Его называли «возлюбленным учеником» Господа, но кроме того их связывали ещё и родственные узы – святой апостол и евангелист Иоанн Богослов и его брат святой апостол Иаков были племянниками Господа нашего Иисуса Христа: их родителями были Зеведей и Саломия, а Саломия была дочерью от первого брака святого Иосифа Обручника, она также упоминается в числе жён-мироносиц.
Но первоначально они с Иаковом, а также с земляком и другом Андреем, были учениками Иоанна Крестителя, что тоже неудивительно: в Иерусалиме дом Зеведея стоял радом с Храмом, несомненно, он был знаком со священником Захарией, отцом Предтечи.
Неизвестно, присутствовали ли сыновья Зеведеевы в момент крещения Иисуса, но они не могли не слышать об этом от других учеников. Тем более что вскоре Иоанна Крестителя по приказу царя Ирода Агриппы арестовали, а его ученики вынуждены были разойтись по домам. И не просто по домам… Судя по всему, Зеведей вместе с сыновьями вернулись в родной посёлок на берегу Галилейского озера, спасаясь от возможных репрессий со стороны царя Ирода Агриппы. Там их встретил Иисус, вышедший из пустыни, где Сын Человеческий 40 дней постился и готовился к своему служению.
В Евангелии от Матфея об этом говорится так: «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним».
Преподобный Феодор Студит писал: «Из занятий житейских мы не знаем более трудного, чем рыболовный промысел, равно и более грубого образа жизни, чем у тех, кто этим промыслом занимается. Ибо занятия другими ремёслами приносят ремесленнику кроме жизни в городе и большую выгоду, оценивать ли это с точки зрения умственной или практической. Занятие же рыболовством кроме одинокой жизни приносит с собою и недостаток в пище... Рыбаки рубищем покрыты, ходят в потёртых одеждах, с отрощенными волосами, с загорелыми лицами, босые: обитают по берегам рек и в более пустынных местах; здесь они на камнях сидят, а там в глубину всматриваются и оттуда извлекают добычу. Для чего же я это так обстоятельно описываю? – Для того, чтобы показать, что, хотя Иоанн этим ремеслом занимался, однако он не должен быть презираем. Он боголепно был приведён великим Словом от ловли бессловесных к ловле разумных существ, Ибо не для того призван, чтобы пасти те или другия племена, рассеянные в разных местах, но чтобы уловить всю вселенную...»
* * *
Три года братья Иоанн и Иаков Зеведеевы следовали за Учителем, став избранными из двенадцати учеников и свидетелями Божественного Откровения Христа о Себе Самом.
Так, вместе с Петром они присутствовал при воскрешении дочери Иаира, Преображении Христа на горе Фавор, молении Господа о чаше в Гефсиманском саду.
Именно Иоанн был среди тех немногих, кто провожал Христа к месту казни на Голгофе. Он смотрел, как Учителя пригвоздили к кресту между двумя разбойниками, как воины делили Его одежды. Он слышал каждый тяжкий вздох Христа, который нашёл в себе силы поручить ученику заботу о Своей Матери: «Се, Матерь твоя». И до последнего дня земной жизни Пресвятой Богородицы Иоанн заботился о Ней как родной сын.
В то же время Иоанн вместе с другими принимал активное участие в устройстве Иерусалимской церкви. Тогда он стал правой рукой деятельного апостола Петра: вместе они шли выступать перед народом, вместе были схвачены по приказу первосвященников.
* * *
В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Её последних днях сохранило церковное предание, апокрифическое сказание «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», а также древнейшее свидетельство священномученика Дионисия Ареопагита, который писал, что Дева Мария отошла ко Господу около 60 года после Рождества Христова.
К тому времени все остальные ближайшие ученики Христа уже завершили свой земной путь. В Иерусалиме был убит брат Иаков: апостола доставили на суд царя по доносу лжесвидетеля, и сам Ирод Агриппа зарубил его мечом. Апостолы Пётр и Павел были казнены в Риме, Андрей пострадал на кресте в греческом городе Патры, Фома – в далёкой Индии.
Когда ученики Христа ещё только готовились идти с миссионерской проповедью в разные части света и тянули жребий, апостолу Иоанну досталась Малая Азия. И теперь он решился навсегда покинуть Иерусалим и исполнить свою миссию. Взяв с собой ученика Прохора, апостол Иоанн сел на корабль, и они отправились к берегам Малой Азии – в Эфес.
И путешествие сразу же началось с чудесного знамения: во время морского путешествия корабль, на котором был Иоанн вместе со своим учеником Прохором, настигла буря. После кораблекрушения апостол пропал и лишь через 14 дней на глазах у своего ученика живым был выброшен на берег.
* * *
Еврейская община в Эфесе существовала более трёхсот лет, когда апостол Павел около 53 года нашей эры основал в этом огромном мегаполисе античного мира первую христианскую общину (первым епископом Эфеса стал апостол Тимофей, ученик апостола Павла). Павел провёл в городе более двух лет, обучая в синагоге, пытаясь убедить христиан-евреев принять союз с язычниками, и, похоже, обратил многих.
Ещё один успех апостола Павла – сожжение магических гадательных книг. В Эфесе было распространено некое иудейско-эллинистическое учение, похожее на нынешнюю Каббалу, когда некие мошенники, выдававшие себя за колдунов, пользуясь чародейскими книгами, занимались предсказаниями будущего, отведением порчи etc. Под действием проповеди апостола Павла все колдуны раскаялись и сожгли свои чародейские книги на площади. Причём общая стоимость погибших рукописей определялась в пятьдесят тысяч серебряных монет. Вскоре молва об этом событии разнеслась по всему Эфесу, и к апоостолу Павлу стало стекаться всё более и более слушателей.
Словом, к моменту прибытия апостола Иоанна в Эфес языческие власти города уже были настроены весьма решительно против христиан.
* * *
Вскоре имперские власти велели схватить Иоанна. По преданию, его приговорили к смерти через отравление, но апостол Иоанн выпил яд и остался невредим.
Ученики апостола сразу же вспомнили слова Иисуса Христа, обращённые к Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он (Иоанн – ред.) пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною» (Ин. 21: 22). После этого все апостолы поверили, что Иоанн не умрёт до второго пришествия Христа.
В итоге власти решили избавиться от «бессмертного» проповедника, приговоров его к «вечному изгнанию» на остров Патмос. Это самый северный остров греческого архипелага Додеканес, на котором располагались тюрьма и каменоломни.
В пути все, кто плыл вместе с апостолом Иоанном на корабле, стали христианами. Капитан корабля предлагал высадить их с Прохором в любом месте, где они только захотят. Но Иоанн велел отвезти их на Патмос, предчувствуя, что там его ожидает нечто большее, чем просто ссылка.
О необычном каторжанине вскоре стало известно и правителю острова. В житии апостола сказано, как в доме тестя правителя острова апостол совершал чудеса исцеления, в результате чего вся семья правителя приняла христианство. Правитель Патмоса предлагал апостолу переехать в его имение, но Иоанн предпочитал жить в обычной пещере у каменоломен и спать на каменном полу.
Именно в этой пещере апостол и услышал обращённый к нему с неба Голос: «Я есмь Альфа и Омега, Начало и Конец».
Там ему был явлено видение, которое легло в основу последней книги Священного писания – Апокалипсиса (Откровения), – рассказывающей о будущем человечества.
* * *
Когда же стало известно, что гонения на христиан прекратились, Иоанн вернулся в Эфес, где умер своей смертью в преклонных годах. Он провёл последние свои годы в посте и молитве и, не имея сил произносить длинные проповеди, говорил лишь: «Любите друг друга», утверждая, что соблюдения этой Божьей заповеди может быть достаточно, чтобы войти в вечную жизнь.
Помимо единственной пророческой книги Нового завета – Апокалипсиса – апостолом Иоанном были написаны Евангелие, которое заметно отличается от трёх так называемых синоптических Евангелий (Марка, Матфея, Луки), и три послания, адресованных всем христианам. Во всех творениях Иоанна Богослова основная мысль о любви: «Любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 7–8). Поэтому Иоанна Богослова называют апостолом Любви.
* * *
В житии апостола Иоанна Богослова святитель Димитрий Ростовский так описывает смерть апостола: «Когда апостолу исполнилось более ста лет, вышел он из дома с семью своими учениками и, дойдя до некоторого места, велел им там сесть, время было уже к утру, и он, отойдя на такое расстояние, на какое можно бросить камень, начал молиться. Потом, когда ученики его, согласно его воле, выкопали ему крестообразную могилу, он заповедал Прохору идти в Иерусалим и оставаться там до кончины своей. Преподав ещё наставление ученикам своим и поцеловав их, апостол сказал: “Возьмите землю, мать мою, и покройте меня ею”. И поцеловали его ученики, и покрыли его до колен, а когда он снова поцеловал их, то покрыли его даже до шеи, положили на лице его покрывало и, поцеловав ещё с большим плачем, покрыли его совсем. Услыша об этом, братия пришли из города и раскопали могилу, тем не менее ничего не нашли там и весьма немало плакали; затем, помолившись, они возвратились в город. И всякий год, в восьмой день месяца мая, появлялась из гроба его благовонная “манна” (в славянском тексте жития указывается лишь “прах тонкий”) и по молитвам святого апостола подавала исцеления болящим, в честь Бога…»
* * *
Могила апостола Иоанна стала местом паломничества христиан. Здесь был воздвигнут храм, перестроенный в VI веке в большой собор. Сюда, на гору, где возвышался белокаменный собор, карабкались калеки, матери приносили больных детей, девы молились о замужестве и рождении детей.
Для паломников изготавливали специальные ложечки, иногда с надписью «яждь манну», которыми в праздник 8 мая (по старому стилю) можно было собирать в пищу эту удивительную манну «во здравие души и тела».
Об этом писали многие очевидцы тех времён. Упоминает об этом и русский паломник, игумен Даниил, посетивший Эфес в начале XII века. Даниил пишет: «Тут находится гроб Иоанна Богослова, и исходит в день его памяти земная пыль святая, её берут люди на исцеление всех болезней».
Правда, как писал игумен, чудеса закончились после завоевания Эфеса турками. Да и от самого храма остались одни руины.
* * *
Интересно, что о манне небесной писал и сам апостол в своём Евангелии, когда пересказывал разговор Христа с учениками и простыми зеваками после Нагорной проповеди.
«Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии?
Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.
На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь?
Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.
Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой даёт вам истинный хлеб с небес». (Ин. 6: 28–32)
Далее Иисус говорит о грядущей Евхаристии:
«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.
Я есмь хлеб жизни.
Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрёт.
Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6: 47–51)
Понятно, что Христос вовсе не противопоставляет Себя ветхозаветной манне, как Новый завет не противопоставляется Ветхому.
Уже в Ветхом завете манна осмыслялась символически. Само дарование «хлеба с неба» служило испытанием верности Богу, знаком наставлений Божьих: израильтяне должны были собирать столько, сколько хватит на один день. Более того, рассказ о манне в «Исходе» содержит и субботние мотивы ещё до появления самой заповеди о субботе: в шестой день можно собрать двойную порцию, ибо в седьмой манна не выпадает.
Кирилл Александрийский писал, что через манну в этом прообразе израильтянам был уже явлен Сам Христос – как Спаситель на пути из Египетского царства рабства и тьмы в Землю Обетованную.
Таким образом, и слова учеников апостола Иоанна о манне следует понимать символически: как указание на таинство евхаристии, которое в первые века жизни церкви проходило на гробницах праведников и мучеников за веру.
* * *
Но почему праздник был установлен именно 21 мая?
Напомним, что именно Эфесе находилось одно из чудес света – тот самый грандиозный храм Афродиты, который в 356 году до н. э. сжёг Герострат. Разумеется, после пожара храм в Эфесе восстановили – он стал ещё величественнее, чем был прежде.
Плиний Старший писал: «Целый ряд архитекторов трудился над сооружением огромного мраморного святилища, имевшего 420 футов длины и 220 ширины. Над ним работали лучшие тогдашние строители Феодор, сын Рекха, Херзифрон (или Ктезифон) из Гноссы, сын его Метаген и, наконец, Дмитрий и Пеоний Эфесские. По преданию, строители не могли справиться с своею задачею, и сама Диана явилась им на помощь. Несмотря на то, храм был закончен лишь после 220 лет постоянной работы, а для расходов по постройке потребовалось участие и пожертвования 127 царей, сатрапов и управителей независимых городов.
Император Веспасиан как преданный астрологии в угоду эфесскому астрологу Барбиллу дозволил Эфесу отправлять торжественные игры – преимущество, которым не пользовался ни один город».
Об этом писал российский историк и дипломат Владимир Теплов, посетивший Эфес в 1880 году и общавшийся с британскими историками и археологами, раскопавшими тот самый храм Артемиды: «Большие празднества Дианы происходили в месяце, носившем её имя – Артемизии (в мае – авт.). Все работы тогда приостанавливались, для народа устраивались разные увеселения: лидийские певцы пели гимны в честь богини; фокусники, эквилибристы, волхвы собирались сюда со всех концов Азии и представляли из себя чрезвычайно пёструю толпу. На стадии устраивались бега, а в театрах – представления, на которые народ сбегался с наслаждением. В то же время народ угощали даровыми обедами, расходы на которые покрывались богатыми гражданами...»
Кульминация же праздника наступала 8 мая – именно в этот день молодые юноши оскопляли себя и бросали отрезанные тестикулы к ногам идола жестокой богини.
И вот, как можно предположить, чтобы уберечь христианскую молодёжь от столь ужасного зрелища, епископ Эфеса и стал проводить на гробнице апостола Иоанна торжественную литургию с последующей трапезой благодарения Богу. (Тем более что Праздник Апостола Иоанна всегда празднуется в период Пятидесятницы – по правилу, которое было установлено на I Вселенском соборе 325 года в городе Никее. Пасха устанавливается в первое воскресенье после весеннего полнолуния, то есть в период от 4 апреля до 8 мая по новому стилю.)
* * *
Кстати, судьба храма Артемиды была поучительной: в 268 году н. э. при правлении императора Галлиена храм подвергся разграблению и разрушению со стороны варваров-готов, среди которых, кстати, были и предки славян.
Уже во времена Константина Великого храм был разобран на стройматериалы для новой столицы – в частности, 12 колонн, которые украшают ныне Святую Софию, были вывезены из Эфеса. Затем, после серии разрушительных землетрясений, фундамент величайшего храма погрузился в землю – вернее, в болото. Британские археологи нашли оснатки руин в болоте на глубине 6 метров (сегодня о местонахождении храма напоминают лишь несколько мраморных обломков, специально для туристов размещённых местными властями в болоте у подножия горы, на которой был некогда возведён величественный собор Иоанна Богослова – тоже уже, увы, разрушенный).
Праздник же апостола Иоанна Богослова за века стал настоящим торжеством жизни над тьмой невежества, над тленом и смертью.