Однажды за одним общим столом, когда разговор зашёл о вере и христианстве, одна молодая участница беседы сказала, что их семья православная, все крещеные, но в церковь никто не ходит, Писание не читает и дома не молится – на это, к сожалению, нет времени, да и вообще к этому ещё надо прийти самому. Но! Каждый год они всей семьёй в обязательном порядке смотрят прямую трансляцию из Иерусалима о схождении Благодатного огня, и каждый раз для них огромная радость и облегчение, что огонь всё-таки сошёл, а значит, конец света ещё не наступит.
Что же это за Благодатный огонь? Согласно распространённому мнению, это чудесным образом возжигаемый огонь по молитве православного патриарха. При этом часто подчеркивают конфессиональную принадлежность Благодатного огня, отказывающегося нисходить, на церкви, с которыми нарушено каноническое общение церквей православной юрисдикции. Говорят о том, что первые доли секунды или даже целые секунды этот огонь не жжёт и им можно умываться, хотя каких-то серьёзных свидетельств и фактов, подтверждающих первое и второе, не имеется.
Но вот совсем недавно появилось сообщение, что армянский священник публично заявил о вполне естественном возгорании Благодатного огня. Интересно, что, комментируя это заявление, пресс-секретарь патриарха Кирилла свящ. Александр Волков довольно обтекаемо высказался в защиту огня, где, кажется, защищает не чудесность его происхождения, а веру людей в эту чудесность. «Ко всему в нашем мире можно отнестись скептически, начать критиковать и находить аргументы против, но вот так выносить в публичную сферу вещи, которые могут смутить миллионы верующих людей, думаю, неправильно и не нужно», – цитирует священника РИА «Новости».
Диакон Андрей Кураев, когда-то комментировавший прямой эфир схождения Благодатного огня на ТВ эфире, после высказывания по этому поводу иерусалимского патриарха Феофила в 2008 году стал очень критично отзываться о чудесном происхождении этого огня. «Как вы знаете, эта церемония благодатного огня – это, так сказать, изображение (enactment), которое представляет собой первую Благую Весть (the first good news), первое Воскресение Господа нашего Иисуса Христа (the first resurrection). Это представление (representation) – как и все священные церемонии». В своем ЖЖ диакон Андрей приводит историю, описанную Викторией Кларк в книге «Holy Fire: The Battle for Christ's Tomb» (2005), где описывается конфликт между армянским священником и иерусалимским патриархом, когда последний не давал зажечь армянину лампаду от свечи, из-за чего тому пришлось воспользоваться зажигалкой.
В 2011 году начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме тоже очень осторожно высказался о Благодатном огне. «И мне всё равно, как появляется этот Огонь. Я не задаюсь вопросом, кто возжёг свечи: Бог, Ангел или Патриарх». Далее архимандрит Исидор цитирует митрополита Петрского Корнилия. «В случае с Благодатным огнем, или, как его называют по-гречески, Святым Светом, «речь идёт о естественном, природном свете, но молитвы, которые читают Патриарх или иной замещающий его архиерей, освящают этот естественный свет, и вследствие этого он имеет благодать Святого Света. Это естественный свет, который зажигают от Неугасимой Лампады, хранящейся в ризнице храма Воскресения. Но молитвы имеют силу освящать естественный свет, и он становится и сверхъестественным светом. Чудо – в эпиклезе, в молитве архиерея; ею освящается этот свет». То есть мы видим, что здесь епископ напрямую говорит о вполне естественном происхождении св. огня. Архимандрит Исидор, не решаясь это сделать напрямую, делает это опосредованно, цитируя иерусалимского владыку.
Нужно отметить, что ещё задолго до архимандрита Исидора другой начальник Русской миссии в Иерусалиме, епископ Порфирий (Успенский), писал: «Иеродиакон, забравшись в часовню Гроба в то время, когда, по общему верованию, сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая никогда не угасает, итак Благодатный огонь не есть чудо. Об этом сам он говорил мне сегодня». Почему же греческие епископы не разоблачали неправду о чудесном схождении огня? Об этом также пишет епископ Порфирий, цитируя филадельфийского епископа Дионисия. «Рассказавши всё это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и вразумит, и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба».
То есть мы видим, что уже в XIX веке священноначалию нашей церкви было вполне известно о происхождении этого огня. Что же в XX веке? В 1949 году профессор Ленинградской духовной академии Н.Д. Успенский сделал доклад «К истории обряда святого огня, совершаемого в Великую Субботу в Иерусалиме», где убедительно доказывает, что обряд св. огня – это просто богослужебный чин, восходящий к чину возжжения светильника на вечерне в древней церкви. Казалось бы, уж после этого доклада одного из авторитетнейших отечественных литургистов никаких вопросов по поводу происхождения благодатного огня быть не должно!
Но, как оказывается, люди очень часто видят то, что хотят видеть и слышать. Хотя даже без историко-научных изысканий понятно, что данное чудо противоречит духу и смыслу Евангелия. «Кажется, было бы кощунством требовать сверхъестественного огня для лампад от Того, Который для величайшего таинства евхаристии взял естественные плоды земли – хлеб и вино», – говорит проф. Успенский. «Господь Бог – не пиротехник, чтобы устраивать праздничный фейерверк к очередному поп-шоу» – утверждает Александр Мусин, доктор исторических наук, кандидат богословия.
С какой же целью церковное начальство, в частности в нашей церкви, поддерживает легенду о чудесном происхождении огня, почему миллионы людей этому верят, несмотря на объективные данные и всем доступную информацию? Думаю, что со стороны церковных властей это не является каким-то злонамеренным обманом. Для них это возможная форма миссии, привлечения людей в церковь в эпоху высоких технологий. Хлеба и чуда – вот что нужно людям, вот что является мощным стимулом и мотиватором для человека во все времена. Хлебом сейчас церковные структуры особо помочь не могут, но вот потребность в чуде удовлетворить пока возможность есть. Но разве не хлеб и чудо отверг Христос как способ привлечения людей к Себе, чтобы донести до них Благую весть о Царстве Божьем? Насколько адекватным сейчас являются такие вполне манипулятивные вещи, как пояс Богородицы, дары волхвов, мощи и проч. для того, чтобы действительно привлечь людей к Богу и в Церковь? Мы видим, что Христос категорически отвергает такие способы. Более того, мы видим, кто Христу их предлагает. Так не является ли ежегодное тиражирование чуда благодатного огня новой интерпретаций старого и недоброго искушения? В легенде о чудесном происхождении Благодатного огня говорится, что, если огонь не сойдёт, то наступит конец света. Так если даже чудо Благодатного огня действительно существует, то христиане на каждой литургии молятся о прекращении его нисхождения в молитве «Отец наш Небесный», произнося строчки: «да придет Царство Твое», так как для христиан конец этого света – это на самом деле начало нового, которого они ждут с Пришествием Иисуса Христа, которое, по мнению поклонников Благодатного огня, этим самым огнём оттягивается.