«Освящённый ещё в утробе матери богодухновенною благодатью, он явил себя благоговейным почитателем Бога ранее, чем увидел свет, стал творить чудеса прежде, чем начал питаться молоком матери, и быть постником прежде, чем привык вкушать пищу, – так в житии святого Николая Угодника описывается его появление на свет. – По своём рождении, ещё в купели крещения, он три часа простоял на ногах, никем не поддерживаемый, воздавая сим честь Пресвятой Троице, великим служителем и предстателем Которой он должен был явиться впоследствии...»
Архиепископ Николай из городка Миры, что в Ликии, жил в 270–345 годах от Р.Х., то есть во времена императора Диоклетиана и самых страшных гонений на христиан в Римской империи. Не избежал репрессий и епископ Николай, которого по приказу императора схватили солдаты и на долгие годы заточили в темнице.
Почему его не казнили – как всех остальных?
Видимо, святитель Николай имел большой авторитет в римской армии: достаточно вспомнить эпизод из жития святого с тремя стратилатами – воеводами, посланными на подавление мятежа во Фригии. В пути солдаты стали грабить и жителей Ликии. В конфликт вмешался сам епископ Николай, который сумел призвать воевод Непотиана, Урса и Ерпилиона к порядку. Более того, они выделили ему и солдат, чтобы остановить казни трёх человек из соседнего города, которых осудили на смерть по ложному доносу. Позже Николай спас от смерти и самих военачальников, после чего Непотиан, Урс и Ерпилион стали верными его учениками.
Видимо, римляне настолько опасались солдатского бунта в случае казни епископа Николая, что решили просто запереть его в темнице.
Из тюрьмы Николай вышел только после эдикта Константина Великого, давшего свободу всем христианам. Он вернулся в Миры и вновь занял епископскую кафедру, прославившись многими подвигами. Например, в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося с мачты.
Также Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь.
* * *
Во второй раз о епископе Николае вспомнили уже через шестьсот лет – во времена правления императора Василия II Болгаробойцы, по приказу которого придворный секретарь Симеон Метафраст начал собирать разрозненные свидетельства о жизни различных христианских святых древнего времени в единый литературный свод – и для просвещения язычников, и для наставления в вере собственных граждан.
Симеон Метафраст основательно перелопатил древние тексты. Как считают современные историки-библеисты, жизнеописание Николая Чудотворца стало вольной компиляцией житий двух святителей с одинаковым именем Николай. Один из них в IV веке был в Ликии архиепископом Мир, другой же святитель Николай жил через двести лет в той же самой Ликии и стал архиепископом городка Пинары при императоре Юстиниане I.
Но для нас более важным остается факт того, что святитель Николай благодаря легендам о спасении моряков стал считаться в Византии небесным покровителем мореходства и мореплавателей.
* * *
И тотчас же крупнейшие средневековые морские корпорации Европы – города Бари и Венеция – развернули за мощами святого Николая настоящую охоту. Дело в том, что Бари долгое время оставался престольным городом: в течение почти 300 лет здесь проживали наместники византийского императора, которые управляли территориями на юге Италии. В Бари собирали налоги для Константинополя, и экономически город процветал благодаря присутствию византийского наместника. Но когда норманны в 1070 году захватили юг Италии, Бари лишился столичного статуса. Он стал простым городком. Жители Бари полагали, что мощи святого будут покровительствовать городу и вернут ему сытую жизнь. И действительно, святитель Николай буквально кормил город Бари всё средневековье: на остров стекались паломники со всей Европы, и везде Николай был одним из самых почитаемых святых.
И горожане Мир тщательно оберегали могилу своего епископа: никто даже не знал, где она находится.
Но в 1087 году провинция Ликия подверглась опустошительному завоеванию турок-сельджуков. Свидетелями грабительского нашествия стали купцы-баряне, которые решили воспользоваться удобной ситуацией и тем, что все жители сбежали от турок высоко в горы.
Барийский отряд высадился на берег и вошёл в храм святителя Николая, в котором остались всего четыре монаха. Под угрозами пыток они показали, что могила находится в одном из приделов под полом, украшенным мозаикой. Моряки взломали гробницу и начали доставать останки святого – по частям. Полностью забрать мощи не удалось. Несколько десятков жителей Мир успели добежать до храма.
В результате баряне взяли только часть мощей, включая голову, руки и верхнюю часть туловища святого Николая. Останки они бережно перенесли в церковь святителя Николая Чудотворца в центре Бари.
* * *
Ещё через десять лет в Мирах высадился и отряд венецианцев, участвовавших в 1-м Крестовом походе. И всё повторилось: в поисках гробницы они разбили половину храма, начали пытать монахов и в конце концов добились своего. Но поскольку останков Николая Чудотворца было мало, хитрые венецианцы добавили к ним останки из соседних могил – дескать, соседство со святым в какой-то мере освятило и эти останки неизвестных людей. Так в мире появилось две гробницы святителя Николая, и спор между Бари и Венецией разгорелся сильнее прежнего.
* * *
На Руси имя Николая Чудотворца получило известность уже при князе Ярославе Мудром. Именно по его приказу в киевском Софийском соборе было сделано мозаичное изображение святителя Николая. Известно, что воспитывался Ярослав на севере: сначала в Полоцке, в доме своей матери Рогнеды, потом княжил в Новгороде Великом, где особенно почитались покровители моряков. Однако настоящую популярность образ святого Николая обрёл уже при Владимире Мономахе, правившем в первой четверти XII века. Возможно, это связано с недовольством и борьбой русских князей с засильем византийского духовенства и купечества, заполонившего Киев. Из русских летописей известно, что в год принятия Владимиром титула князя в Киеве произошло несколько восстаний против греческих епископов во главе с митрополитом Нифонтом. Тогда-то в Киеве и появилось анонимное «Сказание повести, еже о перенесении честных мощей иже во святых отца нашего Николы архиепископа града Миры». В «Сказании…» подробно описывалось, как пресвитеру города Бари явился святитель Николай, повелел отправиться в разорённый город Миры и взять его мощи. Жители Бари так и сделали. Таким образом, перенесение останков святого стало как бы предзнаменованием будущего падения спесивой Византии.