Согласно евангелисту Иоанну Богослову, в тот год иудейская Пасха выпала на субботу. Стало быть, пятница была тем днём, когда надлежало заколоть пасхального агнца (Исх. 12:6) И поэтому именно в четверг Иисус решает устроить апостолам тайный праздничный ужин, ясно понимая, что в этот раз Он уже не доживет до настоящего праздника, потому что Сам станет Пасхальной Жертвой. Об этом Он прямо говорит апостолам: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» (Лк.22,15-16).
Итак, Иисус, ночевавший в Вифании, утром посылает Петра и Иоанна в Иерусалим с весьма странной инструкцией: «Пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам». (Мк, 14:13-15)
Очевидно, что речь снова идет о тайных учениках Христа, которые незримо для остальных готовили приход Сына Божия в Иерусалим.
Апостолы следуют указаниям Господа и скоро находят то, что искали, – достаточно просторный дом с большой комнатой, устланной коврами, где на может разместиться на ужин тринадцать человек.
Вечером сюда приходят Иисус с апостолами. Здесь и совершается Тайная Вечеря.
* * *
Во время трапезы Иисус и рассказал ученикам о будущем предательстве.
«Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?» (Мтф, 26: 21-22).
При этом апостол Петр горячо поклялся в верности Учителю:
- Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.
«Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня». (Мтф, 26:34)\
* * *
Священник Георгий Кочетков:
– Как надо быть внимательным и осторожным, чтобы, попадая в сложнейшие, духовно трудные ситуации, не оказаться вместе с Иудой и в тот момент даже с Петром. Страдания Христовы были много отягощены этими предательствами. Предают только свои. Свои и предали. Пришел к своим, и свои не узнали. Не узнав, осудили. Осудив, убили, совершив самое тяжкое преступление в человеческой истории.
Мы, конечно, не можем слишком буквально относиться к тем словам, которые услышим чуть позже, завтра, о том, что кровь Христа на всем народе и даже на их потомках. Нет, это слишком таинственный момент, чтобы понимать его формально, юридически. Так пытались делать в последующие века и были всегда глубоко неправы.
И все-таки верность, которая требуется от учеников Христовых,не всегда, далеко не всегда сопутствовала реальной жизни христиан. Поэтому были и не одиночные предательства. Предательства Бога. Предательства Христа. Предательства дара Духа Святого. Предательства Церкви, своих братьев и сестер, которых тоже не узнавали и не признавали, которых осуждали и поэтому тоже убивали.
Пришло время делать из истории христианства выводы всем людям на земле, и верующим во Христа, Сына Божьего, и не верующим, и читавшим и разумевшим Евангелие, и не читавшим и не разумевшим. Ибо человечество стало на краю своего исторического бытия. И если выводов не сделать, сейчас же и всем, то можно зайти за этот край. Можно сорваться окончательно в бездну апокалипсиса в худшем значении этого слова.
* * *
Другие евангелисты описывают, что во время трапезы между учениками вышел спор, кто из них старше и ближе к Господу.
«Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий» (Лк, 22:24-27).
Тогда Христос встаёт, при общем недоумении учеников снимает с себя верхнюю одежду, чтобы она не мешала, и остается в одной тунике, затем берёт полотенце, подобно рабу им препоясывается, наливает воду в умывальницу и начинает, исполняя обязанности слуги, умывать ноги Своим ученикам.
Поражённые апостолы молча принимали омовение Божественного Учителя. И только апостол Петр вновь не может сдержать чувств и говорит:
– Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
«Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.
Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». (Ин, 13:6-15)
* * *
Священник Георгий Кочетков:
– Господь открывает им великую Тайну – Тайну Любви, Тайну Милосердия, Тайну, которая станет ключом к пониманию всего того, что произойдет уже совсем скоро, на Голгофе. И не только на Голгофе, но и дальше, в Воскресении и на Елеоне – на горе Вознесения. Иисус говорит ученикам: знаете ли, что Я сделал вам? Вы зовете Меня Учителем и Господом, и вы верно говорите, это Я. И если Я вымыл вам ноги, то и вы должны делать то же самое: и вы должны мыть ноги друг другу, не взирая на то, кто старший, а кто младший. Я дал вам пример, чтобы вы так же делали, как сделал Я. Раб не больше господина своего, а посланник не больше пославшего, и тем не менее, вы будете блаженны, если сделаете так, как сделал Я, если без всякого счета будете проявлять любовь ко всем, как к младшим, так и к старшим.
Удивительным образом это откровение Тайны Любви корреспондирует с описанием вкушения хлеба и вина как тела и крови Господних за той же Вечерей, ибо вкушение Тела и Крови Господних – это та же Тайна Любви. Один человек, если любит другого, входит с ним в ближайшее, теснейшее общение; он раздвигает все границы, он даже их вовсе снимает в пределе своем; он в любви своей не разбирает, кто больше, а кто меньше. И воспоминая сегодня Тайную вечерю – вечерю таинственную и таинственную, – мы вспоминаем и то, и другое. Таинственная вечеря – это Вечеря, открывшая нам единство в любви как единство приобщения Телу и Крови Господним под видом хлеба и вина. Таинственная вечеря – та же самая мистическая Вечеря – знаменуется омовением ног, когда Господь и Учитель омывает ноги Своим ученикам. Одно дополняет другое, одно держится на другом.
* * *
А дальше происходит то главное, ради чего Он и собрал апостолов на прощальную вечерю.
«Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф 26:26–28).
Господь впервые преподал ученикам Свои Тело и Кровь, о которых ещё прежде говорил: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин 6:53).
А потом повелел и впредь устраивать такие же трапезы, чтобы не терять связи с Ним: «Вы пребывали со Мною в напастях Моих, и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство» (Лк 22:28-29).
* * *
Священник Георгий Кочетков:
– Господь Иисус в ту самую ночь, в которую Он был предан, совершил трапезу со Своими учениками – не просто традиционный пасхальный седер, а нечто значительно большее. Он включил в эту традиционную пасхальную трапезу образ Своей смерти и Своего Воскресения, Своей жертвы, на которую Он шёл по Своей безграничной божественной Любви. Он передал Церкви этот образ, чтобы никто не забывал об этом даре, даре Божьем через Христа во Святом Духе.
Итак, когда Господь Иисус был предан, в эту самую ночь Он взял хлеб и сделал то, что делали обычно – преломил его, возблагодарил Бога, но сказал поразительные слова о том, что этот хлеб – Его Тело, преломляемое за всех верных Богу людей – «за вас» – за тех, кто уверовал во Христа, кто входит в святую Церковь, Церковь как мистическое Тело Господне. Так же Он дал всем после ужина, то есть через некоторое время, и чашу, сказав, что эта чаша – уже Новый Завет, утверждённый Кровью Господней. Хотя в тот момент это ещё не произошло. Но он вот-вот должно было произойти. И Господь Иисус говорит: всякий раз, когда будете пить вино из такой чаши, делайте это в воспоминание обо Мне. Вот это дважды повторённое: делайте это! Не забывайте, делайте! Но делайте не просто так, не по привычке, не как ритуал, а вспоминая о своём Господе и Спасителе – о Христе.
И всякий раз, когда в церкви происходит это Таинство и все едят этот хлеб и пьют из такой чаши – возвещается Христова смерть, потому что преломлённое Тело и пролитая Кровь говорят о страданиях и о смерти Господа. Смерти за всех. А кто не будет об этом думать, кто просто будет насыщаться или просто совершать по старинке священную трапезу, не думая о Христе, не наполняясь Его любовью, Его верой и надеждой, Его свободой и истиной, на том будет вина за Тело и Кровь Господа, то есть вина против этого явления Божьего Духа в Его полноте, чего никогда не было до заключения Нового Завета в Крови Христовой. Каждый должен проверять себя, прежде чем станет есть и пить, есть такой хлеб и пить из такой чаши…
Но Господь всё-таки направляет нас как Своих детей. Мы часто много суетимся: говорим лишнее, думаем лишнее, делаем суетное, – а Господь нас наставляет, направляет, наказывает от слова «наказ», чтобы не быть нам осужденными вместе с миром сим, лежащим во зле, который Царства Божьего не наследует. Но мы должны наследовать Божье Царство, и это Царство должно уже начинать жить в нас, как и мы – в нём, ещё находясь во плоти, ещё ходя по земле. Это и дар, и ответственность. Это великий дар и большая ответственность!
* * *
Завершилась Тайная Вечеря уже поздним вечером. За ней последовала одинокая ночная молитва Господа в Гефсиманском саду на склоне Елеонской горы (у восточной стены Старого Иерусалима); затем – прибытие стражников, приведенных Иудой; арест и допросы…
Начиналась Страстная Пятница — последний день земной жизни Иисуса Христа, Сына Божия.