Слово «ангел» в переводе с греческого означает «вестник», что указывает на основную задачу этих бестелесных духов: именно через ангелов Господь возвещает людям Свою волю.
Об ангелах мы узнаём с первых страниц Священного Писания – например, в книге Бытия говорится о херувиме с огненным мечом, поставленном у врат рая, о видении патриархом Иаковом лестницы, по которой спускались и поднимались ангелы Божии. Также Священное писание повествует, что перед неприступной славой Божией всегда предстоят семь ангелов высочайшего чина, начальствующих князей ангельских. Святой Иоанн Богослов вспоминает об этих семи начальствующих ангелах, говоря: «Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядёт, и от семи духов, находящихся перед престолом Его» (Откр. 1: 4). В числе этих семи особо выделяются двое архангелов – архистратиг Михаил и архистратиг Гавриил.
О первом говорится в Книге пророка Даниила и Откровении Иоанна Богослова: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе» (Откр. 12: 7–8).
Святой архангел Гавриил, чьё имя означает «Крепость Божия», является весьма деятельным персонажем Нового завета, возвещавшим людям о приходе Спасителя.
В частности, архангел Гавриил являлся праведной Анне с вестью о рождении от неё Преблагословенной Девы Марии.
Гавриил явился и Самой Пресвятой Деве, возвестив Ей зачатие Сына Божия действием в Ней Духа Святого. Также явился он во сне и Иосифу, объяснив ему, что Отроковица осталась невинной, ибо Зачатое в ней от Духа Святого: «Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их» (Мф 1: 19–21).
По Преданию Церкви, святой архангел так же незримо пребывал со святой Девой Марией в Иерусалимском храме и впоследствии охранял Её во всё время земной жизни.
Также Гавриил во время праздничной службы в Иерусалимском храме явился и священнику Захарии, стоявшему в алтаря у входа в Святая Святых, возвестив ему разрешение от неплодства престарелой жены его Елисаветы и предсказав рождение Предтечи Господня – Иоанна Крестителя, а когда тот не поверил, связал язык его немотой до дня исполнения слов его: «Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в своё время» (Лк 1: 19–20).
А когда Господь наш родился в Вифлееме, архангел Гавриил явился пастырям, стерегущим ночью стада свои, и сказал: «Возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям; ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. А затем тотчас со множеством небесных воинов воспел: “Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение” (Лк 2: 10–14).
Наконец, Гавриил молился вместе с Господом в Гефсиманском саду: «Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк 22: 43–44).
Помимо этого, жёны-мироносицы услышали от архангела радостную весть о Воскресении Христа. «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мёртвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мёртвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам» (Мф 28: 1–7).
* * *
В древней церкви существовала традиция общего почитания архангелов в день Собора Бесплотных сил, при этом Михаила признавали за первого среди равных небесных чинов.
Гавриил же пользовался особым почитанием в Назарете, в котором над тем самым источником, где – по преданию – архангел явился Деве Марии во время Благовещения, был построен храм.
Но уже с IX века появляется особый праздник Собора архангела Гавриила, который празднуется на следующий день после праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Древнейшая запись об этом празднике содержится в хронике Студийского монастыря, датированной 891 годом. Кстати, именно в этом монастыре и был разработан Студийский устав, определявший порядок богослужения в православной церкви IX–XIV веков.
В XV веке, когда на смену Студийскому пришел Иерусалимский устав, в православной церкви было установлено и второе празднование в честь архангела Гавриила – 13 июля по старому стилю (26 июля – по новому). Причём установление этого праздника было самым непосредственным образом связано с составлением самого Иерусалимского устава – вернее, самой известной молитвы, посвящённой Богородице.
Церковное предание рассказывает, что в конце Х века архангел Гавриил в образе обычного монаха явился некоему иноку близ монастыря Пантократор, что на Афоне. И попросился на ночлег в уединённую монашескую келью.
Наутро оба они встали на молитву перед иконой Божией Матери «Милостивая». Инок по обыкновению славил Богородицу словами древнейшей Песни Богородицы: «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем».
Но незнакомец, возвысив голос, начал это песнопение со слов: «Достойно есть яко воистину славить Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего».
Инок попросил записать начало молитвы. Но в монашеской келье не оказалось ни чернил, ни пергамента, ни церы – дощечки с воском. Тогда незнакомец просто стал писать пальцем по каменной плите, стоявшей в келье и заменившей иноку стол. И все буквы отпечатались на каменной поверхности, словно это был не известняк, а воск. После этого архангел, назвав изумлённому иноку своё имя, исчез, а ангельская редактура была внесена во все православные богослужения.
* * *
Но потребность в «редактуре» возникла не сама по себе. Песня Богородицы создавалась в те времена, когда существовали ереси о том, что Деву Марию правильно называть не Богородица, а Христородица. Виной тому стали различные ереси, утверждавшие, что Христос не родился Богом, но стал Им, а значит, Дева Мария – Христородица, а не Богородица. Велись серьёзные дискуссии на эту тему, но Церковь решительно отказалась от этого еретического утверждения, так как оно умаляло славу Божией Матери.
Только III Вселенский собор 431 года закрепил за Марией титул «Богородица».
И молитва «Честнейшую херувим...» подтверждает это определение Богородицы: Дева Мария является «сущей Богородицей», то есть настоящей. Родившей «без истления» Господа нашего, то есть без всякого умаления Его Божественной природы. И поэтому в славе Своей Дева Мария превзошла всех высших ангельских чинов.
А вот в Х веке шло установление праздника Успения Богородицы (ныне празднуется 28 августа по новому стилю) и предшествующего ему двухнедельного поста. Также, согласно церковному преданию, за смертью Марии последовали Её Воскресение и Вознесение – следом за Сыном. И об этом и напоминают слова молитвы, называющей Марию «всегда блаженной».
Но что значит для христиан это определение?
Богослов о. Сергий (Булгаков) в своих трудах попытался дать ответ на этот совсем непростой вопрос:
«Успение Пресвятой Богородицы вместе с Ее воскресением и вознесением догматически означает Ее небесное прославление, однако это Ее восхождение в небо не есть исхождение из тварного мира, подобное вознесению Господа и Его одесную Отца сидению, но пребывание на грани мира: «во Успении мира не оставила еси, Богородице». В известном смысле это «место» пребывания Пресвятой Богородицы в честном Ее Успении может быть уподоблено пребыванию в загробном мире в смысле отделенности от нашего мира, хотя и отличается пребыванием Пресвятой Богородицы и Ее прославленном теле. Как же следует догматически уразумевать явления Пресвятой Богородицы в мире святым Своим избранникам? В известном смысле Она остается ближе к «неоставленному Ею в успении» миру, нежели Вознесшийся в небо Господь (хотя по силе Своего воплощения Он «пребывает с нами во вся дни до скончания века»). Но вместе с тем Она выше и в этом смысле дальше от нас всего загробного и даже ангельского мира, как «честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим».