История воскрешения друга Христова, Лазаря, особенная. Недаром ей уделена вся 11-я глава в самом таинственном из Евангелий – от Иоанна, что, конечно, большая щедрость для очень лаконичного священного текста. Иоанн рассказывает нам, как Христа предупреждают, что его друг Лазарь болен, но только через 2 дня после этого предупреждения Он отправляется вместе с апостолами в пригород Иерусалима – Вифанию – к уже умершему Лазарю. Они идут четыре дня, покойный уже смердит, но Иисус, не смутившись этим, подходит к могильной пещере и громко восклицает: «Лазарь, выходи!» Через некоторое время замотанный в погребальные пелены друг Христа выходит из могилы. Неслыханное происшествие стало последним сигналом для старейшин, чтобы вынести Христу негласный смертный приговор: они боялись, что какой-то чудотворец составляет угрозу авторитету их веры и власти в израильском народе.
В этом повествовании много необычного. И то, что смердящий труп оживает, поражает нас так же, как и то, что мы видим Сына Божьего с очень личной стороны. В Евангелии таких мест немало, но это – выдающееся. Здесь простой человек, Лазарь, назван другом Христа, тем, кого Он любит, чья смерть вызывает у Него слёзы. Как тут не вспомнить слова Габриэля Марселя: «Сказать человеку “я тебя люблю” – то же, что сказать “ты никогда не умрешь”». Многие отмечают, что воскрешение Лазаря значительнее других воскрешений именно потому, что не усомнишься в смерти того, чьё тело уже начало разлагаться, что это не какое-то забытьё или клиническая смерть, не летаргический сон и т. п., как это могло быть с воскрешением сына вдовы (Лк 7:11–16) или дочери Иаира (Мк 5:22). Это чудо – знак приближающейся победы над абсолютным властелином мира и людей – смертью. Христос воскрешает Лазаря и тем, как поётся на богослужении, утверждает «всеобщее воскресение» до Своей смерти и Воскресения: «Лазаря у тебя, смерть, Христос уже отнял. Где же твоя победа?»
В Евангелии мы видим и то, что этот поход Христа в дом Лазаря с самого начала был рискованным предприятием, иудейские начальники уже искали Его, чтобы арестовать. «Идём и мы, чтобы умереть с Ним», – восклицает апостол Фома Близнец, узнав о намерениях Иисуса идти под Иерусалим, где жил Лазарь и его сёстры, Марфа и Мария.
Хотя события воскрешения Лазаря и Входа в Иерусалим в реальном времени отделяло не меньше месяца, в церковном календаре – богослужебном времени – они следуют одно за другим. Во Христе любовь к Богу, личная любовь-дружба и любовь к своему народу, попечение об их судьбе стоят рядом, не только не противореча друг другу, но друг друга подразумевая и дополняя. Люди чувствовали это, и многие, видевшие воскресение Лазаря, как говорит Евангелие, «уверовали в Него».
Вифания была рядом с Иерусалимом, и, наверное, они (кто?) тоже были среди народа, встречавшего Его, когда он, сидя на молодом ослике, въезжал в святой город как мирный царь, которого многие ждут и с радостью принимают. Люди снимали одежды и бросали пальмовые ветви, устилая дорогу перед новым царём, и кричали «осанна» – небо послало нам спасение!
И действительно, народ израильский ждал не только освобождения от римских оккупантов, которые в 1 веке захватили их землю. Народ надеялся, что придёт Царь, который, согласно древним пророчествам, принесёт им господство над всей землёй. Ждал и дождался!
Но вскоре стало ясно, что ожидания древнего народа не оправдались. Власть над всей землей оказалась не политической, военной, экономической – государственной властью. Власть Христова – правды и милости Божьей – была силой любви, не берущей в руки оружие, не отнимающей ничьей жизни и ничьей свободы. Большинство иудеев были к этому не готовы.
Поэтому поднятая ввысь ветвь пальмы или вербы – это не только знак духовной весны, обновления жизни, грядущей победы над смертью. Это еще и проверка подлинности нашей надежды и нашей веры. Того ли мы ждём от Него?
Через несколько дней те, чьи ожидания оказались обманутыми, отдадут Христа на глумление и жестокую казнь. Но за это же время появятся и те, кто, услышав Его слово, увидев смерть и воскресение Иисуса, захотят последовать по безоружному пути любви, который для каждого к воскресению идет по Via dolorosa – скорбной дороге на крест. Сначала их будет лишь горстка, на которую ополчится весь мир, предавая их гонениям и казням силой земной власти. Но власть любви окажется неодолимой для сил этого мира, и вскоре на земле появится целый новый народ, послушный этой власти, – христиане, народ, который, по предсказанию своего родоначальника Христа, переживёт этот мир.