеи хотели побить Тебя камнями, и Ты опять идёшь туда (Ин 11:8)?
В ответ Иисус успокаивает учеников, объясняя им, что предстоящий путь Ему ясен, как бывает ясна дорога для путника, путешествующего днём: «Не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днём, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним» (Ин 11: 9–10). И как путник идёт своей дорогой, пока не прошли эти двенадцать светлых часов дня, и видит все предстоящее ему в пути, так и Я хожу по воле Отца Моего, и ничто непредвиденное не может случиться со Мною».
Затем он добавил:
– Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.
Апостолы вновь возразили:
– Если уснул, значит, дело пошло на поправку и он скоро выздоровеет. Зачем нам туда идти?
Тогда Иисус сказал прямо:
– Лазарь умер. И Я радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но хватит разговоров – пойдём к нему.
Но ученики по-прежнему ничего не понимали. Раз Лазарь умер, то какой смысл идти к нему, подвергая себя ненужному риску? И тогда один из них – Фома, которого чуть позже нарекут Фомой Неверующим – решительно сказал:
– Пойдем и мы, умрём вместе с Ним.
Когда же они пришли в Вифанию (а путь от берега Иордана, где тогда остановился Христос с учениками, до Вифании занимал примерно один день), то узнали, что Лазарь уже четыре дня как умер и погребён в пещере – по обычаям иудеев.
Марфа же, услышав, что идёт Иисус, пошла навстречу Ему.
– Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой, – такими словами встретила она Иисуса. – Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
Нет, это был вовсе не упрёк. Какие здесь могли быть упреки?! Ведь Марфа прекрасно знала, что Лазарь умер сразу же после того, как они с сестрой отправили гонца к Иисусу. И поэтому Марфа говорит, что она по-прежнему нисколько не сомневается в пророческой силе слов Иисуса.
– Воскреснет брат твой, – ответил ей Иисус.
– Конечно, воскреснет, – ответила Марфа, – воскреснет он в воскресение, в последний день существования этого мира.
Как и все остальные, могла бы добавить она, когда все люди будут воскрешены для Суда, но какое мне в том утешение, когда теперь он мёртв?
Иисус остановился:
– Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек. Веришь ли сему?
И Марфа – та самая простушка Марфа, что вошла в Священное писание как пример бесхитростного хозяйственного служения, которая собирала обед на стол, в то время как Мария уселась у ног Иисуса, чтобы послушать Его слова, так вот эта Марфа вдруг ответила Иисусу со всей горячей страстью, почувствовав, что именно сейчас происходит нечто такое, что понять она не сможет, но только почувствовать и принять всем сердцем.
– Так, Господи! Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.
– Тогда позови Марию. И отведите меня к гробнице Лазаря.
Иисус очень любил своего друга и, подходя к гробнице, где уже четыре дня покоилось его тело, заплакал. Вместе с учениками Он приблизился к пещере и сказал окружающим его людям, чтобы отвалили камень, закрывающий вход. На что Марфа воскликнула, что брат её уже «четырёхдневный» и смердит. Иисус напомнил ей о беседе по дороге в Вифанию:
– Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию?
И камень отвалили.
Стоя перед открытой гробницей, Спаситель начал молиться: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом:
– Лазарь! Иди вон!
И все присутствующие на кладбище ахнули, когда из гробницы действительно вышел Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами», с лицом, обвязанным платком. Иисус повелел развязать его.
Иоанн Богослов пишет, что, увидев это чудо, многие люди уверовали в то, что Христос – Сын Божий.
* * *
Это действительно очень яркая деталь: нельзя усомниться в смерти того, чьё тело уже начало разлагаться, что это не какое-то забытьё или клиническая смерть, не летаргический сон и т. п. Нет, это смерть без вариантов, и возвращение жизни в тело, уже охваченное тленом, – это не просто чудо. Господь не просто вернул душу Лазаря в его тело, Он в одно мгновение сотворил для Лазаря и новое тело, потому что нельзя же вернуть жизнь в уже гниющую плоть.
Поэтому это не просто знак приближающейся победы Христа над абсолютным злом мира и людей – смертью. Христос воскрешает Лазаря и тем, как поётся на богослужении, утверждает «всеобщее воскресение» до Своей смерти и Воскресения: «Лазаря у тебя, смерть, Христос уже отнял. Где же твоя победа?»
Но это ещё и знак, что всех верующих во Христа и исполняющих Его заповеди ждёт воскресение. И воскресение не только в духе, но и в новой плоти и в новом мире – в Царствии Небесном, которое Господь сотворит взамен истлевшего мира сего.
* * *
Воскресение Лазаря стало и противоядием от саддукейской «закваски», о которой предупреждал учеников Христос.
Напомним, что саддукеи – последователи одной из господствующих религиозно-философских школ в иудаизме – не верили в посмертное воскресение и Суд Божий: дескать, раз об этом нет ни слова в Законе Моисеевом, то это всё остатки народных верований.
На саддукейских позициях стояли и многие из учеников Христа, полагая, что Господь действует прежде всего в нашей земной жизни, а уж посмертное воздаяние – это сказки для утешения людей, не более того.
Но Христос, воскресив Лазаря в новой плоти, ясно даёт понять, что замыслы Бога в отношении человека никак не ограничиваются существованием в мире сем, который и сам с точки зрения Вечности является всего лишь мигом. Нет, человек даже не может осмыслить, какой безграничный мир открывается всем верным ученикам и последователям Христа.
* * *
Как говорит церковное предание, после воскрешения Лазарь прожил ещё 30 лет и стал епископом Китийским – служил на острове Кипр, в городе Китионе (ныне Ларнака).
Интересно, что после себя Лазарь не оставил никаких записей и не открыл современникам, что же увидел там, за порогом Вечности, и что происходит в момент смерти.
Но в XIV веке византийский историк Никифор Ксанфопул, составлявший наставления для службы в Лазареву субботу, открыл нам одну крайне неожиданную тайну Лазаря: «Глаголется же, по ожитии ничесоже ясти кроме услаждающаго». То есть Лазарь после воскресения вкушал только сладкое – и ничего кроме сладкого.
Сладкое – символ радости. Эти символ самой жизни.
И Лазарь после своего первого воскресения просто радовался жизни. Как ребёнок, ведь дети тоже очень любят сладкое.
Разве не это заповедовал и нам Господь – Даритель Жизни: радуйтесь и веселитесь, не пребывайте в унынии и печали!
* * *
Мнение священника
О. Георгий Кочетков:
– Воскресение Лазаря – это, конечно, ещё не то Воскресение, которое миру вскоре будет открыто во Христе. Лазарь, воскреснув, должен был снова умереть, как умирают все люди, потому что ожить в земном человеческом теле – ещё не значит обрести жизнь вечную. Хотя мы верим, что Лазарь был одним из тех, кто всё равно эту вечную жизнь наследует. Неслучайно есть церковное предание, что он достойно нёс своё служение и даже был избран епископом Китийским на Крите. Историческая точность этого предания для нас не так принципиальна. Важнее, что церковь утверждает: Лазарь не просто сохранил веру во Христа, а свидетельствовал о Христе, проповедовал Слово Божье, радостную весть для всех людей, с которыми он встречался, куда бы ни посылал его Господь.
Предание о Лазаре напоминает нам, что крест, который мы должны нести на себе и в себе, в нашей жизни, – это и знамение смерти для всего, что не может наследовать жизнь вечную, но уже и предвозвещение Христова Воскресения – и нашего. Мы верим в исполнение слов Христовых, что и умершие во Христе оживают и наследуют жизнь вечную.
Так что, дорогие братья и сестры, пусть у вас на сердце не будет никакой тяжести, ничего скорбного, или нечистого, или недостойного, или отчуждающего вас от Бога или от Христа, или от благодати Святого Духа, или от близких и ближних. Пусть все наши мелкие разногласия и противоречия, которые есть между всеми людьми, отступят. Пусть воцарится в нас свет жизни, мир и радость Божьи, что и является целью нашего поста.
Святая Четыредесятница завершилась, начинаются особые дни воспоминаний, связанных с победой Жизни над смертью: Вход Господень в Иерусалим, предательство Его Иудой, омовение ног ученикам, Тайная вечеря, Голгофа. Пусть эти дни будут для нас не просто учительными, но благодатными, радостными и отрезвляющими наши сердца.