В этот день Христос пришёл в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма, беседуя с самыми разными людьми – как с учениками, так и с простыми горожанами, полными искреннего интереса к учению Мессии.
Апостолы же услышали от Христа три важные притчи: о Его втором пришествии и о том, как будет открываться людям Царствие Небесное.
Первая притча – о девах со светильниками, ожидающих жениха (Мф. 25: 1–12). Десять дев дожидаются прихода жениха: пять из них мудрые, они заранее всё приготовили – взяли с собой светильники и запаслись маслом для них; остальные же, неразумные, понадеялись на то, что ждать жениха не придётся, и масла с собой не захватили. Жених же замедлил, неразумные девы уснули, светильники их погасли, а когда жених пришёл около полуночи, они бросились искать масло, опоздали и пришли к уже закрытым дверям. Отсюда вывод: в Царствие Небесное много званых, но войдут в него лишь бодрствующие, те, кто готовился достойно встретить грядущего Спасителя.
К этой притче часто обращался и преподобный Серафим Саровский. Елей, которым нужно успеть запастись за время земной жизни, – это благодать Духа Святого, объяснял преподобный. Спастись без неё невозможно, а приобретается она только добрыми делами во имя Христа.
Вторая притча – о талантах, серебряных слитках, которые господин на время отдал своим верным слугам, чтобы те пустили их в дело и заработали для него прибыль (Мф. 25: 14–30). Здесь появляется образ ленивого и трусливого слуги, который испугался потерять серебро, вложив его в дело, и просто зарыл его в землю. Когда же господин вернулся, он отдал ему припрятанное: вот тебе твоё. Но в ответ услышал гневные слова: «Надлежало тебе отдать серебро моё торгующим». То есть, говорит Спаситель, каждый человек, получивший Дар от Бога, должен делиться этим Даром – либо плодами этого Дара – с другими людьми, используя это на пользу Богу. В противном случае человек рискует потерять этот дар, тогда как «проявивший большее усердие приобретёт и дар больший».
К совершению добрых дел призывает и притча о Страшном суде (Мф. 25: 31–46). Люди, которые деятельно заботились о ближних (кормили голодных, давали приют странникам, посещали больных и заключённых и т. д.), наследуют Царство Небесное. А кто этого не делал, именно за это и осуждается, то есть осуждение последует не только за какие-то греховные поступки, но и за отсутствие добрых поступков, за бездействие.
Лейтмотив всех этих притч – призыв к деятельному покаянию перед Богом, готовность к призванию Господом в любой миг жизни: «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24: 42).
* * *
В Храме Христос встретился и с верхушкой иерусалимского общества – первосвященниками, книжниками и старейшинами, которые попытались испытать Иисуса, подловить Его, задавая разные каверзные вопросы. И услышали удивительные вещи.
«Подсылают они своих учеников вместе с приверженцами Ирода задать ему вопрос: “Учитель, мы знаем, что ты человек правдивый и пути Божьему в истине учишь, ни на кого не озираясь, ибо лицеприятия в Тебе нет. Так скажи нам Твой приговор: позволительно ли платить дань кесарю, или нет?”
А Иисус, разумея их лукавство, сказал: “Что вы испытываете Меня, лицедеи? Покажите Мне, какой монетой платят дань?”
Они же принесли ему динарий. И говорит Он им: “Чьё здесь изображение и чьё имя?”
Они говорят Ему: “Кесаря!”
Тогда Он говорит им: “Так отдавайте кесарево – кесарю, а Божие – Богу”.
Услышав это, они изумились, оставили Его и ушли» (Мф. 22:16–22).
Лукавство этого вопроса заключалось в том, что, если бы Спаситель ответил: да, кесарю нужно платить дань, то фарисеи обвинили бы Его в поддержке римских оккупантов, а если бы Он ответил, что – нет, не нужно, то они бы донесли на Него римским властям. Но Иисус перевернул всю ситуацию, попросив принести римскую монету, динарий, на которой было отчеканено изображение императора. Фарисеи тотчас же исполнили его просьбу, совершенно «позабыв», что им было запрещено даже касаться руками римских денег. Так Христос показывает им фарисейское лицемерие: раз уж Иудея допустила вхождение в Римскую империю, то к чему эти вопросы о неподчинении отдельных граждан римским законам, которые исполняют даже самые «непримиримые» священники? И далее Христос объясняет, что учение Христово выше любой политической идеологии и светских властей.
* * *
Следом Христа обступили саддукеи, то есть представители философско-религиозной школы, отрицавшие посмертное бытие и саму идею воскресения из мёртвых. И саддукеи задали Ему такой каверзный вопрос: «Учитель! Моисей сказал, что если кто умрёт, не имея детей, пусть брат его женится на вдове его и “восставит семя брату своему”. А было у нас семеро братьев: и первый, женившись, скончался, и раз не было у него детей, то жену свою он оставил брату своему; так же и второй, и третий, и все семеро. А последней из всех умерла жена. Итак, женой которого из семи будет она в воскресении? Ведь все побывали её мужьями!»
Но Иисус сказал им в ответ: «Вы заблуждаетесь, не зная ни Писания, ни силы Божьей. Ибо в воскресении не женятся и замуж не выходят, но пребывают как ангелы на небе.
А о том, что мёртвые воскреснут, разве не читали вы речённого Богом: “Я есмь Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова; Бог не мёртвых, но живых”».
И вновь Христос разворачивает ситуацию, показывая, что их неверие ведёт к ещё большему греху – искажению Истины: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией».
Этот упрёк и всем нам. Знаем ли мы Писания и силу Божию настолько, чтобы правильно понимать волю Божию?
Или же мы настолько погрязли в суевериях и невежестве, что уже и не слышим слов Христа, того, что Он говорит каждому из нас? И только продолжаем, подобно фарисеям и саддукеям, бессмысленно испытывать и искушать Христа?
* * *
Мнение священника
О. Павел Адельгейм:
– Невозможно описать Царство Божие иначе, как в притчах, то есть в тех образах, которые доступны человеческому опыту. И Господь так и поступает. Он говорит притчи о Царствии Божием.
Эти притчи можно разделить на два образа. Господь говорит в притчах о Царствии Божием как о том, что присуще самому человеку, что возможно построить внутри него.
Вот Он говорит, что Царство Божие не приходит приметным образом, потому что Царство Божие внутри вас. Он называет человека Храмом Божьим. Вот апостол Павел говорит: «Разве вы не знаете, что вы Храм Божий и Дух Божий живёт в вас?»
И начинается это Царство, как говорит Господь, когда мы придём с Отцом и обитель у него сотворим. Или как в Апокалипсисе: «Вот стою у дверей твоего сердца и стучусь. И кто отворит Мне, войду и вечерю с ним, и он со Мною».
Эти притчи говорят, что Царство Божие – это область бытия, в которую человеку необходимо войти и в которую Бог призывает человека.
Это притча о пире Царства Божьего, в который призываются все, а входят те, кто отозвался.
Это притча о десяти девах, о горнице, в которой ожидают прихода жениха. И Он приходит внезапно, неожиданно, и готовые зажигают свои светильники.
Но Господь говорит о Царствии Божием то, что нам совершенно необходимо понять. Для того чтобы войти в Царство Божие, нужно человеку сделать усилие. В Царство Божие не войдёт ничего не преображённого.
* * *
Святейший Патриарх Кирилл:
– Если посмотреть на всю человеческую историю, то как много несправедливого люди совершили за эти тысячелетия, сколько неискуплённых грехов, неразрешённых конфликтов, сколько жертв несправедливости! Вся эта огромная масса несправедливости и проистекающего из несправедливости горя, несомненно, тяжким грузом лежит на человеческой истории. И если бы не было перспективы Божественного суда, то человеческая история превратилась бы в лучшем случае в бессмысленность, в торжество случайностей, а в худшем – в торжество несправедливости и зла, проистекающего от дурных намерений людей. Божественный суд – это то, что в полной мере восстановит справедливость в перспективе и ретроспективе всей человеческой истории. Ни один грех и ни одно преступление не скроются от этого суда, как и ни одна обида невинных людей. Ни одна слезинка, пролитая из-за несправедливых обвинений или иных человеческих ухищрений, не останется неоттёртой на Великом суде, который даст оценку не только каждому человеку, но и всей человеческой истории. И те, кто верит, что этот суд свершится, то есть верующие в Евангелие, во Христа Спасителя, в Его второе пришествие, должны особенно чётко и критично оценивать свою жизнь, свои поступки, – ведь всё, что может, по разным причинам, избежать осуждения в течение человеческой жизни, несомненно будет осуждено Божественной справедливостью.
Но суд, о котором мы сегодня слышали в Евангельском чтении, – это не только суд страшный, но и суд Божественной любви. Христос, явивший людям как высочайшую ценность великую заповедь о любви, будет, несомненно, со справедливостью, но и с любовью судить всех нас. А до того, как мы предстанем пред судом Божиим, есть возможность через покаяние, через суд над самим собой, каковой часто бывает самым справедливым и самым жёстким, через критическое отношение к своим мыслям, к своим деяниям, к своим чувствам, к своим отношениям с ближними, исправить нашу жизненную траекторию. Мы должны идти по жизни с учётом опыта, который накапливается у нас через искреннее покаяние и осуждение себя.
Пусть Господь каждому из нас даст возможность отрешиться от всяких условностей, научиться пред лицом Божиим и пред лицом своей собственной совести выносить самому себе беспристрастный суд, помогающий исправить наши стопы и направить их ко Господу.