…На великий праздник Рош ха-Шана, то есть День Суда, еврейский новый год, священнику Захарии из Иерусалимского храма выпал жребий совершить каждение – особый обряд, когда золотым ковшом ссыпали ладан и благовония на горящие угли в чаше огромного каменного жертвенника, что был установлен перед входом в Святая Святых. Для этого священник один входил в Святилище, в то время как весь народ молился в предназначенной для него открытой части храма – «во дворе».
Но в этот раз священник Захария задержался в Святилище дольше обычного. А когда он появился, окутанный благоуханным дымом, все поняли, что произошло что-то необычное: Захария от страха дрожал всем телом и не мог произнести ни слова...
Только своей жене праведной Елизавете он смог жестами объяснить, что у жертвенника он увидел самого архангела Гавриила, возвестившему ему весть о скором пришествии Мессии.
И о том, что у них наконец-то родится сын – величайший на Земле из пророков.
* * *
«Предтеча» дословно означает «тот, кто течёт перед», «первопроходец». И пророку Иоанну выпала непростая роль: он должен был подготовить иудеев – «народ Божий» – к пришествию Спасителя и Мессии Иисуса Христа. Ведь любовь Господа нашего к Своим детям настолько велика, что Творец не считал возможным явиться без приглашения даже к Своему народу. Следовательно, Господу нужен был тот, кто соберёт иудеев вместе, призовёт их к покаянию и отречению от фальшивых ценностей мира сего, подготовив людей к принятию Нового завета от Самого Христа.
Неудивительно, что Сам Господь наш Иисус Христос говорил об Иоанне Предтече, что он больший из рождённых жёнами и первый среди всех пророков.
И, как и все величайшие пророки древности, Иоанн был рождён по Промыслу Божиему.
Его родителями была престарелая пара – священник Захария из рода Аарона и праведная Елисавета из рода царя Давида, которые уже отчаялись завести собственных детей. Надо сказать, что бездетность считалась у иудеев признаком гнева Господа и наказанием за тяжкие грехи, поэтому к таким супругам относились в обществе с большим предубеждением, нередко ущемляли их в правах и осуждали – несмотря на то что и первый патриарх еврейского народа Авраам с супругой Саррой тоже долгое время считались бездетными.
Но именно к Захарии и явился архангел Гавриил. Евангелист Лука пишет:
«Тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него...» (Лк 1: 11–12).
Страх священника был понятен: по иудейским обычаям, явление ангела означало приближение смерти.
«Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя». Разумеется, Захария, будучи с женой столь старым, да ещё в такой торжественный момент богослужения на праздник Рош ха-Шана и накануне Дня искупления – Йом-Кипур – вряд ли молился о даровании ему сына. Нет, Захария, как и все священники Иерусалимского храма, молился о прощении Богом Своего непутевого народа и о скором наступлении Царства Мессии – именно об этой его молитве архангел Гавриил и сказал, что она услышана. Но Господь всегда откликается на молитвы верующих в полноте, даруя сверх просимого – всё, что человеку действительно необходимо.
Поэтому молитва Захарии получила высокую награду: он и Елизавета не только получат сына от Бога, но их сын Иоанн станет Предтечею Мессии, прихода которого он так напряжённо ожидал.
«И жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк 1:13–17).
Но священник не поверил посланнику Небес и в наказание за это был лишён Богом возможности говорить.
* * *
И действительно, после возвращения Захарии домой его жена Елисавета зачала, но пять месяцев скрывала это, боясь, что люди могут не поверить этому и осмеять её, а сама в душе радовалась и благодарила Бога.
Когда Елисавета в положенный срок родила сына, то на восьмой день все родственники и друзья пришли к ним домой, чтобы совершить обряд обрезания: именно через обрезание крайней плоти новорождённый вступал в общество избранного народа Божия, и потому день обрезания считался радостным семейным праздником.
При обрезании новорождённому давалось имя, обыкновенно в честь кого-либо из старших сродников. Но молчавший Захария взял доску для письма, покрытую воском, и написал: «Иоанн будет имя ему». И в тот же момент, по предсказанию архангела Гавриила, к нему вернулся дар речи, и Захария в пророческом вдохновении стал прославлять Бога.
«И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего...» (Лк 1:67–70).
«Рог спасения» – это прямое обращение к Закону, который Христос пришёл исполнить. В Законе существовало положение, согласно которому преступники, преследуемые мстителями, убегали к жертвеннику всесожжения в Иерусалимском храме и, ухватившись за его рог, они считались неприкосновенными – уже под защитой Бога (3 Цар. 2:28). Так и весь человеческий род, угнетаемый грехами и преследуемый за это Божественным правосудием, нашёл себе спасение во Христе Иисусе. Это спасение не есть только избавление Израиля от власти Римской империи, как думало в то время большинство евреев, но исполнение завета Божия о восстановлении единства между Богом и человеком, данного Господом ветхозаветным праотцам.
* * *
А через шесть месяцев после рождества Иоанна в семье юной Марии, родственницы Елисаветы, служившей с раннего детства при Иерусалимском храме, родился сын Иисус.
По преданию, когда слух о рождении Мессии и Царя иудейского дошёл до подозрительного царя Ирода Великого, он отдал приказ воином найти и убить всех младенцев. родившихся в указанные даты. Ирод вспомнил и о сыне Захарии, послав убийц и в его дом возле Хеврона – на юг от Иерусалима.
Захария в то время совершал служение в храме, а Елисавета скрылась с сыном в пустыне. Рассерженные солдаты схватили Захарию и стали пытать, а потом убили его между храмом и жертвенником, о чём вспоминает Господь в Своей обличительной речи к фарисеям: «Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником» (Матф. 23:35).
Иоанн избежал смерти. Он вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью – постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким мёдом и «акридами», то есть саранчой.
Подобно новому Адаму, Иоанн вернулся к жизни в гармонии с природой, и его дух ничуть не тревожили заботы окружающего мира.
* * *
Когда же Иоанну исполнилось 30 лет, Господь призвал его к проповеди еврейскому народу. Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн пришёл к берегам Иордана – реки, символизирующей границу Земли Обетованной. Туда в те годы стекался народ из всех окрестных городов и селений, чтобы совершить обряды очистительных омовений.
Иудеи с изумлением и страхом слушали сурового аскета, презирающего все ценности и богатства этого мира, который с яростью обличал иудеев, возомнивших себя Богоизбранным народом только за счёт происхождения от рода Авраама. Он призывал иудеев к покаянию: прежде чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься и таким образом приготовить себя к принятию Спасителя в сердце своём.
Повторяя слова пророка Исайи, Иоанн говорил: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Исаия 40:3).
О личности Иоанна среди иудеев ходили самые невероятные слухи. Так, одни считали его вернувшимся пророком Илиёй, которого, по преданию, ангелы живым вознесли на Небеса. Другие же спрашивали пророка, не он ли и есть тот самый Мессия, Которого евреи ждут уже много веков. Но Иоанн неизменно отвечал: «Я крещу вас водой, но идёт Сильнейший меня… Он будет крестить вас Духом Святым и огнём».