Удивительно, но, вознёсшись на небо, Христос стал гораздо ближе к каждому из нас. Когда Он учил апостолов, то мог общаться лишь с теми, кто был с Ним рядом. Но с момента Вознесения, когда произошло то, о чём Иисус предупреждал ещё первосвященника Каиафу накануне Своего распятия: «Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией», Христос, пребывающей в вечности и в любой точке пространства, стал всегда открыт для общения каждому, кто ищет Его.
Вместе с тем Вознесение Господа – самое таинственное и тайное событие, которое крайне скупо описано в Евангелиях. Апостолы сообщили нам, что после завершения Своего земного пути Иисус Христос какое-то время ещё оставался со Своими учениками. И оставался в физическом смысле: Он то просил печёную рыбу поесть, то разрешал апостолу Фоме вложить пальцы в Свои раны.
Наконец, на 40-й день после Воскресения Господь зовёт апостолов в пригород Иерусалима – Вифанию. Там, на горе Елеон, они в последний раз видят Христа во плоти. Подняв руки, Он – как говорится в Евангелии от Иоанна – благословляет и утешает учеников: «Если бы вы Меня действительно любили, вы радовались бы, что Я иду к Отцу Моему. Для вас же лучше, чтобы Я пошёл к Отцу. Потому что Я приготовлю вам место, чтобы и вы были, где Я. Я пошлю вам от Отца Духа Утешителя, Который наставит вас на всякую истину».
И – как был, во плоти – вознёсся на небо.
Как именно вознесся – неизвестно, лишь евангелист Лука немного касается этой тайны: «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их».
Конечно, облако, которое взяло Господа, – это вовсе не обычное облако, продукт конденсата влаги.
Библейское облако – знак откровения и сокрытия. Облака укутали Синай в дни Завета, и там одно облако таило другое, из которого Господь говорил с Моисеем. И скинию, и храм освящало таинственное облако, как бы скрывая то, о чём говорить ещё рано. Исаия видел Бога-воина, навещавшего Египет верхом на облаке. Иезекииль и Даниил созерцали Творца и Судию, укрытого облаком от пророков Своих и тайновидцев.
Бог в облаке открывает Себя, в то же время и скрывая, потому что эти тайны требуют иного зрения – более духовного, нежели физического.
И тут же из этого облака апостолам следует Откровение о Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Евангелист Лука пишет: «И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознёсшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».
Лаконичность описания Вознесения Христа и последующего явления двух ангелов, по мнению богословов, имеет своё символическое обоснование. Так, святой Григорий Богослов говорит: «Спасителю не нужна была колесница, не нужна была помощь и Ангелов, ибо Творец Своей Божественной силой вознёсся на Небо. Возвратился туда, где пребывал от века…»
Об этом же говорит и святой Иоанн Златоуст: «Не при помощи кого-либо, ведущего Его, вознёсся Господь на небо, но Сам шёл этим путём».
То есть чтобы вознестись на небо и сесть одесную Отца, Христу не понадобилось развоплощаться, отбрасывая человеческое тело и земную душу – с её памятью, чувствами и желаниями. Всё наше человеческое преобразилось во Христе, оправдалось и ждёт новой жизни – после Вознесения.
Поэтому Новый Завет осмысляет Вознесение как событие радостное, а не грустное. Казалось бы, ученики должны печалиться, что расстались со Христом. Однако, согласно Луке, после Вознесения они «возвратились в Иерусалим с великою радостью и пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога».
Апостол Иоанн говорит о причинах радости прямо: «Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я».
То есть слова Христа «Отвергнись себя, возьми крест свой и последуй за Мной» касаются не только нашей сегодняшней жизни, но и жизни в Царствии Небесном. И главным следствием Вознесения Господня стало то, что с отмеченного момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Христос пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придёт на землю таким же образом, каким взошёл на небо.
* * *
Слово священника
О. Павел (Адельгейм): «В чём смысл Вознесения? Христос всегда пребывает на небесах с Отцом и Духом Своей божественной Сущностью. Теперь Христос восходит на небо, вознося в Себе Самом иную сущность – человеческую природу. Он воплотился не на время, а навсегда, соединив в Себе человеческое естество. Так говорит Халкидонский догмат об образе соединения Божества и человечества во Христе: „неслитно, нераздельно, неизменно и непреложно”. В этих антиномических категориях раскрывается единство человека с Богом. На землю сошёл Отчее Слово, Христос – истинный Бог наш. Вознёсся на небо Богочеловек Иисус Христос».
* * *
Отец Всеволод (Шпиллер): «Ученики уже не спрашивали Его у Елеонской горы: „Зачем Ты от нас уходишь, почему не остаёшься здесь, на земле, в этом мире, которому же Ты обещал Царство Небесное?”. Такие вопросы возникают у людей и сейчас: „А почему Он ушёл из этого мира?”. Но они возникают у людей недостаточно глубокой веры. Им обязательно нужно опереться здесь на какую-то силу. Если бы остался Христос здесь, на земле, тогда эта сила, свидетельствующая о себе (и не только о себе!), была бы здесь. И авторитет… Божья сила была бы здесь, рядом, в этом царстве владычествовал бы Царь, не было бы зла, всё было бы хорошо… Но Царство Христа – Царство не от мира сего. И вот они прощаются с Ним на Елеонской горе – Христос возносится.
Что значит Вознесение Христа, братья и сёстры? Возносится, уходит из этого мира в плоти, в теле человеческом, уносит его туда. А куда? В Божий мир! Вознесение есть прежде всего прославление человеческого естества, человеческой природы. Вознесение – это сила Рождества Христова, свидетельствующая о нерасторжимости земного с небесным. Именно для того, чтобы соединить небесное с земным, земное с небесным, для этого и пришёл Христос, для этого Сын Божий и родился, принял нашу человеческую природу, человеческое естество. Вознесение – это сила Воскресения Христова. Почему? Потому, что воскресший Христос должен был обрести силу, власть вознести воскрешённую Им плоть в другой – Божественный мир. Это сила Вознесения…»