В Священном Писании нет почти ни строчки о том, что делал Христос после Своей смерти на Кресте – а между тем, именно в субботу, произошло самое главное: сошествие Христа во ад. Собственно Господь ради этого и пошел на Крестную смерть – чтобы закрыть Своим телом ту пропасть в мироздании, которая когда-то разверзлась между человеком и Богом.
И в преисподнюю он спустился именно Тем, Кого так хотели увидеть жители Иерусалима – Царем царей и Победителем смерти, перед Которым и сатана лишь ничего не значащая тень. Казалось бы, торжество Христа над всеми демонами преисподней – наилучший сюжет для торжества новой веры, но сам Иисус после Воскресения запретил апостолам что-либо рассказывать о запредельном мире.
Лишь Апостол Павел не удержался и сделал один единственный намек:
«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет 3:19–20).
Об этом же говорится и в «Огласительном слове Иоанна Златоуста», которое читается во всех православных храмах пасхальной ночью.
«Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих».
«Огорчился ад, ибо упразднен!
Огорчился, ибо осмеян!
Огорчился, ибо умерщвлен!
Огорчился, ибо низложен!
Огорчился, ибо связан!
Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!
Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!
Воскрес Христос, и ты низвержен!»
Зато апокрифическое (то есть, не вошедшее в состав Священного Писания) «Евангелие от Никодима» повествует о том, как Христос вывел из преисподней Адама – первого согрешившего, а за ним и всех остальных, кто ждал явления Мессии.
Повествование в «Евангелие от Никодима» ведется от лица Хария и Лентия, сыновей Симеона Богоприимца – того самого старца из Иерусалима, который первым исповедал младенца Иисуса как Христа, благословив Младенцы на ступнях Иерусалимского храма словами, от которых происходит знаменитая молитва «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» (Лк. 2:29–32).
Никодим пишет: «У этого Симеона было два сына, которые умерли, и все мы были при кончине их и погребении. Придите и посмотрите: гробницы их раскрыты, ибо они воскресли. И сейчас живут они вместе в городе Аримафее, пребывая в молитвах. Живы они, и идет молва, что ни с кем они не говорят, но только молчат, как мертвые...»
В итоге первосвященники пришли в дом к воскресшим и попросили их изложить на папирусе все, что они видели в загробном мире.
Далее следует подробный – на три главы – рассказ, как сатана и его подручные пытались остановить Иисуса Христа и не пустить его в ад, где томились души всех прежде умерших людей.
«Когда же говорили между собою Сатана и главный мучитель, раздался голос, грому подобный, и множества духов клич: «Уберите врата царей ваших и воздвигните врата вечные, и войдет Царь славы!»
Но все усилия духов тьмы были тщетными – все ворота на пути Христа были сокрушены.
«И сказал Господь, простирая руку Свою: «Придите ко Мне, все святые мои, ибо имеете подобие образа Моего – вы, кто из-за древа диавольского были на смерть осуждены. Ныне же видите; древом диавольским Я осудил смерть».
Когда же Он так сказал, были все святые под рукой Господней. И держа Адама за правую руку, сказал ему Господь: «Мир тебе со всеми детьми твоими».
Адам же преклонил колени у ног Господних и со слезной молитвой сказал: «Возвеличу Тебя, Господи, ибо поднял меня и не позволил врагам моим веселиться надо мной. Ты – Господь Бог мой, я возопил к Тебе, и Ты меня исцелил, и вывел из ада душу мою, и избавил меня от нисходящих в бездну. Пойте Господу все святые Его! Исповедайте память святынь Его! Ибо гнев в ярости Его и жизнь в Его воле».
Так же и все святые Его, колени преклонив у ног Господних, единым голосом сказали: «Пришел Избавитель веков! Исполнилось возвещенное прежде через закон и пророков. Избавил нас животворящим крестом Своим, и через крестную смерть сошел к нам, и избавил нас от адовой смерти силою Своей, Господи. Ибо начертал надпись славы Твоей на небесах, и надпись искупления воздвиг, крест Свой поставил на земле, Господи, в аду знамение победы креста Твоего, ибо смерть уже не имеет власти».
И простирая руку Свою, сотворил Господь знамение крестное на Адаме и на всех святых Своих. И, держа правую руку Адама, вышел из Ада, и все святые последовали Богу».
С этих пор, по словам английского христианского писателя Клайва Льюиса, двери ада если и заперты, то только изнутри – то есть, преисподней заперлись от Господа те, кто открыто противопоставляет себя Богу.
* * *
Не было покоя и первосвященникам с фарисеями, которые, казалось, удачно избавились от опасного бродячего проповедника, объявившего себя Мессией. «Удачно» – в том плане, что никто из встречавших Иисуса Назарянина в понедельник у Золотых ворот с пальмовыми листьями в руках и не подумал встать на Его защиту, когда избитого Мессию солдаты вели через весь город.
Более того, усмехались фарисеи, публичная экзекуция того, кто вознамерился править миром, привела к тому, что Назарянина покинули все сторонники и поклонники.
Но осторожные первосвященники возразили: возможно, большая часть вчерашних поклонников Мессии и отвернулась от учения Иисуса, тем не менее, у Него остались и немало сторонников, которые могут попытаться причинить нам вред. Например, похитить тело из гробницы, чтобы потом объявить своего Учителя чудесно воскресшим.
И тогда первосвященники и фарисеи пришли к Пилату с просьбой выставить стражу у гроба Господня: «Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтоб ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого» (Мф 27:63–64).
Пилат охотно пошел навстречу первосвященникам – у гробницы Иисуса по приказу прокуратора вставили вооружённый караул солдат, а камень, что закрывал вход в гробницу, был опечатан.
Так злейшие враги Господа собственными руками сделали всё для того, чтобы грядущее Воскресение Христово стало засвидетельствованным фактом.
* * *
Слово священника
О. Георгий Кочетков:
Великая суббота это, прежде всего, день надежды. Это, может быть, самый центральный день в течение всего года, когда надежда выходит на первое место. Это не просто суббота благословенная. Это Великая суббота, в которую Христос, уснув, воскреснет по нашей вере, надежде и любви по доверию, надежде и любви Божьей к нам и к Сыну Своему Единородному Иисусу Христу.
Мы не случайно уже сейчас на Утрене Великой субботы воспеваем те же стихи, которые потом будут петься каждый день пасхального времени: «Да воскреснет Бог! Да расточатся враги Его! Да бегут от лица Его ненавидящие Его! Да сгинут злые пред Божьим лицом, а праведники да возвеселятся!» Это вся суть пасхального празднования, это то, что предполагает исполнение надежды. И это возвещается уже сейчас, когда ученики, кажется, ничего не видели перед собой, кроме мрака, кроме победы Смерти над Жизнью, победы немоты над Словом Божьим.
В пророчестве Иезекииля мы тоже слышали вещи важнейшие и тоже связанные с надеждой. Там уже говорилось о том, что все возможно Богу, и даже на кладбище может воссиять жизнь. Господь может снова даровать мир Своему народу и Своей земле. А это связано, конечно, прежде всего с победой Божьей, с победой Божьей Жизни, Жизни вечной. И мы уже как бы предчувствуем не просто наступающий праздник, но эту победу в нашей жизни и на нашей земле и в нашей церкви. Для нас это не просто слова, для нас это не просто воспоминания о чем-то бывшем. Для нас это воспоминания о будущем.
И пусть, братья и сестры, никакие борцы с Христовым Воскресением, никто желающий принять меры для охраны гробницы не получит того, чего желает! Пусть каждый из нас получит то, что нужно! Пусть каждый из нас получит по вере своей, по своей надежде и любви! Христос восстает и побеждает этот мир. Но все ли это видят? Все ли это готовы принять? Как всегда и здесь «дьявол с Богом борется и поле битвы – сердца людей». Потому что самое главное, что в этих сердцах может быть, – это явление любви. Если любви нет, то может победить дьявол. И в сердцах многих-многих людей ныне этот дьявол побеждает, не забудем этого. И все-таки боятся этого не будем. Не будем бояться тех, кто восстает против Христа. Не будем бояться тех, кто закрывает нам уста, кто старается так охладить наш дух, чтобы не было избытка сердца и чтобы в сердце ничего не говорило.
Будем же, дорогие братья и сестры, эту надежду воплощать в любви к нашему Господу и Спасителю, к нашим ближним. Будем воплощать ее в нашем служении, в нашем братском общении. Будем воплощать ее в познании тех Божьих Тайн, которые приближают нас к Царству Небесному. Пусть же, дорогие братья и сестры, эта надежда никого из нас не постыдит и путь каждый из нас познает Тайну Смерти и Воскресения для того, чтобы наследовать Жизнь вечную.